Итак, она звалась Татьяной...

«Возраст любви – самый лучший из возрастов…» Татьяна ставит многоточие в конце стихотворной строки. Впереди их еще очень много. Нахлынут, как всегда, неожиданно – не вынашивает она их, приходят сами. Из воздуха, космоса, из чего-то еще, чем полна жизнь директора издательства ДВГУ, помощника ректора, декана факультета издательского дела и компьютерного дизайна Татьяны Прудкогляд. В тысяче дел, которыми наполнен ее день, она выкраивает минуты еще на одно – признается, довольно приятное занятие – верстку второго сборника своих стихов «Возраст любви», хочет успеть к дню рождения. И здесь остается сама собой: сначала – дело.

20 дек. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1283 от 20 дек. 2002

«Возраст любви – самый лучший из возрастов…»
Татьяна ставит многоточие в конце стихотворной строки. Впереди их еще очень много. Нахлынут, как всегда, неожиданно – не вынашивает она их, приходят сами. Из воздуха, космоса, из чего-то еще, чем полна жизнь директора издательства ДВГУ, помощника ректора, декана факультета издательского дела и компьютерного дизайна Татьяны Прудкогляд. В тысяче дел, которыми наполнен ее день, она выкраивает минуты еще на одно – признается, довольно приятное занятие – верстку второго сборника своих стихов «Возраст любви», хочет успеть к дню рождения. И здесь остается сама собой: сначала – дело.

ЧТО ВЗЯТЬ С НЕГО? ДУША ПОЭТА

Сегодня она, безусловно, деловая женщина. Около 20 лет в издательском бизнесе, который она начинала, когда и слова-то бизнес не знали. Шутка ли! Но даже нелингвист определил бы легко в ней поэтическую душу. В сугубо деловой беседе, не предполагающей лирики, начнет вдруг подыскивать точную формулировку да и

«свернет» на стихотворную строку. Так точнее. Бродский считал, что в поэзии информации находится в три раза больше, чем в прозе.

А еще через некоторое время понимаешь - Таня соткана из образов, поэтических метафор, рифм. Это началось очень давно.

За окошком вишня
красная растет.
Бабушка как встанет,
вишню соберет.
А пока что вишенка
красуется, стоит
И на солнце жмурится,
и в окно глядит

10-летней девчонкой написала, а помнит и сейчас. Вишня, смородина, очень много цветов, вся улица Толстовская (сейчас Толстого), где прошло детство… В стихах, наивных и совсем девчоночьих, все это так остро. Житейские в общем-то дела, а ложатся в рифму.

Город детства…

Улица Толстовская.
Память детства

– лето.
Старый дом,
И трава душистая до пояса,
где ловили бабочек сачком.
Улица – деревня
в центре города,
Палисадник, георгины, зной.

У Татьяны много стихов об этом уголке Владивостока:

- И про мшистый колодец, и про тетрадки, брошенные под вишню, - вспоминает она.

– Мне часто снится бабушкин дом. Наверное, мы не случайно возвращаемся к детству. Там все начинается. И какими мы становимся, тоже зависит от заложенного в детстве. Я выросла во Владивостоке и любила, и люблю этот город больше всего на свете.

Видимо, в детстве было заложено самое главное

– способность любить этот мир. Не каждому бог дает. А еще он наделил ее провидением, какое свойственно поэтам. В свое время издательство ДВГУ заняло помещение на третьем этаже университетского корпуса на Октябрьской. Окна кабинета Татьяны Прудкогляд выходили в аккурат на отсутствующий храм в Покровском парке. Тогда много говорили о возрождении духовности и веры в России, о восстановлении церквей. Таня смотрела в окно и рисовала мысленно строгие очертания, увенчанные куполами. Написала:

Хочу в окно смотреть
на купола,
Воскресший крест
мне осеняет путь.
А где черта меж завтра
и вчера,
Освобожденье
от житейских пут?

Через какое-то время купола за окном стали реальными. Татьяна признается, что никогда не поменяет теперь этот кабинет, ведь нет ничего более замечательного, чем из храма науки смотреть на духовный храм.

Есть у директора издательства творческий секрет, которым она делится, как всегда, используя метафору:

«пельмени, Есенин, рабочий халат...» Она не выбирается писать свои стихи в отдельный кабинет. Все происходит, как говорится, параллельными курсами. Часто строчка приходит на ум, когда она едет в машине, – это самое замечательное время: нет телефонных звонков, людей, пришедших в кабинет по делу. Татьяна срочно припарковывается и пишет. Но не сочетается же! Все отлично сочетается, если чувства переполняют.

