Приморье на выданье
Не так давно администрация президента РФ одобрила совместный проект ученых РАН и Минэкономразвития, касающийся нового административно-территориального деления России. Эта идея пока активно обкатывается в дискуссиях, но смысл ясен: управлять сегодняшними 89 субъектами слишком хлопотно. Вместо разнокалиберных краев и областей нужно оставить 20-28 губерний. Приморье по такой схеме исчезает как самостоятельный субъект, образуя вместе с Сахалинской и Камчатской областями Тихоокеанскую губернию со столицей во Владивостоке.
Не так давно администрация президента РФ одобрила совместный проект ученых РАН и Минэкономразвития, касающийся нового административно-территориального деления России. Эта идея пока активно обкатывается в дискуссиях, но смысл ясен: управлять сегодняшними 89 субъектами слишком хлопотно. Вместо разнокалиберных краев и областей нужно оставить 20-28 губерний. Приморье по такой схеме исчезает как самостоятельный субъект, образуя вместе с Сахалинской и Камчатской областями Тихоокеанскую губернию со столицей во Владивостоке.
Один из авторов проекта московский профессор Виктор Кистанов (кстати, он является и «отцом» деления России на федеральные округа) считает, что иметь области с валовым региональным продуктом менее 1,5 проц. от ВВП России нецелесообразно. Основной принцип слияния субъектов – «принцип паровоза»: к сильному региону прикрепляют более слабые. Это должно, по замыслу, в 2-3 раза уменьшить разброс экономических и социальных параметров, то есть выровнять уровень жизни регионов и создать 28 если не равных, то сопоставимых между собой губерний. Новые границы будут устанавливаться не по национальному, а по хозяйственному принципу – считается, что это поспособствует созданию «единой российской нации» и предупредит потенциальные вспышки сепаратизма.
Более или менее реальные очертания этот проект обретает только сегодня, но сама идея не нова. Во всяком случае, для жителей Дальнего Востока – самого молодого российского региона, который за полтора столетия реорганизовывали несколько раз, то создавая Дальневосточный край, то разбивая его на отдельные края и области. Включение в границы дальневосточного экономического района Якутии в 1963 году было последним доперестроечным изменением. В 1991-м из состава Хабаровского края вышла Еврейская автономная область, а из Магаданской области – Чукотский автономный округ.
Идея создания Тихоокеанской губернии с центром во Владивостоке, несомненно, интересна. Особенно для жителей Владивостока – города, страдающего явным комплексом столичной неполноценности. Однако объединение таких далеких друг от друга регионов, как Приморье, Сахалин и Камчатка, не может не вызывать вопросов. Тут сталкиваются как чисто хозяйственные и управленческие соображения, так и политические интересы руководителей регионов. Принимать на себя «обузу» - низкоразвитые территории – никто не хочет. К тому же не ясно, кто встанет у руля новоиспеченной губернии. Если учесть все разговоры, ведущиеся вокруг стартующей реформы местного самоуправления, то с немалой долей вероятности можно предположить, что губернаторы и мэры губернских городов будут не выбираться, а назначаться. Так пресловутая «вертикаль власти» станет еще более прямой и бесконфликтной.
Обо всем этом мы еще будем говорить. А в сегодняшнем выпуске рубрики «Общественная экспертиза» помещаем различные (и порой – полярные) мнения о Приморье, его роли на Дальнем Востоке России и возможности создания здесьТихоокеанской губернии.
ЧЕМ МЕНЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ
Сергей Дарькин, губернатор Приморского края:
- Этот проект будет достаточно тяжело провести в жизнь. В то же время, по законам управления, максимальное количество структур, которые может контролировать один человек, - семь. Поэтому чем меньше будет субъектов в Российской Федерации, тем лучше. Но на самом деле я об этом еще не слышал...…
НУЖНЫ ДРУГИЕ ПОДХОДЫ…
В Москве корреспондент «В» Александр СЫРЦОВ задал вопрос о возможном создании Тихоокеанской губернии главе Госкомрыболовства РФ Евгению НАЗДРАТЕНКО, который в бытность губернатором прославился как автор революционного предложения присоединить к Приморью Курильские острова.
- Да, читал в прессе об этом проекте, видимо, регион планируют подвести под карту 1904 года, под единую Приморскую область. Не думаю, что это сейчас самый актуальный вопрос для экономики страны. Подобное территориальное разграничение ни к чему хорошему не приведет. К межрегиональному экономическому распределению рынка нужны другие подходы, о которых я как раз и говорил в далеком уже 1993 году. Еще был романтизм рынка, еще можно было что-то исправить. Предлагалось закрепить за Курилами определенные размеры добычи рыбы и привлечь туда мощные приморские предприятия, чтобы на полную катушку заработали имеющиеся там профильные перерабатывающие комбинаты. Никто тогда на высшем уровне не прислушался к этой идее, подпустили к островам иностранные суда, и люди в итоге из-за безработицы стали покидать поселки. А вот теперь все резко озаботились демографической катастрофой на Дальнем Востоке.
УКРУПНЯЙ И ВЛАСТВУЙ!
На вопросы «В» отвечает Любовь ДРОЗДОВА, федеральный инспектор в Приморском крае:
- От укрупнения субъектов выиграют прежде всего бюджет страны и региональные бюджеты, так как в идеале подобная реформа должна привести к снижению количества чиновников и, соответственно, уровня расходов из государственной казны. Также должна выиграть экономика федерального округа и входящих в него субъектов, потому что будет централизована система управления, как экономического, так и хозяйственного.
- Как отразится создание Тихоокеанской губернии на управляемости регионов, экономике, геополитической устойчивости?
