Опять бортанули
Дальневосточные таможни сотрясает очередной скандал. Правительство повелело таможенникам разобраться на сей раз с подержанными дизельными грузовиками, микроавтобусами и другими автобусами. В результате с 1 декабря на таможенных складах, в том числе и во Владивостоке, скопилось несколько сот автомобилей, которые не оформляют без наличия экологического сертификата. Их владельцы стоят перед выбором: за свой счет вывозить машины обратно в Японию или каким-то образом предоставить требуемые документы? А пока что растет пеня за стоянку. Покупатели в панике.
Дальневосточные таможни сотрясает очередной скандал. Правительство повелело таможенникам разобраться на сей раз с подержанными дизельными грузовиками, микроавтобусами и другими автобусами. В результате с 1 декабря на таможенных складах, в том числе и во Владивостоке, скопилось несколько сот автомобилей, которые не оформляют без наличия экологического сертификата. Их владельцы стоят перед выбором: за свой счет вывозить машины обратно в Японию или каким-то образом предоставить требуемые документы? А пока что растет пеня за стоянку. Покупатели в панике.
- Мало того, что мы потратились в Японии на покупку, заплатили за транспортировку через море и здесь за стоянку, так теперь нам предстоит оплатить вывоз машин обратно за границу, - жаловались несколько мужиков возле складов временного хранения товара на Эгершельде. - Автофирмы еще пытаются как-то решить вопрос через своих посредников. Им японцы уже шлют факсами и по электронной почте всевозможные сертификаты от изготовителей. Глядишь, какие-нибудь и подойдут. А вот кто вез грузовик или автобус для себя, тот попал. Пытались мы с таможенниками договориться о разборке этих машин на запчасти, но и тут не получилось.
Свою точку зрения на эту проблему высказал начальник Владивостокской таможни полковник таможенной службы Сергей Ерошенко:
- 29 октября правительство подписывает распоряжение, а 1 декабря оно вступило в силу. Там предписано производить оформление грузовиков и автобусов лишь при наличии сертификатов «Евро-1». До 2 декабря у нас не было разъяснений из ГТК с указанием кодов транспортных средств, подпадающих под экологические требования, а также данных о самом «Евро-1» с указанием трех важнейших параметров. Сейчас только на складах Владивостокской таможни скопилось 326 машин, привезенных юрлицами и 181 автомобиль физлиц.
Несмотря на возникшие трудности у десятков владельцев, это не остановило других покупателей, которые скорее всего тоже ничего не знали об изменениях. Судовладельцы сообщили в таможню, что до 15 декабря они доставят во Владивосток еще не менее 700 “забортных” автомобилей.
Как стало известно, таможенники спохватились и уже в декабре стали делать запросы в центр. Идут разговоры о том, что якобы производители “Ниссанов”, “Тойот” и “Хонд” озаботились и готовят набор экологических сертификатов. Честно говоря, мало в это верится, потому что никто не готовился заранее к такому повороту. Тем более что японские подержанные машины уже давно соответствуют стандарту даже не «Евро-1», а «Евро-2».
Более того, таможенники нашли крайних – покупателей машин в Японии. Это они, оказывается, не подготовились к переменам. Выясняется, что в “Российской газете” это злополучное постановление публиковалось! Ну и что? Наша газета тоже в полосе “Поехали!” от 29 ноября предупреждала автопокупателей об этом. Только не по просьбе таможенников. Почему-то другие ведомства, например, налоговая, начинают заранее всем напоминать о каком-нибудь изменении в своих правилах, а таможенники - только после случившегося. Это уже не впервые. А раз так, то хорошо бы нашлись у нас структуры или частные лица, которые бы подали в суд на правительство и таможенников с требованием компенсировать те расходы и издержки, которые произошли из-за плохой информированности клиентов. В любом случае нужно сделать все, чтобы ни одна “забортная” машина, привезенная без сертификата, не пошла действительно за борт. А выход пусть ищут те, кто опять позволил себе забыть, что государство, у которого они “служат”, содержится в том числе и на пошлины от ввезенных автомобилей.
СПРАВКА «В»
В настоящее время через Владивостокскую таможню провозят от 4 до 4 с половиной тысяч иномарок в месяц. Это в два-три раза меньше, чем было в июле, августе, сентябре. Государство при этом потеряло значительные средства – в пик завоза таможенные платежи составляли до 46 процентов от всех сборов. Сейчас эта сумма не превышает 27-28 процентов. При этом в феврале за одну машину платили 25 тысяч рублей, а в нынешнем декабре владелец в среднем уже оплачивает 56 тысяч рублей. В декабре будет еще больший спад.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, Виктор СЕРДЮК, «Владивосток»