Ужасы спасского городка
Зима в Спасск ворвалась рано и сказочно. Вместо жестоких морозов, сковывающих до цементной крепости землю, массы пушистого снега, обрушившиеся на город в октябре, укрыли все непотребство жизнедеятельности человека, теперь не убираемое годами. Сказка со снежными забавами продолжалась недолго. Сегодня не растаявший из-за устойчивых морозов и неубранный снег почернел от сажи и автомобильных выхлопов, город прочертили тропки, а дороги, окаймленные бело-серыми брустверами, покрылись смерзшимися комьями и ледяной коркой, превратившей езду по ним в крайне опасное занятие.
Зима в Спасск ворвалась рано и сказочно. Вместо жестоких морозов, сковывающих до цементной крепости землю, массы пушистого снега, обрушившиеся на город в октябре, укрыли все непотребство жизнедеятельности человека, теперь не убираемое годами. Сказка со снежными забавами продолжалась недолго. Сегодня не растаявший из-за устойчивых морозов и неубранный снег почернел от сажи и автомобильных выхлопов, город прочертили тропки, а дороги, окаймленные бело-серыми брустверами, покрылись смерзшимися комьями и ледяной коркой, превратившей езду по ним в крайне опасное занятие.
ИСПОЛКОМ УЗНАЕМ ПО АСФАЛЬТУ
Когда Михаил Жванецкий лет десять назад вставлял эту фразу в свой очередной монолог, то имел в виду практику благоустройства поселков и городов России вообще – сначала площадь у главного административного здания, а остальное потом, то есть никогда. В Спасске, конечно, асфальта, наверное, куда больше, да только теперь его не видно.
Основные транспортные артерии города после обильного октябрьского снегопада капитально никто чистить и не думал. Кое-как сгребли свежий снег к обочинам, да так все и оставили. До тротуаров и вовсе дело не дошло, спассчане собственной обувью пробили себе тропки, да так и скользят по ним вот уже более полутора месяцев. А по дорогам елозят авто, и не дай бог попытаться перейти на другую сторону – ведь надо непременно преодолеть обледеневший сугроб.
В Спасске с содроганием рассказывают о женщине, которая соскользнула с такого сугроба на проезжую часть. Водитель тоже не сумел справиться с машиной на обледенелой дороге и переехал женщине ноги. Осталась жива, конечно, но страдания – на всю оставшуюся жизнь.
Городские кварталы и дворы тоже не дышат уютом и не зовут на свои скамейки. Забетонированные крепчайшим серо-черным снежным настом, они в последние месяцы стали еще и складами бытового мусора, который городские службы перестали вывозить. Конфликт замешан все на том же – на зарплате.
На улице Маяковского (этот микрорайон, между прочим, жители называют Шанхаем) бригада “В” и вовсе увидела весь букет устоявшихся в Спасске норм благоустройства. Все тот же грязный наст, хорошо держащий человека, огромная наледь фекалий, прикрывшая все подходы к дому номер 23, а за ней, в глубине двора – куча бытовых отходов, уже полностью скрывших мусорные контейнеры. И весь город опоясали теплотрассы, поднятые над землей на два и более метров. Этакий техногенный населенный пункт из фантастических фильмов, пункт, в котором жить не хочется.
Лишь в административном центре город начинает приобретать некоторые черты цивилизованности, да и то… С площади снег сгребли в кучу, оголив-таки асфальт, да так и оставили. В прежние годы в это время здесь уже красовалась елка, а теперь два мужика, взобравшись на вершину сугроба, что-то там ковыряют с помощью лома и какой-то матери.
"ТИТАНИК"
Елизавета Николаевна Митрофанова, всю жизнь отработавшая на стройке, в том числе 25 лет на кране, а теперь вышедшая на пенсию, не смогла скрыть слез. Рассказывала она о своем житье-бытье в собственной четырехкомнатной квартире, которую она получила 32 года в тогда новом, с иголочки, доме номер 100/2 по улице Красногвардейской. Нет, первые два с половиной десятка лет дом почти полностью соответствовал своему прямому предназначению, но рубеж веков пройти не смог.
Крыша начала течь в 1999 году, позже прибавилась канализация, которая с завидной регулярностью затапливает подвал, и к этой четырехподъездной пятиэтажке сразу же прилепилось емкое прозвище – Титаник. Нам показывали документы, и поверьте на слово: об этом доме знает вся Россия – от местной администрации до приемной президента, и очень может быть, что по каким-то бумагам там все в порядке. Например, еще в 2000 году первый заместитель главы местной администрации г-н Вервейко (нынешний, кстати) бодро сообщил жителям, что заказана проектно-сметная документация на замену мягкой кровли на шатровую. Ни документации, ни крыши, конечно, никто еще не видел. А вот посмотреть, как тут живут, это очень даже просто – люди здесь не держат двери закрытыми. И дают даже ключи от квартир, которые покинуты хозяевами. Но, должны предупредить, зрелище это не для слабонервных, а астматикам здесь появляться противопоказано.
Пятый этаж жильем можно назвать условно. Зеленый с чернью потолок, покрытые плесенью потолки и стены и натуральный лягушатник на подоконниках. Влажность даже зимой превышает все мыслимые нормативы. И, главное, запах – гнилостно-затхлый, точнее даже болотный, он пропитал весь дом, все вещи жильцов, да и самих людей, которым к тому же помыться негде. Горячее водоснабжение здесь не раздельное, то есть в ванну подается та же вода, что и в батарее отопления. А она, как и везде, – желто-черная.
