Донор истекает кровью

То, что деньги лишними не бывают, известно давно. Каждый год дотационные регионы (которых в России большинство) борются с федеральным центром за трансферты, а потом убеждают собственных районных глав в том, что денег все равно мало. Ситуация не нова и для Приморья. Однако в этом году наступило явное обострение. Владивосток, город по нашим меркам богатый и щедрый на налоговые отчисления во все уровни, подвергается явной дискриминации со стороны краевой власти. Во всяком случае, так считают в городской администрации. По этому случаю мэр Владивостока Юрий Копылов собрал у себя целую группу депутатов гордумы и краевого законодательного собрания.

20 дек. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1283 от 20 дек. 2002

То, что деньги лишними не бывают, известно давно. Каждый год дотационные регионы (которых в России большинство) борются с федеральным центром за трансферты, а потом убеждают собственных  районных глав в том, что денег все равно мало. Ситуация не нова и для Приморья. Однако в этом году наступило явное обострение. Владивосток, город по нашим меркам богатый и щедрый на налоговые отчисления во все уровни, подвергается явной дискриминации со стороны краевой власти. Во всяком случае, так считают в городской администрации. По этому случаю мэр Владивостока Юрий Копылов собрал у себя целую группу депутатов гордумы и краевого законодательного собрания.

ОСТРАЯ БЮДЖЕТНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

Вкратце диагноз финансистов таков. Доходная часть краевого бюджета на 2003 год составляет 14,8 миллиарда рублей. Владивосток после трех чтений этого законопроекта может рассчитывать на 3-3,5 млрд., однако Юрий Копылов считает, что этой суммы главному приморскому городу никак не хватит: требуется 6,7, в самом крайнем случае – 4,7-4,8 миллиарда. В то же время доходы, получаемые Владивостоком, прогнозируются на уровне 10 миллиардов – большая часть этих средств уйдет в краевой и федеральный бюджеты. Поэтому разговоры об обделении Владивостока, безусловно, небеспочвенны.

С другой стороны, относительно богатые муниципалитеты всегда были и будут недовольны тем, как с ними обходятся. Однако делиться с товарищами нужно все равно - это вытекает из объективных различий в развитии территорий. И раз Владивосток – по определению богатый город (население, предприятия, деловая активность и т. д.), то донорскую нагрузку с него никто никогда не снимет.

Правда, расходов у Владивостока и без того хватает. Пример, о котором не говорил только ленивый: город выполняет функции столицы края, хотя столичного статуса (а значит, и соответствующего финансирования) у него нет. Инфляция не дремлет, растут и цены, и зарплаты, и налоговые поступления от Владивостока. Собственный же бюджет города, по мнению финансистов из мэрии, увеличивается несопоставимо медленно. Все большая часть городских доходов уплывает в федеральный и краевой бюджеты: по данным городской администрации, еще в 2000 году бюджет Владивостока составлял 39,6 проц. от общей суммы собираемых на его территории налогов, а в 2001-м и 2002-м эта доля снизилась до 33,7 и 28,2. На 2003-й прогнозируется только 24,8.

КРАЕВЫЕ И КРАЙНИЕ

На этом фоне обострившийся конфликт между «белым» и «серым» домами вполне объясним. Бюджетная идеология краевых властей объяснена первым вице-губернатором Александром Костенко. Действительно, нельзя тратить все средства на текущие платежи, если мы хотим жить не только сегодняшним днем. Кроме того, проекты общекраевого масштаба гораздо удобнее финансировать из центра, а не собирать на них средства по крохам у муниципалов.

Однако тут главное – не перегнуть палку. Бесконечно затягивать пояс невозможно и игнорировать настоящее так же опасно, как и забывать о будущем. Есть еще одна опасность: не потеряют ли муниципальные образования заинтересованность в увеличении налоговых поступлений, зная, что не смогут оставить у себя заработанные средства?

Между прочим, жесткая централизация средств в краевом бюджете, которой недоволен вовсе не один Копылов, – фирменное ноу-хау краевой власти, вовсе не вытекающее из финансовой политики Москвы (так, «федералы» решили передать регионам дополнительные 1,5 проц. налога на прибыль, долю нефтяных акцизов и др.).

В самом дотационном положении ничего плохого или необычного нет – отыскать самодостаточный город в России гораздо труднее. И если даже Владивостоку этот статус присвоен искусственно, соответствующие денежные поступления должны исправить бюджетный крен. Однако дотации Владивостоку, по данным городской администрации, не только не растут, но снижаются. Крайней, естественно, становится городская власть, вынужденная нарушать свои обязательства – банально не хватает денег на содержание бюджетной сферы, расчеты с энергетиками и т. д.

ЗАТЯНУВШИЙСЯ СЕРИАЛ

Юрий Копылов считает, что в городе должна оставаться хотя бы половина собираемых на его территории доходов. На встрече с мэром депутаты городской думы заявили, что внести значительные изменения в бюджет города не удастся. Прежде всего потому, что очень несовершенен краевой закон о бюджетном устройстве и бюджетном процессе. Со своей стороны председатель краевого законодательного собрания Сергей Сопчук сказал, что межбюджетные отношения – больной вопрос не только для Владивостока, но и для других муниципалитетов. Сергей Андреевич сдержанно отнесся к оценкам специалистов мэрии, заметив, что по сравнению с бюджетом-2002 краевой «кошелек» вырос на 18 проц., а владивостокский – на 19 («эти цифры соизмеримы»), но все-таки признал, что сегодня «есть перекос, тенденция к увеличению средств в краевом бюджете и уменьшению в муниципальных».

25 декабря законодательное собрание будет рассматривать краевой бюджет на 2003 год в четвертом, «шлифующем» чтении. Вряд ли депутаты решат вернуть его в третье чтение для перетряски в соответствии с пожеланиями муниципальных глав и прежде всего Юрия Копылова - в этом случае законотворческая машина вообще может забуксовать и край останется без главного финансового документа. Однако некоторая корректировка еще возможна (на такую мысль наводят, кстати, и последние сведения о доработке федерального бюджета), хотя на принципиальный пересмотр надеяться все-таки не стоит.

Помимо этого в повестку предновогоднего заседания ЗС внесен вопрос о создании депутатской группы по разработке законопроекта о межбюджетных отношениях – возможно, этот документ сможет примирить краевую и местные власти.

Однако пока история болезни не закрыта, а рецепты лечения финансового малокровия по-прежнему в дефиците. Владивосток в который уже раз оказывается в центре скандала, бросая, кстати, тень на все Приморье. А политическое «серо-белое» противостояние приобретает нездоровый мыльный оттенок сериала и нудное ощущение дежа вю.

«Бюджету города ежегодно снижаются нормативы зачисления доходов, изымаются предприятия - крупные плательщики, которые долю налога на прибыль должны полностью уплачивать в краевой бюджет, - список таких предприятий увеличился с 7 в 2001 году до 26 в 2002 году (…). Владивосток является донором для всего края, но путем бюджетного регулирования с 2001 года бюджет Владивостока искусственно превращен в дотационный» (из письма Юрия Копылова Сергею Сопчуку от 4 июля 2002).