- Ввиду того, что население Дальнего Востока относительно невелико, а отрасли промышленности и хозяйства однородны, объединение двух-трех нынешних субъектов повлечет улучшение административной и хозяйственной управляемости. В плане геополитической устойчивости такое объединение – тоже плюс, так как позволит централизовать экономическую инфраструктуру и производственные мощности, а также более адресно привлечь иностранный капитал (за счет снижения количества административных барьеров). То же можно сказать и о военных структурах, многие из которых имеют общее подчинение, но разбросаны по разным субъектам (к примеру, ТОФ). Взаимодействие военного командования и администраций субъектов также станет проще, потому что на одном уровне будет решаться сразу в несколько раз больше вопросов. В то же время можно прогнозировать и минусы – это прежде всего значительная удаленность отдельных районов и городов от центра субъекта и, соответственно, более длинная цепочка решения проблем на местах. Можно представить ситуацию, когда возникли проблемы с прохождением отопительного сезона в одном или нескольких муниципальных образованиях, нужно проводить совещание, на которое придется лететь самолетом или сутками ехать на поезде. Точно так же затруднится решение ряда проблем населения и ведомственных вопросов, так как для этого придется преодолевать тысячи километров. Однако данные проблемы могут быть решены путем введения более эффективной системы управления на местах.
- Можно ли прогнозировать сопротивление реформе со стороны нынешних глав субъектов РФ?
- В случае укрупнения регионов каждый из губернаторов нынешних субъектов Федерации будет опасаться за свою политическую судьбу, так как в итоге в новом субъекте будет только один губернатор. Причем совсем не факт, что это будет кто-то из действующих глав регионов.
- Должен ли объединению субъектов Федерации предшествовать референдум?
- Теоретически – да, так как речь идет об изменении границ соответствующих территорий. И это налагает на все органы власти дополнительную ответственность за судьбу конкретного рядового гражданина, жизнь которого должна улучшиться благодаря подобным преобразованиям.
Я ЗНАЮ, ДРУЗЬЯ, ЧТО НЕ ЖИТЬ НАМ БЕЗ МОРЯ…
Матвей РОМАНОВ, кандидат географических наук, заведующий лабораторией территориально-хозяйственных структур Тихоокеанского института географии ДВО РАН:
- Разработчики данного проекта хотят, чтобы не было национальных территорий. Это я поддерживаю обеими руками, национальное деление страны – мина замедленного действия, которая всегда срабатывает в экстремальных политических и экономических условиях. Однако авторы вразрез с принципами экономического районирования предлагают создать географически «разорванный» ареал.
В европейской части России субъекты гораздо меньше и по площади сопоставимы с нашими районами. Там, несомненно, субъекты следует укрупнять, но в Сибири и особенно на Дальнем Востоке (ДВФО – самый большой и в то же время самый малонаселенный федеральный округ) речь нужно вести не об укрупнении, а скорее о наполнении экономическим и демографическим потенциалом.
Я выступаю за то, чтобы каждый дальневосточный субъект имел выход к морю. Ведь побережье – это рыболовецкие колхозы, порты, контакты с иностранными государствами, словом, мощный стимул для экономики региона. Для этого нужно передать Тугуро-Чумиканский район Хабаровского края (последний имеет крайне неудачную, не обоснованную ни природно-географическими, ни экономическими предпосылками конфигурацию) Амурской области, северные территории Хабаровского края вместе с Магаданской областью образуют Охотский (Магаданский) край. Сам Хабаровский край становится компактным (хотя даже в таком «урезанном» виде превышает Приморье по площади в два раза) и более управляемым.
Национальные территориальные образования исчезают: Еврейская автономная область возвращается в состав Хабаровского края, Корякский автономный округ входит в Камчатскую область. Со временем, когда возрастет экономический потенциал Якутии, ее можно будет разделить на два отдельных субъекта, но пока там очень низкая плотность населения.
По моему мнению, в Российской Федерации должно быть порядка 50 губерний. 20 или даже 28 – это, безусловно, мало.
A ГДЕ ЗУДИТ У РЕФОРМАТОРОВ?
Владимир ХИЖИНСКИЙ, председатель комитета по региональной политике и законности законодательного собрания Приморья, глава Черниговского района:
- Так как официальных документов пока нет, разговоры о создании Тихоокеанской губернии, видимо, пробный шар с целью изучения общественного мнения. На мой взгляд, создание губернии такой территориальной разбросанности нецелесообразно, ведь даже на территории нынешнего Приморского края легко уместятся несколько центральных областей. Да и людям трудно будет осознать себя жителями такого большого субъекта Федерации.
Я за губернии, но объединить Приморье с Камчаткой и Сахалином, на мой взгляд, неправильно. С Хабаровским краем – это еще понятно. А экономически, это я уже утрирую, нам выгоднее вообще с Красноярским краем объединиться!
Любая административная реформа сама по себе ничего не решает. Но об этом никто не говорит, все одержимы реформаторским зудом. Надо заниматься не реформами, а регулированием показателей эффективности экономики – энергетических и транспортных тарифов. Разговоры о сокращении аппарата безосновательны – напротив, любая реформа ведет к увеличению числа чиновников, и в нынешней России их больше, чем было в СССР (при том, что население РФ меньше на 100 миллионов).
Есть желание «прицепить» тех, кто живет плохо, к тем, кто живет хорошо. Но последних по пальцам можно пересчитать! И в итоге все будут жить плохо. Выравнивать социально-экономические показатели нужно через федеральный бюджет.
Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток» avchenko@vladnews.ru