Заповедник просится в зону
В конце ноября в администрации Уссурийска и Уссурийского района состоялась рабочая встреча, посвященная организации охранной зоны вокруг Уссурийского государственного заповедника имени Комарова. Вопрос о ее создании поднимался не раз – за последние несколько лет было проведено пять заседаний подобного рода. А воз, как говорится, и ныне там...
В конце ноября в администрации Уссурийска и Уссурийского района состоялась рабочая встреча, посвященная организации охранной зоны вокруг Уссурийского государственного заповедника имени Комарова. Вопрос о ее создании поднимался не раз – за последние несколько лет было проведено пять заседаний подобного рода. А воз, как говорится, и ныне там...
Кроме директора Уссурийского заповедника Андрея Котляра на последней рабочей встрече присутствовали представители администрации муниципального образования, Главного управления природных ресурсов по Приморскому краю, учебно-опытного лесхоза Уссурийской сельхозакадемии и Уссурийского общества охотников и рыболовов. Вопрос о создании охранной зоны так или иначе затрагивает интересы всех этих организаций.
Вспомним предысторию вопроса. В 1934 году был создан Уссурийский государственный заповедник. В 1949 году постановлением крайисполкома вокруг него была создана охранная зона, но только на бумаге. Де-факто ее до сих пор не существует. В 1986 году было утверждено положение о ней. И последнее постановление главы Уссурийского района об организации охранной зоны датируется 1994 годом.
В 1995 году был принят федеральный закон “Об особо охраняемых природных территориях”. Согласно статье 8 пункта 3 “на прилегающих к территориям государственных природных заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования”. Решение об образовании охранной зоны принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Но перед этим на муниципальном уровне также должно быть принято соответствующее решение. Этого требует уже краевой закон “Об особо охраняемых природных территориях”, принятый в 1999 году.
Проблема усугубляется еще и тем, что Уссурийский заповедник расположен сразу в четырех районах Приморья: Шкотовском, Анучинском, Михайловском и Уссурийском. Создание охранной зоны должно быть согласовано с администрациями каждого из них. Андрей Котляр решил начать с Уссурийска, тем более что контора заповедника находится именно там.
Рабочая встреча лишь отчасти была плодотворной. Если с представителями учебно-опытного лесхоза удалось найти общий язык и они в принципе не возражали против создания охранной зоны вокруг заповедника, то с уссурийскими охотниками договориться пока не удалось.
Все дело в том, что охотхозяйство “Раковское” непосредственно примыкает к территории Уссурийского заповедника. При создании охранной зоны, а она по планам Андрея Котляра должна раздвинуть границы природной территории на 2-6 километров, охотники лишаются части своих угодий. Площадь охотхозяйства “Раковское” равняется 78 тысячам гектаров, а под охранную зону нужно отдать чуть больше 4 тысяч гектаров. Причем руководством заповедника был предложен компромиссный вариант решения проблемы. На той территории, которая отойдет, можно будет вести охоту, но в ограниченном режиме, как этого требует законодательство. Причем для охотников такое решение вопроса выгодно еще и тем, что с увеличением общих границ заповедника неминуемо увеличится количество зверя. И он все чаще станет заходить в охотугодье.
Пока что окончательного ответа не дали ни представители учебно-опытного лесхоза, ни охотники. А администрация Уссурийского района тоже не торопится принять решение о создании охранной зоны. Хотя чиновникам стоило бы гордиться тем, что именно в их районе находится уникальная природная территория, и оказывать всемерное содействие. Вот и приходится директору Уссурийского заповедника Андрею Котляру в течение уже нескольких лет биться как рыба об лед, убеждая всех, что нехорошо нарушать федеральные и краевые законы. Их нужно уважать и тем более соблюдать.
Автор: Александр АЛЕКСЕЕВ, «Владивосток»