Волшебник есть в каждом из нас

Интервью с руководителем департамента образования и науки администрации Приморского края Сергеем Пикиным.

20 дек. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1283 от 20 дек. 2002

- Сергей Михайлович, на календаре - декабрь, и, естественно, мысли устремляются к 31 числу, вернее, к той минуте, когда время приблизит нас к Новому, 2003 году. Чем примечателен был этот год лично для вас? Кстати, вы кто по гороскопу?

- Кажется, Лошадь. Так что если верить астрологам, то я был удачлив.

- Вы ощутили на себе, что это

– ваш год? Но звезды пророчили лошадкам прежде всего очень много работы…

- Без труда, как говорится, и рыбку не поймаешь. А если серьезно, то я всегда помню, кто я прежде всего. Учитель не может быть ни ленивым, ни равнодушным, ни безответственным. А когда отвечаешь за всю систему образования Приморского края, когда ты несешь ответственность перед государством за все, что в ней происходит, сидеть без дела просто некогда. Да и неинтересно.

Считаю, что в целом год для страны и для края был стабильным. К образованию и в России, и в Приморье стали относиться внимательнее. Мне, как руководителю департамента образования, приятно отметить, что нам удалось продолжить развитие позитивных тенденций без каких

–либо революционных ситуаций. И я надеюсь, что вместе с коллегами, чей опыт и профессионализм я глубоко уважаю, мы сумеем добиться еще больших результатов.

- Что было главной заботой в системе образования Приморского края в уходящем году и какие задачи предстоит решать в следующем?

- На этой неделе мы провели совещание с руководителями муниципальных органов управления образованием и подвели некоторые итоги по исполнению краевого и муниципальных бюджетов в сфере образования. Какие факты из разряда положительных были названы? У нас нет долгов по заработной плате. Наверное, не стоит об этом говорить как об особом достижении, ведь так должно быть. Это норма! Но начиная с 1996 года решить столь болезненный для всех нас вопрос не удавалось.

Безусловно, соглашения с муниципальными образованиями края о передаче полномочий по финансированию оплаты труда работников общеобразовательных школ имели в этом процессе первостепенное значение. В 2003 году учителя 28 территорий будут получать заработную плату из краевого бюджета. Остается открытым вопрос по выплате денежной компенсации на приобретение книгоиздательской продукции. Территорий, где нет долгов по этой позиции, очень мало. На мой взгляд, нельзя молча копить долги, даже если финансовые возможности невелики. Надо выработать общую стратегию, договориться, как будут производиться выплаты. Посмотрите на цифры в сводной таблице: по ним можно увидеть, как одни муниципальные образования постепенно ликвидируют свои долги, а кто-то продолжает их наращивать. Но затянувшееся молчание сродни нарастающему снежному кому, который может стать разрушительной силой. Вот почему мы говорили на совещании о необходимости сотрудничать с местными средствами массовой информации.

Подводя итоги года, должен сказать, что все краевые программы, направленные на развитие системы образования, выполнены. Это позволило приобрести более 300 тысяч школьных учебников, новую школьную мебель

– почти 7 тысяч парт, 2654 классные доски, 561 компьютер, учебно-наглядные пособия, 53 кабинета физики, химии и биологии оснащены новым оборудованием, плюс автобусы, спортинвентарь, стройматериалы и так далее. Такой вклад в народное образование внесен впервые за последние 10 лет.

Зная истинное положение дел, не стану утверждать, что решены все наши проблемы. И крыши нелатаные остались, и трубы надо менять, и школьная мебель, как известно, со временем приходит в негодность: с учетом среднего срока ее службы необходимо ежегодно закупать 10 тысяч парт, а учебно-наглядные пособия вообще не обновлялись с 1993 года. Так что этот процесс требует продолжения финансирования. К сожалению, мы не можем в силу экономических причин удовлетворить сегодня все наши потребности, но проблемы нашей отрасли находятся в зоне внимания губернатора края, и это позволяет надеяться, что они будут решаться и завтра, и послезавтра.

Приятно отметить, что губернатор стал инициатором проведения краевого педагогического совета, который состоялся в октябре, и поддержал наше предложение созвать съезд педагогических работников, который намечено провести в марте 2003 года. Готовность первого руководителя края не только принимать решения, но и участвовать в обсуждении важнейших задач, стоящих перед системой образования, еще раз доказывает: вопросы образования в крае в числе приоритетных.

Согласно экономическим расчетам потребность в школьных автобусах мы решим уже в 2004 году. На следующий год на приобретение автотранспорта в краевом бюджете предусмотрено 20 миллионов рублей, столько же на учебно-наглядные пособия, 20 миллионов 100 тысяч - на школьную мебель, более 26 миллионов запланировано на покупку учебников, 16 миллионов

– на спортинвентарь. На реализацию программы “Развитие единой образовательной информационной среды” краевым бюджетом предусмотрено 19 миллионов рублей. С учетом средств федерального и муниципальных бюджетов планируется приобрести почти 90 компьютерных классов. Это позволит обеспечить компьютерами 65 процентов школьников.

