Ездить «за пять» осталось недолго

Водители коммерческих автобусов во Владивостоке настаивают на увеличении платы за проезд и наведении порядка в перевозках льготников.

25 дек. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1285 от 25 дек. 2002

Водители коммерческих автобусов во Владивостоке настаивают на увеличении платы за проезд и наведении порядка в перевозках льготников.

Соответствующее обращение от местного отделения отраслевого профсоюза водителей поступило в думу Владивостока. В ответ на это представителям профсоюза было предложено внести свои предложения и замечания в проект общих правил организации общественного городского транспорта, а также представить обоснованные расчеты стоимости проезда в общественном транспорте. Скорее всего билеты подорожают в новом году.

Сколько все же будет стоить проезд в общественном транспорте в новом году? Этот вопрос сегодня  волнует всех жителей Владивостока и края. Однозначно можно сказать, что больше, чем сейчас, – это утверждают чиновники всех уровней.

Тарифы на пассажирские перевозки, выполняемые по муниципальному заказу, устанавливаются администрацией края и органами местного самоуправления – об этом гласит  статья 6 краевого закона  “О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в ПК”.  Как объяснил заместитель руководителя департамента транспорта и связи администрации Приморского края Александр Лашин, перевозчик представляет расчетную стоимость тарифа в  органы местного самоуправления, которые и дают заключение того, насколько он реален. Роль краевой администрации в этом вопросе – обеспечение единой политики ценообразования по краю. Соответственно, при повышении тарифа в администрации города и края  должны поступить расчеты с обоснованием такой необходимости. Перевозчик же, действующий вне муниципального заказа, не контролируется органом местного самоуправления.

Размер тарифа на пассажирские перевозки складывается с учетом бюджетного субсидирования. Разница между себестоимостью перевозки пассажиров и бюджетными субсидиями дает итоговую сумму, которую и платит пассажир. По информации главы администрации Владивостока Юрия Копылова, сегодня реальная стоимость проезда на трамвае во Владивостоке составляет 39 рублей, на автобусе – 16. Разница оплачивается из городского бюджета, а он не резиновый. Если три года назад в городской казне оставалось 69 процентов от всех заработанных денег, то сегодня – 24 процента. При таких условиях покрывать затраты перевозчиков все труднее. Глава Владивостока предполагает, что в январе перевозчики предложат новую цену билета  в городском транспорте -  10 рублей, так как фактические затраты  гораздо выше, чем заложенные в нынешний тариф.

Повышение цены на топливо, увеличение тарифа за коммунальные услуги, тепло- и электроэнергию, обслуживание подвижного состава – все это элементы цены. Даже повышение пошлин сказывается на перевозках – запчасти на автобусы, абсолютное большинство которых иностранного производства, сегодня тоже поднялись в цене. Это в большинстве своем  понимают специалисты городской и краевой администрации.

Однако председатель комитета по ценообразованию и контролю за ценами администрации Приморского края Борис  Курдюков занимает более жесткую позицию. Он считает, что неважно, каким образом поставщик услуг осуществляет свое дело – единственной объективной причиной для повышения стоимости проезда может стать подорожание топлива. “Сейчас причин для увеличения стоимости проезда я не вижу, если топливо подорожает, только тогда”…...

В том же, что цена топлива увеличится, сомневаться не приходится. Уже с начала будущего года вступят в силу изменения Налогового кодекса, в соответствии с которыми схема уплаты акцизов на топливо переносится с нефтеперерабатывающих заводов на владельцев автозаправок. Применение новой системы уплаты акцизов, по мнению аналитиков, вызовет рост цен на топливо на 10-12 процентов, безотносительно к сезонности.

Вот и выходит, что, как ни крути, билеты в городском транспорте подорожают. По самым оптимистическим оценкам, на рубль-два, по пессимистическим – фирмы-перевозчики запросят 10 рублей. Возможно, что, выбравшись на улицу после новогоднего застолья, мы и не сразу заметим, что платить надо больше.