Новоселье «без допуска»

Заселен кооперативный дом на 440 квартир по Надибаидзе, 17 – «осколок» замышлявшегося 10 лет назад рыбацкого микрорайона на Чуркине. Из новоселов почти 70 процентов – рыбаки, зачастую бывшие. Многие – еще из той самой очереди на жилье, которая была передана жилищно-строительному кооперативу № 88 Владивостокской базой тралового и рефрижераторного флота.

24 дек. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1284 от 24 дек. 2002

Заселен кооперативный дом на 440 квартир по Надибаидзе, 17 – «осколок» замышлявшегося 10 лет назад рыбацкого микрорайона на Чуркине. Из новоселов почти 70 процентов – рыбаки, зачастую бывшие. Многие – еще из той самой очереди на жилье, которая была передана жилищно-строительному кооперативу № 88 Владивостокской базой тралового и рефрижераторного флота.

Можно было бы поздравить всех с тем, что стройка, преодолев массу трудностей, выжила и наконец-то завершено строительство первого дома. Второй дом, за который взялся кооператив, строится уже гораздо «веселее». Однако радоваться не приходится – сдать первую десятиэтажку в эксплуатацию по всем правилам не получается. Заселение же без  необходимых документов грозит самыми неприятными последствиями, вплоть до мрачной перспективы остаться без света и тепла. Приморгосэнергонадзор уже поставил в известность на этот счет администрацию Владивостока. Письмо направлено также в Первомайскую прокуратуру, где наверняка не удивились - стройка и прежде не раз «аукалась» в правоохранительных органах.

Думаете, претензии предъявляются к энергооборудованию дома? Ничего подобного, в письме есть оговорка: «в настоящий момент замечания по техническому состоянию энергоустановок устранены». Камень преткновения в другом: ЖСК-88 не полностью выполнил технические условия на энергоснабжение дома, выданные Владивостокским предприятием электрических сетей. По этой причине ему не выдается акт раздела границ электрических сетей с муниципальным предприятием. Вчитавшись в технические условия, понимаешь, что речь идет отнюдь не о мелких недоделках. На ЖСК «навешиваются» строительство и комплектация трансформаторных подстанций, прокладка кабельных линий большой протяженности и другие работы с таким большим объемом, которые ему просто не под силу. Ведь это не коммерческая организация, а кооператив - добровольное объединение граждан, вкладывающих деньги в строительство жилья из собственного кармана. Почему население должно оплачивать еще и создание инфраструктуры чуть ли не целого микрорайона?

НЕПОМЕРНЫЕ ПРЕТЕНЗИИ

Чтобы понять, откуда взялись такие несоразмерные претензии к ЖСК-88, нужно напомнить читателям историю его создания. Изначально 80-й микрорайон брались возвести несколько крупных тогда рыбацких предприятий: ВБТРФ, «Востокрыбхолодфлот», рыбный порт, «Дальморепродукт», одним из дольщиков выступал город. Однако до крутых поворотов в судьбе этих коллективов успели немного - лишь два дома сдала перед банкротством ВБТРФ. А потом все покатилось под откос, и уже стало не до стройки. Бросить начатое, похоронив надежды многих семей на новые квартиры? Единственный выход увидели в создании жилищно-строительного кооператива (эта форма в те времена использовалась широко и хорошо себя зарекомендовала), который предложили возглавить Юрию Фатхутдинову. Помогать обещали всячески, все-таки своих работников с их жилищными проблемами отдали под его опеку.

Проектная документация под застройку микрорайона разрабатывалась еще до того, как ЖСК-88 появился на свет. Изначально технические условия выдавались генеральному застройщику рыбацкого квартала – ВБТРФ и его мощным дольщикам, для которых объекты инженерного обеспечения жилых домов вряд ли стали бы большой проблемой. В складчину они вытянули бы и бойлерные, и теплотрассы, и трансформаторные подстанции. Тем более что стройка была развернута на отшибе, и в любом случае пришлось бы и коммуникации прокладывать, и строить необходимые объекты. Но как справиться с такими масштабными задачами кооперативу, брошенному почти сразу на самовыживание? ВБТРФ помогала только в первое время, а потом сама канула в пучину. Компенсация на удорожание строительства, полагавшаяся до 2000 года, и та была выплачена лишь частично. Долг в 4,5 миллиона рублей безвозвратно остался за городским бюджетом. Источник финансирования у жилищно-строительного кооператива был и остается один – взносы пайщиков.

ЗАЛОЖНИКИ КОНФЛИКТА

Учитывая сложную обстановку по электроснабжению строящегося дома, кооператив все же выполнил часть работ, оговоренных техническими условиями. Была реконструирована и увеличена по мощности подстанция «Чуркин», 410 тысяч рублей ушло на приобретение трансформаторов и их установку еще на одной ТП, за счет кооператива устанавливались муфты на кабельных трассах и так далее. Всего затраты «по внешнему электричеству» составили 1350 тысяч рублей. Они не были предусмотрены сметой строительства ни одного, ни второго дома. И, как вы понимаете, не должны были предусматриваться. Согласно всем официальным документам такие объекты - отнюдь не забота кооперативов, которые в ответе только за собственно дом и подведенные к нему коммуникации. Ситуация парадоксальная: население обязывают профинансировать строительство инженерных сетей и жизнеобеспечивающих объектов, чтобы потом они были переданы на баланс муниципальным службам.

Подобные разборки идут у кооператива и с «Дальэнерго». В технических условиях по подключению к теплоисточникам фигурирует опять-таки весь 80-й микрорайон. К примеру, не кто иной, как ЖСК-88 почему-то должен предусмотреть на центральном тепловом пункте «силикатную обработку воды для централизованного теплоснабжения». Или вот такое условие: выполнить тепловую изоляцию трубопроводов теплотрассы «ТЭЦ-2 – Голдобин» протяженностью 1,7 километра(!). Имеется в виду та огромная труба, которая идет почти через весь Чуркин. Этот  участок стоимостью в 3,45 миллиона рублей кооперативу требовалось ввести в эксплуатацию к началу нынешнего отопительного сезона. Не иначе как миллионеры должны были строить себе квартиры в отдаленном квартале, чтобы проспонсировать такие работы.

Конфликт назрел давно, но с заселением дома он еще больше усугубился. Въехав в свои квартиры, жильцы оказались в заложниках бессмысленного противостояния.

Сейчас активно пробуются новые формы решения острой социальной проблемы – жилищной. Самые тяжелые времена мы уже пережили, стала потихоньку подниматься экономика, ушли в прошлое многомесячные задержки по заработной плате. Теперь не редкость, когда человек ходит с деньгами, подыскивает вариант вложения их в строительство недорогого и при этом комфортабельного жилья, но ничего так и не находит. Хорошо, что в крае начал разрабатываться механизм ипотечного кредитования. Есть надежда, что он на самом деле станет палочкой-выручалочкой для многих и многих семей. Но зачем при этом хоронить то, что тысячу раз доказало свою эффективность? Увы, выходит именно так. Во Владивостоке отваживается продолжать стройку один кооператив – ЖСК-88.

А между тем иметь квартиру в кооперативном доме всегда считалось престижным. Такое жилье и поныне остается самым комфортным. Объяснение простое – члены ЖСК чувствуют себя здесь истинными хозяевами и, ни на кого не надеясь, сами о нем заботятся. Не этого ли хотим добиться реформой ЖКХ? Кооперативное жилье – это та территория, где реформа ЖКХ давно свершилась.

Автор: Надежда БРАЖИНА, "Владивосток"