Должен сказать, что за этот год нам удалось сделать значительный шаг вперед в использовании компьютерных технологий в учебном процессе. Более тысячи учителей прошли обучение по новым информационным технологиям в Дальневосточном центре федерации Интернет-образования, в Приморском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования. Теперь у них так же, как у школьников, глаза горят: хочется поделиться со своими учениками полученной информацией. Конечно, в идеале у каждого учителя компьютер должен быть дома, поэтому в рамках реализации программы компьютеризации городских и поселковых школ Приморского края и решения краевого педагогического совета департамент заключил договор с банком

“Дальневосточное ОВК” и ООО “ГЕГ Центр” на обеспечение сельских учителей персональными компьютерами, которые они могут приобрести в кредит. Уже оформлено около 200 таких заявок.

- Какие вопросы предполагается обсудить на съезде учителей?

- На съезде соберутся не только учителя, а педагогические работники всей системы образования. Первую попытку объединить усилия мы предприняли на краевом педагогическом совете, в котором принимали участие и те, кто работает в школе, и те, кто готовит кадры для нее, и авторы учебников, и даже школьники, на ком мы

“испытываем” свои педагогические эксперименты. Без конструктивного диалога общества и власти рассчитывать на успех реформы не приходится.

Когда мы говорим о модернизации российского образования, то имеем в виду, что это программа развития и обновления всех уровней образования. И ее эффективность будет во многом зависеть от интеграции, их взаимного влияния друг на друга. Формы сотрудничества могут быть разные: это, например, работа по реализации краевой целевой программы

“Развитие единой образовательной информационной среды”, обеспечение возможности дистанционного обучения и организация профильного обучения старшеклассников, создание университетских округов и комплексов “Школа - детский сад” и так далее. Этот процесс уже идет, но, к сожалению, не всегда нами управляем.

Одна из задач государственной образовательной политики - повышение социального статуса работников образования. Сегодня учителя справедливо задают вопрос: почему закон Приморского края

“О социальном статусе учителя”, принятый в 1996 году, не работает. К сожалению, этот документ носит больше политический характер, чем экономический, потому что объективно краевая администрация тогда не была готова его исполнить, так как не знала, во что он обойдется. На съезде мы вернемся к обсуждению этой проблемы. Документ должен быть не только привлекательным, но и жизнеспособным. По поручению губернатора сейчас ведутся экономические расчеты, чтобы в марте можно было откровенно сказать, как краевая администрация реально поддержит и школу, и учителя - сельского в первую очередь.

- Не один год чиновники говорят о неуправляемости процесса подготовки специалистов: одних учебные заведения выпускают с избытком, других по-прежнему не хватает. А что попытались сделать, чтобы система образования стала гибкой, отвечала бы и на запросы личности, и на запросы экономики, и на потребности рынка труда?

- Вы правы, социальный заказ должен быть сбалансирован в соответствии с интересами человека, общества, государства. И первые шаги по этому пути уже сделаны. С нынешнего года согласно постановлению губернатора края осуществляется целевой заказ на подготовку рабочих кадров для ведущих отраслей приморской экономики: транспорта, связи, судоремонта, легкой промышленности, сферы услуг. Начиная со следующего года администрация края будет формировать свой заказ на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием по специальностям, обозначенным в постановлении губернатора как приоритетные.

Создана межведомственная комиссия, которая будет определять потребность в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием. Возглавил комиссию вице-губернатор края Борис Израйлевич Гельцер. В ее состав вошли руководители структурных подразделений администрации края, ректоры вузов. Кроме того, созданы рабочие группы, которые будут прогнозировать потребность края в специалистах определенного направления. Например, ректор ДВГУ Владимир Иванович Курилов - ответственный за направление подготовки специалистов по физико-математическим, естественным наукам, химии, информационной безопасности. Над прогнозом в потребности специалистов сферы обслуживания будет работать группа, возглавляемая ректором ВГУЭС Геннадием Иннокентьевичем Лазаревым, для здравоохранения

– ректор ВГМУ Юрий Валентинович Каминский.

Вся собранная информация будет обрабатываться и анализироваться в региональном центре.