- Знаешь, если бы у меня не было такого напряженного ритма, - говорит Татьяна, - такой острой необходимости все и всегда успеть, может быть, и стихи не получались бы. Ведь они требуют постоянной работы, энергии. Творчество в тиши кабинета

– наверное, не мое. Надо было свой сборник к печати готовить, а мне все недосуг. И вот в воскресенье после всяких дел и забот я стала вычитывать набранное. Что-то изменила, некоторые строки дописала. Три раздела – совершенно новые стихи, «датские», посвященные разным людям, и из цикла «Татьянин день». Первого сборника давно уж нет, разошелся, а многим хотелось его иметь. О времени забыла напрочь! Очнулась в 7 утра. Но дело сделано…

И СПРОСИМ У ВЕЧНОСТИ, ЧТО ТЫ ОСТАВИЛ?      

Дело. И так всегда.

Мы все всегда вовлечены
В круговорот высоких буден.
Из естества сотворены,
Разбросаны по карте судеб.
Свою высокую игру
Проводим на краю обрыва
По лезвию ли, по перу

День, разумеется, расписан по минутам. Работа в издательстве, лекции в студенческой аудитории, встречи в ректорате.

«Деловой» Татьяне можно посвятить отдельную книгу. Возьмем хотя бы издательскую деятельность. Весной прошлого года Татьяна Прудкогляд побывала в командировке, организованной государственным департаментом США по программе международных визитов «Книгоиздательство в США», и сделала вывод: ДВГУ не отстает. Здесь сложился целый учебно-производственный комплекс. Работает типография, функционирует издательство, набирает обороты процесс подготовки специалистов полиграфического и издательского дела в Институте массовых коммуникаций, действует пресс-центр, выпускается газета «Дальневосточный университет». Аналогов единому издательско-полиграфическому организму нет ни в России, ни за рубежом. Словом, поле деятельности Татьяны Владимировны широко.

Все это стало возможным благодаря усилиям очень многих людей и прежде всего ректора ДВГУ Владимира Курилова, поддержка которого ощущается буквально во всем. Кстати сказать, Владимир Иванович поддерживает и морально, и материально не только в работе, но и в творчестве. Он помог в выпуске поэтических сборников и музыкального альбома песен и романсов

«Татьянин день». Татьяна не перестает восхищаться человеком, который так много успел сделать. Впрочем, она никогда не любила говорить о себе лично:

– Очень многое зависит от людей, которые рядом. Почему человек может многое успеть? Во-первых, потому что он правильно организует свой график. Во-вторых, организует тех, кто вокруг. Если говорить об издательстве, мы стремимся, чтобы каждый делал свое дело. Успех – это умение не погрязать в мелочах, уметь гасить конфликты. Сначала - дело, потом все остальное. Но если ты занят по-настоящему, то на ненужные мелочи не останется времени. У нас в издательстве – содружество тех, кто работает на одну идею.



Татьяна и дома умеет разграничить главное и второстепенное. Распространенный типаж – дама в дорогом автомобиле, задвинувшая на десятый план семью, – не про нее. Да, автомобиль. Без него она не может обходиться в принципе, просто физически не успеет сделать всего, что намечено на день. Да, занимаются машиной муж или сын. Но она остается прежде всего любящей женой и мамой. Готовит завтрак или ужин, укладывает спать внуков. И не дай бог, какая неприятность приключится с кем-нибудь из маленьких членов семьи - внуков. Татьяна непременно найдет лазейку в делах и примчится, чтобы помочь, невзирая на то, что взрослые дети вполне могли бы справиться самостоятельно. Но Таня стремится быть не только на своем производстве, но и в домашней кутерьме. А главное, любит это.

СУДЬБА. И ТЕМ ОНА ПРЕКРАСНА

О любви особо. Она влюблена всегда и во всех. Во все живое на земле. Так не бывает? Бывает.

Ведь это счастье


просто жить,
Растить детей,
срывать ромашки,
Писать стихи на промокашке,
Несотворимое творить.
Не предавать своей судьбы,
Легко расстаться
с синей птицей,
Припомнить любящие лица…

Не боится упреков в абстрактности. Объясняет просто и кратко:

- Не конкретная любовь важна. На самом деле она одна. Та, что внутри человека. Он может искать половину, много раз влюбляться или один, не находить или находить спутника. Объекты могут меняться. Сущность человека

– нет. Тот, кто способен любить, – счастлив. Он - отдающий.

