Командиры без квартиры

В Белокаменной прошел третий международный форум-выставка «Человек в погонах: вчера, сегодня, завтра». В числе первоочередных задач, которые обсуждались на этом большом представительном сборе, проходившем под патронажем заместителя председателя правительства РФ Валентины Матвиенко, речь шла и о реализации федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты». Первое слово, от регионов, предоставили Юрию Тарлавину, руководителю Приморской краевой организации профсоюза военнослужащих, директору «Цитадели-ДВ», Дальневосточного межрегионального общественного центра недвижимости и социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы.

17 дек. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1281 от 17 дек. 2002

В Белокаменной прошел третий международный форум-выставка «Человек в погонах: вчера, сегодня, завтра». В числе первоочередных задач, которые обсуждались на этом большом представительном сборе, проходившем под патронажем заместителя председателя правительства РФ Валентины Матвиенко, речь шла и о реализации федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты». Первое слово, от регионов, предоставили Юрию Тарлавину, руководителю Приморской краевой организации профсоюза военнослужащих, директору «Цитадели-ДВ», Дальневосточного межрегионального общественного центра недвижимости и социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы.

Корреспондент «В» встретился с участником и очевидцем столичного события, чтобы из первых рук узнать, есть ли шанс в реальном обозримом будущем у людей, уволенных с военной службы, без проволочек, в течение трех месяцев, как положено по закону, получить квартиру.

- Хочется начать с конкретной ситуации, вернее с реальных цифр: программа ГЖС начала внедряться в жизнь почти пять лет назад. К тому времени число квартир, которые выделялись бывшим военным в Приморье, начало сокращаться бешеными темпами: если в 1995 году на эти цели было выделено 273 квартиры, то в 1998-м – только 65. При этом число очередников выросло с 2834 до 4329.

- В Москве прозвучали какие-то реальные предложения о том, как сделать президентскую жилищную программу для военнослужащих жизнеспособной и эффективной?

- Когда мы начинали раскручивать программу ГЖС, встретились с довольно большой волной скептицизма, в первую очередь со стороны военнослужащих. Людей в погонах за последние годы правительство столько раз кидало, что народ не очень-то поверил в ГЖС, посчитав, что это очередной ваучер. Это примерно так и выглядит, ведь цена сертификата совсем не соответствует рыночной стоимости жилья. К примеру, специальная проверка во Владивостоке на предмет «дееспособности» ГЖС показала, что только третья часть квартир, приобретенных по сертификатам, действительно принадлежит бывшим военнослужащим. Большинство сертификатов просто обналичены. При таком раскладе только риэлторские фирмы улучшают свое финансовое благополучие. По нашим подсчетам, до 15 процентов бюджетных средств, которые выделяются на реализацию программы, оседают на счетах таких фирм.

Правительство как-то очень быстро забыло свое главное обещание: программа ГЖС должна быть альтернативна. Другими словами, если ты не хочешь стоять в очереди и у тебя есть какие-то деньги, ты можешь взять ГЖС, доплатить недостающую сумму и купить такую квартиру, какую пожелаешь. Увы, с 1998 года правительство перестало финансировать строительство жилья для военных. Поэтому у людей в погонах не оставалось другого выбора, кроме как взять сертификат. Но это только бумага с печатью, попробуй получи еще по ней квартиру.

Сейчас в очередной раз идет разговор о том, что необходимо поднять цены на ГЖС, но это бессмысленно. Рынок жилья мгновенно отреагирует на этот факт, еще больше увеличив цену на жилье.

Так что по большому счету программа ГЖС буксует. Больше того, ее полномочия по закону должны были закончиться 31 декабря нынешнего года. Но правительство приняло постановление продлить ее действие еще на один год. За это время правительству необходимо будет все хорошо обдумать и найти такие решения, чтобы программа стала действенной и эффективной. Причем президент уже указал, что она должна строиться в рамках программы «Жилище» и быть в первую очередь адресной.

Это коснется в первую очередь офицеров, которые уже уволились и которые сейчас увольняются. С 2004 года эта программа, по всей видимости, будет накопительной. Она имеет по крайней мере две положительные черты: первая - это реальные деньги, которые человек сможет тратить по своему усмотрению. Вторая – после 20 лет службы военнослужащие будут иметь достаточную сумму, чтобы приобрести квартиру в любом уголке страны. А ведь это мощный стимул для того, чтобы оставаться в вооруженных силах.

Но здесь тоже есть свои вопросы: где эти деньги будут накапливаться, кто ими будет распоряжаться, опять же, как будут учитываться инфляционные процессы? Реальные плоды даже от такой, скорректированной программы, думаю, следует ожидать не раньше 2015–2020 годов…

- А что уже сегодня можно реально сделать, чтобы эта программа заработала?

- В первую очередь, разумеется, обеспечить ее финансово. И еще, успех будет тогда, когда органы местной исполнительной власти лицом повернутся к владельцам сертификатов. Опыт показывает, что там, где администрация разрабатывает свои варианты помощи вчерашним военнослужащим в получении квартиры, программа действует без пробуксовки. Примеры тому -Ханты-Мансийск, где местная власть вообще берет на себя все дополнительные расходы. Оренбург - здесь пошли по пути возвратного кредита (этот вариант мы во Владивостоке предлагаем уже не первый год), Санкт-Петербург и Казань строят дешевое жилье, Новосибирск отдал предпочтение развитию структуры социального строительства.

Но так, как у нас, мне кажется, нигде нет. Сколько сил положили, доказывая, что в нашем пограничном крае исполнительная власть должна иметь структуру, которая комплексно занималась бы вопросами военнослужащих и граждан, уволенных с воинской службы. Вот Оренбургская область, как только стала пограничной, мгновенно создала при законодательном собрании комитет по делам военнослужащих, а у нас, в Приморье, есть только временная комиссия, и та появилась совсем недавно.

Но какие бы мы здесь ни принимали решения, без поддержки федеральной программы не обойтись. При этом должна быть строгая вертикаль власти.

А пока ситуация такова, что только на Дальнем Востоке в ближайшее время покинут армию несколько десятков тысяч офицеров. В нынешнем году Тихоокеанскому флоту было выделено 910 сертификатов, но только 128 семей выразили желание остаться в Приморье...… Вот такая невеселая история получается, в то время как в среднем по стране до 70 процентов бывших военнослужащих остаются жить по месту службы.

Остается надеяться, что когда-нибудь будет принят закон «О дополнительных социальных гарантиях граждан, уволенных с воинской службы и избравших Приморский край для постоянного проживания». Тогда можно и о будущем подумать.

Автор: Беседовала Тамара КАЛИБЕРОВА, «Владивосток»