В дожди пятый этаж принимает на себя потоки воды, но удержать не может, и она по стенам достигает квартир третьего этажа, где тоже на потолках растут грибы. А снизу поджимает канализация, добавляющая влажности и ароматов нижним этажам.
Кстати, в конце октября дом собрались подключать к отоплению, так слесарь до кранов добирался, рассказывают, в водолазном костюме и то нахлебался, провалившись по грудь. Скорее всего, это была “рабочая” одежда солдат-химиков, которой пользуются рыбаки-любители, – прорезиненный комбинезон с сапогами и такая же куртка. Между прочим, в комплект входит и противогаз, что тоже нелишне.
Елизавета Николаевна Митрофанова не скрывает, что ее дети сейчас пытаются купить для нее квартиру – они имеют такую возможность. Честь и хвала таким детям. Некоторые жильцы переселились к своим родственникам, оставив квартиры, впрочем, за собой, а ключи отдав соседям. На первом этаже в пустых квартирах заколочены окна. Но абсолютному большинству приходится приспосабливаться. В 68-й квартире, например, установили под потолком водосток, и десятилетняя Алена уже привыкла во время дождей держать под ним тазик.
Но это все – что мертвому припарка. Жить на “Титанике” просто нельзя.
А БЕЗ ВОДЫ ОСТАВЛЯТЬ НЕ ПРОБОВАЛИ?
Никогда Спасск не испытывал недостатка в питьевой воде. Запасов в Вишневском водохранилище хватало с избытком. Да и сейчас ее хватает, а то, что ее нет в кранах, так это исключительно от реформаторской лихости и каких-то пожухлых принципов народных избранников.
Как и везде, было в Спасске управление водоканала. Как и везде, в свое время оно попало в экономический цейтнот. Но если в крае как-то пытаются сохранить эту структуру, поскольку вообще ее трогать – это создавать себе головную боль, то в Спасске решили проблему кардинально: обанкротили управление, а на его основных фондах и кадрах глава города создал МУП “Нептун”. Грозное название не испугало депутатов, которые решили, что нарушено их священное право участвовать в “реструктиризации” городского хозяйства, и почти год не включали это предприятие в расходную часть бюджета. Они даже не послушались прокурора, который доказывал им, что они не имеют право оставлять за бюджетом муниципальное предприятие.
Может, там что-то и нарушено, да только за любым решением депутатов, видимо, должна стоять забота о насущных нуждах избирателей – мы вправе на это рассчитывать - а не удовлетворение собственных амбиций, к тому же за счет налогоплательщиков. Что в итоге этого конфликта между двумя ветвями власти имеет Спасск? Мэрия не могла компенсировать МУП “Нептун” разницу в тарифах, поскольку не было такой строки в бюджете. Образовалась общая задолженность города перед ним в размере более четырех миллионов рублей. Коллектив восемь месяцев не получает зарплату и в свою очередь завернул кран, а также массово написал заявления об увольнении. Сегодня давление позволяет обеспечивать водой котельные города, но и только. Капли доходят до нижних этажей центра, а, например, микрорайон им. 50-летия Спасска полностью остался без воды.
Потешив свое самолюбие, 5 декабря городская дума включила-таки “Нептун” в расходную часть бюджета. Конфликт этим, однако, не исчерпан. Ведь долг по зарплате так и не погашен. То есть коллективу кое-какой аванец, конечно, бросили, но на подачки он уже не согласен и прочно держит руку на общегородском кране.
Ясно, что во всей этой истории масса ньюансов, но ни один из них так и не позволяет понять, из-за чего, собственно, ломались копья целый год и из-за чего, собственно, спассчане подверглись экзекуции на выживание. Ведь воды на местном гидроузле – пей - не хочу.
ПРОСТО АНЕКДОТ
Глава администрации Спасска Сергей Чусанков – студент. По какой-то там системе он получает образование в одном из филиалов ВГУЭС и потому в городе гость редкий. И совершенно зря. Ему бы в ходе предвыборной кампании, как водится, посулившему спассчанам воз и еще маленькую тележку благ, хотя бы ради собственного имиджа разгрести завалы в городском хозяйстве, да найти общий язык с депутатами. Зачем корчить из себя две непримиримые стенки, которые, между прочим, прессуют налогоплательщика, а не собственно участников драчки.
Конечно, учеба - дело нужное, да и заместители, аппарат вроде бы есть. Да только никто из них обещаний горожанам не давал. К тому же любая власть у нас ассоциируется прежде всего с лидером, в данном случае – с главой города. А про него, мэра, здесь слагают андекдоты.
В одном из учреждений города стали свидетелями спонтанно возникшего диалога.
- Мэр в городе.
- Быть этого не может.
- Точно говорю, его секретарша понесла в приемную колбасу.
Вот так и узнаем: исполком по асфальту, депутатов – по их степени вредительства интересам избирателей, о присутствии мэра в городе – по колбасе к чаю-кофе.
Полагаю, г-н Керенский, с легкой руки которого в 1917 году Спасску был присвоен статус города, сегодня обратил бы его в вольное поселение, где все выживали бы, как могли. И выжили бы, тем более госнадстройку не надо было бы кормить.
Автор: Евгений ИЗЪЮРОВ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток».