Чья колбаса толще…

На прошедшей не так давно в Хабаровске межрегиональной выставке-ярмарке “Хабпроммаркет-2002” продукция приморских производителей продуктов питания была отмечена сразу несколькими золотыми медалями и дипломами. Среди 200 участников со всего Дальнего Востока и Забайкалья наши приморские пищевики смотрелись очень достойно. Не случайно продукты и напитки из Приморья в последнее время серьезно теснят конкурентов в регионе. Почему это происходит и в чем причина подъема пищевой отрасли края, наш корреспондент выясняет у председателя комитета пищевой и перерабатывающей промышленности департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации края Владимира Светлова.

3 дек. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1275 от 3 дек. 2002

На прошедшей не так давно в Хабаровске межрегиональной выставке-ярмарке “Хабпроммаркет-2002” продукция приморских производителей продуктов питания была отмечена сразу несколькими золотыми медалями и дипломами. Среди 200  участников со всего Дальнего Востока и Забайкалья наши приморские пищевики смотрелись очень достойно. Не случайно продукты и напитки из Приморья в последнее время серьезно теснят конкурентов в регионе. Почему это происходит и в чем причина подъема пищевой отрасли края, наш корреспондент выясняет у председателя комитета пищевой и перерабатывающей промышленности департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации края Владимира Светлова.

- Владимир Борисович, давайте сразу определимся: раньше у нас в экономике был большой пласт – госпромышленность, в нем – пищевая и перерабатывающая. А сейчас в этом секторе госпредприятий практически не осталось - все частное. Выходит, правильнее называть: пищевая отрасль? 

- Мне кажется, по большому счету разницы нет. Потому что мощности-то все равно остались и даже  приросли. Пищевая промышленность Приморья сегодня – это тринадцать разных отраслей, не считая рыбной. Более 100 акционерных обществ,  400 частных компаний и предприятий. Занято в “пищевке” более  17 тыс. человек. Выпускается товаров более чем на  5 млрд. рублей в год, налогов во все уровни отчисляется  – более миллиарда. Отсюда и удельный  вес в общем объеме  промышленной продукции (без рыбной) – 12,5 процента.

- Пищевики в 98-м году в числе многих попали в непростое положение, но тем не менее сумели быстрее других выкарабкаться и набрать обороты. Чем это можно объяснить?

- Да, особенно те, кто сидел на зарубежных товарных кредитах, работал на дешевом импортном сухом молоке, мясе. Но жизнь заставила присмотреться к отечественным производителям,  технологии поменять. На сегодняшний день спад мы пережили и научились работать в новых условиях. Объемы производства растут. По данным за 9 месяцев,  произведено продукции 155 процентов к уровню прошлого года. Все относительно, если  мерить в рублях – ведь растут и цены. Но есть и увеличение в декалитрах, тоннах и прочее. Неплохо работает “Приморская соя” – производство масла выросло на 6 процентов, маргарина - на 9. Хотя в целом по краю с соей сложная обстановка. Почти вся осталась под  снегом.

Скачок в  производстве плодоовощных консервов – пятикратный. Правда, в основном по сокам, которые научились выпускать в Спасске и Владивостоке. На- половину увеличилось за 9 месяцев  производство минеральной воды. Увеличили выпуск производители безалкогольных напитков и ликеро-водочных изделий.

Вновь на подъеме мясопереработка, производство цельномолочной продукции. Здесь, считаю, неплохо сработали по программе “Большое молоко”, которую поддержала краевая администрация.

По некоторым направлениям, правда, есть и небольшое снижение. Например, в производстве мороженого. Одна из причин, как ни странно, погода. Другая – соседи не очень-то торопятся  открывать свои рынки. Взять Хабаровск. Зайти туда очень сложно. Там своя политика – сначала дать зеленую улицу собственным  производителям, а потом уже других пустить. А ведь у нас крупнейшее предприятие – фабрика мороженого, чья продукция отмечена знаком “100 лучших товаров России”.

- И тем не менее “Владхлеб”, “Ратимир”, Владивостокский, Пограничный молокозаводы, “Михайловский бройлер”, “Пивоиндустрия Приморья” уже вышли на региональный рынок, и их продукция пользуется спросом в том же Хабаровске.

- Во-первых, потому что вкусно и качественно. Во-вторых, умело раскручивают свой товар. И если бы не “защитные” меры хабаровского правительства, приморские производители  уже давно по многим позициям прочно закрепились  там. Из-за искусственно сдерживаемого спроса наша пищевая  отрасль сегодня использует свои возможности лишь на 30-40 процентов.

- Многие считают, что это здоровый протекционизм, который помогает конкурировать местному производителю.

- Не думаю. Мы бы могли в крае делать то же самое. Но в Приморье другой подход – рыночный. Завтра сменится, к примеру, хабаровское правительство, откроются границы - и начнется здоровая конкуренция. И что останется от тех местных производителей?

- Но разве наши приморские производители не теряют от дешевого продуктового импорта, из того же Китая, США?

- Прессинг, безусловно, есть. Но теперь – меньше. Потребитель тоже выбирает по цене и качеству. Нет уже экспансии по колбасе. Остается по молоку – в основном долгого хранения. Овощная продукция – здесь есть конкуренция. Но возьмите  наши  тепличные комбинаты - зимой они конкурируют спокойно.

- Но есть ведь и другие примеры. Наш сахарный гигант, Уссурийский сахзавод, уже год практически стоит. Не выдержал конкуренции или, как считают некоторые, его специально загоняют в банкроты, чтобы потом приобрести за бесценок? Почему бы властям не вмешаться, не помочь? Ведь это не одна сотня рабочих мест и поступления в бюджет...

- С сахзаводом  действительно проблема. Она связана с отсутствием собственных оборотных средств. Для того чтобы выпускать продукцию, нужен для начала  пароход сахара-сырца – а это 5-6 тысяч тонн. Денег на это нет. Завод работал в последнее время на толлинге – получал сырье, вырабатывал сахар и отдавал. Сегодня схема поломалась. Там ищут выход из этого положения, но пока безуспешно. К сожалению, власть не может указывать, вмешиваться и диктовать акционерам. Она может лишь создавать определенные условия  для развития. Здесь не все так просто. Возьмите Лесозаводский мясокомбинат. Плохо работает, потому что само руководство в свое время не удержало рынок в своем же городе. И сегодня там  другие, более успешные производители заняли нишу.

Покупатель сегодня выбирает. Чем больше предложений, тем приятнее выбор. В этом отношении нам в Приморье тоже стоит проводить отраслевые региональные выставки, как в Хабаровске. А у нас пока только местные, да и то площадей не хватает. Но, надеюсь, и с этим справимся.

Автор: Виктор КОЖЕМЯКИН, «Владивосток»