Жить станет лучше, жить станет веселее

Как уже сообщал “В”, вечером 27 ноября в Кремле под председательством президента РФ Владимира Путина прошло очередное заседание Совета безопасности, в повестку дня которого был внесен единственный вопрос: “Об основных направлениях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на Дальнем Востоке”.

3 дек. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1275 от 3 дек. 2002

Как уже сообщал “В”, вечером 27 ноября в Кремле под председательством президента РФ Владимира Путина прошло очередное заседание Совета безопасности, в повестку дня которого был внесен единственный вопрос: “Об основных направлениях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на Дальнем Востоке”.

В течение почти полугода проведение Совета с такой повесткой готовили сотрудники Совбеза и аппарата полпреда в Дальневосточном федеральном округе. Сам факт прошедшего заседания во многом стал уникальным. Во-первых, Совбез продолжался около трех часов – с 18 до 20.40,  что выходит за традиционные рамки подобного мероприятия. Во-вторых, впервые на заседание Совбеза было вынесено рассмотрение проблем отдельно взятого региона.

Естественно, само название этого органа государственной власти дает достаточно ясно понять, что работает он исключительно в закрытом режиме, и посторонние – в том числе и журналисты – на его заседание не допускаются; протокольную съемку в течение минуты ведет пресс-служба президента, которая потом передает отснятую кассету ведущим телеканалам для трансляции.

За исключением премьер-министра Михаила Касьянова, который находился в рабочей поездке в Тюменской области, в заседании Совбеза приняли участие все ключевые фигуры российского властно-политического олимпа: президент, вице-премьеры, министры силового блока, начальник генерального штаба, председатели обеих палат Федерального собрания, все семь президентских полпредов. Приглашены были и губернаторы 10 субъектов Федерации, что входят в Дальневосточный округ. Точнее – восемь “реальных” губернаторов, и. о. губернатора Магаданской области (по понятным причинам) и вице-губернатор Камчатки (глава региона Михаил Машковцев до сих пор находится на больничном после недавней автокатастрофы). В заседании Совбеза также приняли участие министр экономразвития Герман Греф, министр природных ресурсов Виталий Артюхов, министр путей сообщения Геннадий Фадеев и председатель Госкомрыболовства Евгений Наздратенко.

В соответствии с регламентом на основной доклад, с которым выступал Константин Пуликовский, отводилось 30 минут; другим участникам обсуждения предлагалось по 10 минут. Заданный динамизм поддерживался тщательной подготовленностью и пакетом документов, которые заранее были розданы членам Совбеза.

Открыл заседание Владимир Путин, который четко мотивировал причину такой повестки дня: “Дальний Восток на сегодня является самым кризисным регионом страны, - заявил президент. – Такого клубка проблем больше нет нигде”. В коротком вступительном слове Путин сразу и обозначил эти основные болевые точки: транспортные проблемы, энергетические, криминогенная ситуация (здесь президент особо остановился на недавнем убийстве Магаданского губернатора Валентина Цветкова), нерациональное использование природных ресурсов, миграционные проблемы. Коснувшись внешнеполитической ситуации, Владимир Путин заметил, что в этом регионе она в целом стабильна, однако подчеркнул, что боеготовность Дальневосточного военного округа и Тихоокеанского флота должна неуклонно повышаться.

В докладе Константина Пуликовского речь шла, естественно, о том же наборе основных проблем, однако уже более детально – включая и возможные пути их решения. В обсуждении доклада приняли участие вице-премьер Виктор Христенко, министр иностранных дел Игорь Иванов, обороны – Сергей Иванов, внутренних дел – Борис Грызлов, экономразвития – Герман Греф, секретарь Совета безопасности Владимир Рушайло.

После окончания заседания Совбеза Владимир Рушайло и Константин Пуликовский провели короткий брифинг для журналистов, а назавтра в Интерфаксе состоялась пресс-конференция дальневосточного полпреда, где он уже более детально рассказал о проблемах, которые обсуждались накануне.

«ПОДВЕШЕННЫЕ» НА ТРАНССИБЕ

Как сказал Пуликовский, одной из главных проблем региона была и остается транспортная: “До революции и за годы Советской власти мы успели реально освоить пространство где-то до Байкала. Практически до Иркутска вся страна связана в единую структуру благодаря разветвленной сети автомобильных и железных дорог, нефте- и газопроводов, высоковольтных линий электропередачи. Дальше, на восток за Байкалом, начинается огромная территория, связанная со всей державой одной тоненькой ниточкой Транссиба. У нас есть РАО, которое называется “Единые энергосистемы России”, но ведь фактически они далеко не едины! У нас нет ЛЭП-500, чтобы перебрасывать на Дальний Восток дешевую электроэнергию из Восточной Сибири. Поэтому две самые главные ближайшие задачи, которые стоят перед нами в Дальневосточном федеральном округе и должны быть решены в течение следующего года, это – запланированный на июнь 2003-го пуск первой очереди Бурейской ГЭС и планирующееся на самый конец года открытие сквозного проезда по автомобильной дороге Чита-Хабаровск. Сейчас там остался 300-километровый участок в районе Сковородино – Ерофей Павлович. Причем просека уже готова, сооружены десятки временных мостов, есть и стационарные. И я очень надеюсь, что под Новый, 2004 год машины пойдут по этой дороге. Понятно, что сдадим мы ее с грунтовым покрытием, но если не будем сбавлять темпы и все пойдет по плану, то в 2008 году можно будет из Владивостока в Москву ехать по асфальту”.

Отвечая на вопрос: говорилось ли на Совбезе что-то конкретно о расследовании убийства магаданского губернатора? – Константин Пуликовский сообщил: “Да, естественно – раз эту тему затронул президент. Борис Грызлов подчеркнул, что держит это дело на личном контроле. По моей информации, следствие уже вышло на многих фигурантов, так или иначе связанных с произошедшим преступлением. И, как вы понимаете, в рамках расследования проводится много различных мероприятий; так вот их результатом уже сегодня стало возбуждение 42 уголовных дел. Я уверен, что и исполнители, и заказчики этого преступления будут найдены и задержаны в ближайшее время”.

УЕХАЛИ ВРЕМЕНЩИКИ, ЛУЧШИЕ - ОСТАЛИСЬ

Был задан вопрос и корреспондентом “В”: “На наш взгляд, все-таки самая главная проблема даже не транспортная и не энергетическая, а проблема массовой миграции. За последние годы и без того пустынный Дальний Восток покинули миллионы людей. Если динамика сохранится, то ни ЛЭП, ни дороги никому не будут нужны. Между тем и при батюшке-царе, и при Советской власти для жителей этой окраины существовал целый набор специальных льгот. Не пришла ли пора для удержания людей и привлечения их сюда снова подумать о льготах? Шла ли об этом речь на Совете безопасности?”

Надо сказать, что Пуликовский не согласился с такой постановкой вопроса. “За тяжелые 90-е годы Дальний Восток покинули 1 миллион 240 тысяч человек. Я глубоко убежден, что в основном это временщики – те, кто приехал подзаработать и уехал бы в любом случае. За те 2,5 года, что я работаю полпредом, уехало не более 50 тысяч человек. Поэтому можно утверждать, что отток практически прекратился”.

Полпред заметил, что, на его взгляд, одной из самых ярких иллюстраций желания людей прочно осесть в регионе стало активно развернувшееся в последнее время частное жилищное строительство. Причем речь, понятно, идет не о более или менее обустроенных Приморском и Хабаровском краях, а о Сахалине, Курилах, Камчатке и Магаданской области, где отродясь добротного частного жилья никто не возводил.

Вместе с тем Константин Пуликовский подчеркнул, что уровень жизни на Дальнем Востоке недопустимо низок: достаточно сказать, что он на 84 процента (безумная цифра! – Ред.) ниже среднероссийского. При этом среднедальневосточный тариф на электроэнергию в 2,2 раза выше среднероссийского, стоимость услуг ЖКХ – в 1,7 раза выше. А ведь пенсия что в Рязани, что в Магадане – одинаковая. Кстати, о пенсиях – весной в послании Федеральному собранию Владимир Путин сказал, что пенсии в среднем по стране достигли прожиточного минимума. Но на Дальнем Востоке – возьмем опять же усредненную цифру – пенсии меньше этого самого минимума на 600 рублей!

