Перебдели

Через несколько недель после того как в Приморье остановилось таможенное оформление подержанных дизельных грузовиков и автобусов, ситуация наполовину разрешилась. Из ГТК 11 декабря пришло письмо, в котором, сообщает пресс-центр Владивостокской таможни, подчеркнуто, что ограничения не распространяются на автомобили, представленные к таможенному оформлению до 1 декабря этого года. Кроме того, и это самое главное, экономические меры не применяются в отношении физических лиц, которые перемещают транспортные средства через таможенную границу РФ для личного пользования.

20 дек. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1283 от 20 дек. 2002

Через несколько недель после того как в Приморье остановилось таможенное оформление подержанных дизельных грузовиков и автобусов, ситуация наполовину разрешилась. Из ГТК 11 декабря пришло письмо, в котором, сообщает пресс-центр Владивостокской таможни, подчеркнуто, что ограничения не распространяются на автомобили, представленные к таможенному оформлению до 1 декабря этого года. Кроме того, и это самое главное, экономические меры не применяются в отношении физических лиц, которые перемещают транспортные средства через таможенную границу РФ для личного пользования.

В дальнейшем при таможенном оформлении подобных автомобилей могут быть использованы не только упомянутые в постановлении экологические сертификаты и письма заводов-производителей и их полномочных представителей в России, но и иные документы, подтверждающие соответствие бывших в употреблении дизельных грузовых автомобилей и автобусов на момент их производства техническим требованиям к содержанию вредных веществ в выхлопных газах.

Как результат, привезшие грузовики и автобусы частники заплатили по вине таможен немалые деньги акционерным таможенным складам за вынужденный простой и теперь без всяких дополнительных бумаг оформляют свои машины. А фирмы-поставщики, как и было велено, получают от удивленных японцев

“экологические сертификаты” с печатями производителей, в которых те отписали, что их машины на момент выпуска по всем трем параметрам вполне соответствуют новым российским нормам загрязнения воздуха.

О проблеме и таможенники, и власти попытались забыть. Поздно. Потому что, во-первых, подобные накладки возникают при оформлении автомобилей в наших дальневосточных таможнях периодически, а во-вторых, хотя бы раз таможенники признали: виноваты, всю ответственность и издержки берем на себя. Но этого не произошло. Более того, все наши попытки каким-то образом выйти на толковые комментарии сотрудников дальневосточной таможни ни к чему не привели. Хотя нашей газете было что сказать чиновникам по делу.

Проведя совместно с коллегами из южно-сахалинского представительства газеты

“Хоккайдо симбун” расследование по поводу экологичности японских иномарок, мы обнаружили, что наши чиновники совершенно некомпетентны и ленивы. И те, кто сидит в правительстве, и те, кто здесь, в Приморье, уже десять лет имеет дело с оформлением японских иномарок. И вот почему.

Оказывается, что еще в 1975 ( !) году министерство по вопросам земли, инфраструктуры и транспорта Японии приняло решение о присвоении каждой выпускаемой с конвейера машине соответствующего обозначения (буквы), по которой можно было бы определить, каким экологическим требованиям эта модель соответствует. Мудрые японцы с тех пор ставят такие буквы (A,B,C и так далее) в самом начале номера модели. И увидеть в графе

“модель” эти обозначения можно не только в японском техпаспорте, который предъявляется нашей таможне для оформления, но и на всем известной металлической табличке, что крепится под капотом любого японского автомобиля. Это первые одна или две буквы в верхней строке “модель”.

Японцы используют такие обозначения для того, чтобы можно было четко контролировать соответствие любой машины экологическим нормам. Делают они это просто. Смотрят на букву, сверяют со специальной таблицей и определяют, сколько из этой машины вредных газов вылетает. Информация совершенно доступная, получить ее можно даже в Интернете.

Правда, японцы пошли дальше. Ведь одно дело - машина с конвейера, другое

– отбегавшая несколько лет. Поэтому японское министерство транспорта имеет еще и другой документ. В нем расписано, через какое время машину с той или иной “экологической буквой” уже нельзя использовать в Японии без установки дополнительных специальных приспособлений для уменьшения токсичности выхлопных газов. И если эту довольно дорогую модернизацию не сделать, техосмотр не пройдешь и машину не зарегистрируешь. Порой японцу проще избавиться от такой машины, чем тратиться на экологию.

Вот как все просто. Запросите у японцев таблицы и не морочьте голову людям. Но о таких

“подсказках” наши таможенники, естественно, даже и не догадывались, потому и создали целую проблему, развернули на полную мощь бумажную работу. Более того, даже никто не поинтересовался, как же в Японии борются за экологическую чистоту автомобильных рядов. Никому не пришла в голову мысль, что указанные в постановлении наши заградительные нормы по окисям и прочим выхлопам в Японии применяли еще в конце 70-х, и теперешние почти все подержанные иномарки еще дадут сто очков вперед нашему стандарту Евро–1.

Столкнувшись с собственным головотяпством, служивые не придумали ничего лучшего, как пойти по пути двойных стандартов. Значит, теперь частникам можно снова возить “грязные” машины, а фирмам только с бумагой от завода. Ясно, что ни о какой экологической заботе здесь речи и не идет. Просто придумали еще одну возможность показать всем свою значимость со всеми вытекающими отсюда последствиями. Правда, перебдели и опозорились.

Говорят, что японцы до сих пор не могут понять, зачем от них русские таможенники требуют бумажные сертификаты, если там все на самих машинах еще и по железу выбито? Готов спорить, что никогда не поймут.

Но самое невероятное в другом. По мнению юристов приморской общественной организации

“Правый руль”, местные таможенники вообще не имели права задерживать грузовики и автобусы на таможне. Потому что согласно указу президента и Таможенному кодексу нормативные акты Государственного таможенного комитета, на основании которых и действовали наши местные стражи, предварительно должны были быть опубликованы в официальных газетах. По данным информационной системы “Консультант плюс”, этого сделано не было. Получается, что все ссылки наших местных таможенников на Москву – это попытка перевалить собственную вину на других. Прежде чем нарушать чужие права, надо хотя бы знать свои служебные обязанности. Не должны были таможенники торопиться выполнять приказы раньше времени.

В этой ситуации юристы советуют каждому пострадавшему от произвола таможни прежде всего написать жалобу на имя начальника таможни. Если не извинятся и не вернут деньги, тогда надо обращаться в суд. Там кроме материального могут посчитать и моральный ущерб.

Автор: Виктор СЕРДЮК, «Владивосток»