- Сергей Михайлович, недавно вашим департаментом был проведен конкурс рефератов, сочинений на тему

“Мой край”. В одной из работ есть такая мысль: “ Меня, как губернатора, беспокоил бы тот факт, что люди уезжают из Приморского края в центральные районы страны”…

- Да, я помню эту фразу. И думаю, что ее автор, как и все, кто принял участие в конкурсе, останется в Приморье обустраивать наш общий дом. Во всяком случае сегодня они были искренни в своем желании заняться преобразованиями, сделать край богатым и процветающим. Это здорово, что подрастает достойная смена. Недавно я встречался с аспирантами и студентами вузов и техникумов, которым по итогам конкурса назначены стипендии губернатора. Общаться с такими ребятами - одно удовольствие. Всего согласно постановлению таких стипендий будет вручено 72. В этом году администрация края перечислила пять миллионов рублей в высшие учебные заведения на обучение одаренных детей, отметила премиями победителей открытого конкурса молодых ученых по экономическим наукам. Мы приветствуем и поддерживаем желание молодых быть успешными. А понимая, что их результаты во многом будут зависеть от здоровья, стараемся и этот аспект держать на контроле. Приведу только несколько примеров. На следующий год государство впервые запланировало на оснащение школ спортивным инвентарем и оборудованием 300 миллионов рублей, а мы пошли на этот шаг раньше, уже в этом году программа “Спортивный инвентарь - школе” начала работать. Мы поддержали инициативу средних профессиональных учебных заведений и совместно с советом директоров провели фестиваль спорта. Новая форма пропаганды физической культуры и спорта пришлась молодежи по душе. Конкурсы на лучшую школьную и студенческую столовую позволили нам оценить уровень организации школьного и студенческого питания и сделать определенные выводы. Я уверен, что и этот вопрос имеет огромное значение. Мы заинтересованы, чтобы смена наша была и умной, и здоровой.

- Средства массовой информации страны констатируют: педагогическое и научное сообщество раскололось на два враждующих лагеря, обсуждая пути модернизации российского образования. К какому из них вы относите себя? Как бы вы прокомментировали две позиции, которые обсуждаются особенно остро: единый государственный экзамен и государственный стандарт образования?

 - Мне кажется, что истина должна быть где-то посередине. Я понимаю, что золотую середину отыскать нелегко, но, думаю, это возможно, тем более что в обсуждении принимает участие все общество.

Необходимость новых образовательных стандартов очевидна. Я уверен, это понимают не только работники образования. Что мешает нам сегодня больше всего? Отсутствие преемственности между учебными программами всех уровней образования, начиная с самого первого звена “детский сад – начальная школа” и заканчивая последним “вуз – предприятие”. Ведь ни для кого не секрет, что молодой специалист очень часто (не в силу своих способностей или прилежания, а просто потому, что его этому не учили) не готов выполнять свои служебные обязанности. Так быть не должно. Задача новых стандартов такую преемственность восстановить. Но вопрос еще и в том, как и когда мы сможем это сделать. Ведь подобная процедура весьма затратная. Сегодня в бюджете на это средств нет.

Относительно единого государственного экзамена моя позиция тоже не полярная. Да, сегодня ЕГЭ действительно повышает доступность высшего образования. Уже в первый год эксперимента его организаторы отметили, что увеличилось число поступлений в институты больших городов из самых отдаленных уголков России. Более того, в ряде субъектов Федерации с большим изумлением выяснили, что отдельные сельские школы дают более высокое качество знаний по тем или иным предметам, чем городские.

Главная идея единого государственного экзамена, по словам заместителя министра образования Виктора Болотова, разорвать проверяемого и проверяющего, убрать личные отношения между ними. Думаю, меня поймут и коллеги историки, и филологи, почему я до конца не являюсь союзником организаторов эксперимента. При сдаче экзаменов по гуманитарным предметам не менее важно оценить умение говорить, мыслить, дать объективную оценку историческому факту, художественному произведению. Так что я за эксперимент как за способ выработать идеальную модель. Необходим такой механизм, который учел бы все плюсы и минусы сегодняшней процедуры. В этом году эксперимент проводится в 49 субъектах Федерации. Приморский край в это число не вошел. Но мы обратились в министерство образования с просьбой разрешить нам, используя в качестве пилотной площадки Дальневосточный государственный университет, провести такой эксперимент. Если ответ будет получен положительный, то у наших выпускников 2003 года будет право выбора: сдавать экзамены как обычно либо по форме ЕГЭ.

- Сергей Михайлович, накануне Нового года всегда испытываешь ожидание какого-то чуда. Что бы вы пожелали приморцам в Новом году?

- Мы все помним это прекрасное чувство с детства. А то, что испытывает человек, когда сам творит чудеса, вполне сравнимо с праздником души. Я думаю, каждый способен хоть раз в жизни ощутить это на себе. Педагог, врач, музыкант, строитель, моряк… Кто-то дарит нам жизнь, а кто-то открывает страну волшебных звуков, кто-то приютит бездомного мальчишку, а кто-то построит для детворы хоккейную коробку. Вариантов много. Давайте попробуем использовать хоть один из них. Здоровье, улыбка, счастье ребенка дорогого стоят.

От всей души поздравляю всех приморцев с наступающим Новым годом! Пусть в 2003 году побольше будет чудес, сотворенных нами от души, щедрой, мудрой, доброй.

Автор: Ирина ЛУКЬЯНЧУК, специально для «В»