Как покрыть этот разрыв? Об этом, по словам Константина Пуликовского, тоже шла речь на Совете безопасности. Причем, как заявил полпред, ни он, ни участвовавшие в обсуждении губернаторы не просили никаких льгот; речь шла исключительно о том, как сделать, чтобы дальневосточный уровень не отличался от среднероссийского. Какие должны быть преференции, чтобы выровнять реальный “вес” пенсий, тарифов на электричество, стоимость услуг ЖКХ? “На этот счет, - сказал Пуликовский, - есть специальное решение Совета безопасности, сделан целый ряд поручений министерствам и ведомствам, определены сроки их исполнения. На меня, как на полномочного представителя, возложен контроль, я буду докладывать президенту”.

ПОЧТИ ЧУЧХЕ – ОПОРА НА СОБСТВЕННЫЕ СИЛЫ

Главная задача, обсуждавшаяся на Совбезе – и об этом говорили журналистам Рушайло и Пуликовский, – сделать так, чтобы каждый дальневосточник ощущал себя социально защищенным, чтобы жить на востоке страны было так же комфортно, как и на западе. Однако решение этих вопросов лежит исключительно в экономической плоскости. При этом совершенно понятно, что обычными бюджетными вливаниями решить все проблемы региона  невозможно. Необходимы активный поиск и привлечение инвестиций. Ведь даже в последнем варианте многострадальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока прописано, что лишь на 1/3 она финансируется из федерального бюджета; а 2/3 – привлеченные инвестиции. “Известно, что свободные инвестиционные средства есть, - заявил Константин Пуликовский, - и за рубежом, и внутри России. Основная задача, стоящая в равной степени и перед правительством, и перед региональными властями, - это создание привлекательных условий, механизмов гарантированного возврата вложенных средств. Выступая на Совбезе, глава Минэкономразвития Герман Греф подтвердил, что правительством готовится специальная программа различных льгот для инвесторов в зоне Дальнего Востока. Уже набили оскомину, - продолжил полпред, - бесконечные разговоры о СЭЗ, однако и этот механизм тоже нельзя сбрасывать со счета”.

В качестве традиционного примера мудрой политики по привлечению инвестиций полпред привел соседний Китай: “На Совбезе мы спросили у Грефа: почему же у нас не созданы такие условия? Почему мы не даем такие гарантии? Почему не учимся у соседей? В финансовом мире Китай называют инвестиционным пылесосом. Ну, так давайте хоть соской какой-то поработаем!…”

Все 10 субъектов Федерации, входящие в ДВФО, и при Советской власти были дотационными и сегодня остаются такими же. Однако, по мнению Пуликовского, прошло время ходить по правительственным кабинетам с протянутой рукой. Никакие “халявные” деньги не поднимут экономику региона, пока на местах не научатся зарабатывать сами.

Что ж, идея не новая. “Дружеский” совет: “Зарабатывайте сами!”, - мы регулярно слышим уже полтора десятка лет. Никто, правда, не подсказал рецепта, как это делать, если на той же Камчатке (которую Пуликовский прямо назвал область-банкрот) электроэнергия стоит ровно в 15 (так -!) раз дороже, чем в Иркутске. Станут ли решения Совбеза и поручения, выданные им правительственным структурам, той соломинкой, которая удержит утопающего на поверхности? Или в кипу уже пожелтевших бумаг лягут свежие документы, которые ожидает та же участь?  Ясности ждать осталось недолго. Да и дальневосточники-то ведь – народ терпеливый…...

Особенно те, кто еще не уехал.

P. S. Любопытное наблюдение, рассказанное (естественно, на условиях анонимности) корреспонденту “В” одним из сотрудников аппарата, наблюдавшим за заседанием Совета безопасности. По его завершении участники расходились в весьма мрачном настроении. Похоже, разговор состоялся и завершился на далеко не праздничной ноте...…

Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, «Владивосток» (Москва – Владивосток), фото - телеканал «Россия»