Признается, что сегодня ее любовь можно назвать мудрой. Тайный смысл предметов ясен Татьяне: истина в общем-то очень проста - сколько отдашь, столько восполнится. Вспоминает отца, который руководил рудником в пос. Краснореченске, где она родилась и училась в школе. В его подчинении было огромное число людей, но он знал каждого и принимал участие в их жизни. Татьяна помнит, что на похороны отца собрался весь Дальнегорск. Она бесконечно любит маму, воспитавшую в ней преданность делу. Любит свой университет, которому посвящает свои стихи. Любит своих друзей. Любит город, в котором живет. Свою семью

ВСЕ ПРОЩЕ, ЗЕМНЕЙ И ЦЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО

Наверное, правильно упоминать ее - семью - в начале перечисления. Но так складывается наша жизнь, что в свой тыл мы стремимся, когда устанем от жизненных битв и собственных достижений

– «меньше всего любви остается нашим самым любимым людям». И именно тогда понимаешь, что дороже своих близких, знающих и принимающих тебя людей, нет ничего на свете. И тут у Татьяны есть свои, проверенные жизнью, правила: не порабощать человека, живущего рядом, уважать его.

– Вся ложь в семье происходит от насилия. Если его нет, поселяется гармония.

К Татьяне применим тест: «Как вы отмечаете годовщину свадьбы?» «Дома, в кругу самых близких людей». К слову, недавно в семье Прудкогляд отпраздновали 20-летие совместной жизни. Рестораны - прочь. Большая семья собралась за домашним столом. Двое старших детей, которые живут отдельно, пришли с внуками. Младший – студент – со своей девушкой. Каждый рассказывал о своем, шутили, хвалили вкусные блюда, на которые Татьяна - мастерица, пили вино, фотографировались, говорили друг другу теплые слова и комплименты. И, как в той песне, счастливее не было вечера.

– Кто считает, что сегодня ломается институт семьи и самое дорогое - независимость, тот просто беден, - говорит Татьяна. – У человека должно быть все, и семья в первую очередь. Никогда не уйдешь от своих проблем, меняя город или место работы. Гармония – это внутреннее состояние, а семья – это часть гармонии. Это значит – человек не одинок.

Конечно, жизнь сложнее и многограннее всякого деления на составляющие. Невозможно разложить на атомы чью-то судьбу или творчество. Конечно, у каждого есть свое недосказанное, а иначе бы миссия человеческая была бы закончена гораздо раньше, чем жизнь. Об этих вещах часто размышляет Татьяна. Но ведь от человека зависит пространство, его окружающее. И как бы ни был несовершенен мир, надо оставаться в ладу с самим собой. Это про Татьяну.

P. S. Татьяна

– частый гость в редакции «В». В каком-то смысле коллеги. Когда материал был уже готов, она принесла стихотворение, которым откроет свой сборник:

И научившись
простыми быть, мудрыми,
Мы просыпаемся
добрыми утрами,
Чтобы сказать
начинающей поросли:
Возраст любви


самый лучший из возрастов.

Сергей Булах, генеральный директор ЗАО

«Владивосток-новости»:

- 25 лет я знаю Татьяну. Четверть века… За это время можно разглядеть разные грани в человеке. Тем более что в разные периоды мы встречались в разном качестве – коллеги, деловые партнеры, друзья. Хочу сказать о главной и непреходящей ее черте – человеческой щедрости. Во всем. В эмоциях, отношении к жизни, к людям, к друзьям и близким, к детям. Ситуация: коллектив «В» отмечал в редакции миллениум. И вдруг нежданно-негаданно появляются ряженые, среди них Татьяна Владимирована собственной персоной. Это могут себе позволить только щедрые на эмоции и искренние люди.


И при всем при том – абсолютно деловой и здравомыслящий человек. Только диву даешься, как с таким абсолютно женским началом она может по-мужски жестко решать разные вопросы. Наверное, это уникальное сочетание творчества и прагматизма делают ее единственной – Татьяной Прудкогляд.

Татьяна Жукова и Всеволод Мечковский, художники.

Всеволод по-мужски кратко утверждает:
- Таня

– настоящий человек, даже человечище…
Татьяна – тезка – по-сестрински тепло:
- Я пишу ее портрет уже несколько лет, но она не знает об этом. Может быть, я неосознанно затягиваю процесс, мысленно беседуя с моделью. Да и не модель Татьяна для меня в прямом смысле слова. Мы с Севой познакомились с ней почти двадцать лет назад, сразу после своего приезда во Владивосток с Украины. Нас там пугали чуть ли не снежным человеком. И едва ли не в первый день я попала в женский поэтический круг, где были Людмила Смирнова, Юля Войтовская и Таня Прудкогляд. Танины строки просто потрясли меня. Все у нее так просто и так мудро. Дело в том, что человек приходит на землю, чтобы сделать как можно больше добрых дел и сохранить свой род. Ей это удается. Ее судьба полна драматических коллизий: переживаний досталось ей за двоих. Но как достойно она умеет принять все, что дается. Читаю ее строки и сверяю по ним свою жизнь, свое человеческое, женское, материнское предназначение. Я всегда жду ее новых стихов.

Автор: Ольга ЗОТОВА, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»