«Якутза» правит морем

Конфликты на заводах и фабриках с участием автоматчиков давно никого в России не удивляют. Но, пожалуй, впервые в передел собственности оказались вовлечены большой противолодочный корабль, сторожевик, пограничные катера и морская авиация. С таким размахом дальневосточные фирмы делили в Японском море траулер-рефрижератор «Тулун». В известность об инциденте был поставлен (или подставлен?) президент России.

3 дек. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1275 от 3 дек. 2002

Конфликты на заводах и фабриках с участием автоматчиков давно никого в России не удивляют. Но, пожалуй, впервые в передел собственности оказались вовлечены большой противолодочный корабль, сторожевик, пограничные катера и морская авиация. С таким размахом дальневосточные фирмы делили в Японском море траулер-рефрижератор «Тулун». В известность об инциденте был поставлен (или подставлен?) президент России.

СВИСТАТЬ ВСЕХ НАВЕРХ

Напомним, первое сообщение о том, что «Тулун» якобы захвачен вооруженными пиратами в 400 милях юго-восточнее Владивостока, поступило от национального агентства морской полиции южнокорейского порта Пусан. Связь с судном отсутствовала, и первое подозрение пало на пиратов, которые часто шалят в азиатских морях. Морским частям погранвойск была объявлена боевая готовность, а в Москве немедленно приступил к работе оперативный штаб. В повышенную готовность также были приведены подразделения спецназа ФСБ на Дальнем Востоке.

Выручать российских моряков из пиратского плена отправились большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев» и сторожевой корабль Тихоокеанского флота, а также два пограничных катера Тихоокеанского регионального управления (ТОРУ) ФПС России. Они должны были обнаружить «Тулун», а также в соответствии с требованиями морского права захватить пиратское судно. Военные моряки при поддержке пограничного самолета «Ан-26» вскоре обнаружили траулер и приказали ему следовать во Владивосток. Сюда же вылетела для разбирательства представительная комиссия из Москвы. К тому времени уже стало известно, что «морской бой» в дальневосточных водах устроили доморощенные пираты.

В этой истории много таинственного, но самыми неожиданными оказались выводы следствия. После скандала на весь мир транспортная прокуратура вынесла следующий вердикт: «Инцидент произошел в результате имущественного спора, и состава преступления в нем нет». Дальнейшее разбирательство будет вестись в арбитражном суде.

«МОЧИ ИХ, ХОЗЯИН ПРИЕХАЛ!»

- Попытка захвата в Японском море транспортного рефрижератора «Тулун» - это вовсе не хозяйственные, а «бандитские разборки», - заявил на пресс-конференции, которая состоялась в конце прошлой недели во Владивостоке, руководитель компании «Регион» Александр Бронников. А капитан судна Владимир Чупров, хранивший молчание, пока на борту работали спецслужбы, впервые рассказал о том, как на самом деле развивались события. Наверняка его версия известна и следственным органам.

16 ноября «Тулун» дрейфовал в центральной части Японского моря  за пределами территориальных вод Республики Корея. В 13.35 к его борту подошел катер «West Wind», на котором находились люди - примерно 10 человек. Все они были вооружены дубинками.

«Мочи их всех! Хозяин приехал! Как встречаешь хозяина?» - кричали рыбакам с катера. Командовал нападавшими авторитетный бизнесмен Василий Наумов (известный также в определенных кругах под кличкой Якут), который считает себя новым хозяином «Тулуна». Вооруженные резиновыми дубинками люди с палубы угрожали капитану траулера пустить свои палки в ход, если тот не отдаст судовые документы.

По словам Чупрова, люди Якута попытались высадиться на судно и захватить его. Возникла реальная угроза для жизни членов экипажа, однако рыбакам удалось отстоять свой траулер. Вопреки сообщениям корейской морской полиции, обошлось без стрельбы, поскольку оружия на борту не было и быть не могло – при выходе в море траулер прошел досмотр. «Тулун» сманеврировал, чтобы не дать «якутзе» взять судно на абордаж, и Чупров принял решение взять курс на Японию, где планировал скрыться от преследования.

По мнению гендиректора «Региона» и капитана «Тулуна», дезинформация об инциденте в официальные органы Республики Корея была направлена «якутской» стороной – предположительно, одним из «новых руководителей» компании Алексеем Каргополовым. Имеются показания начальника морской полиции Пусана о поступлении на его имя заявления «от Алексея, 28 лет», в котором говорится о том, что с борта «Тулуна» якобы открыта стрельба по катеру (к слову, в донесении нет ни слова о том, что корейская сторона после досмотра обнаружила следы пулевых отверстий). Рыбаки считают, что «делалось это с одной целью - направить судно в Корею, где с мятежным капитаном и экипажем можно было легко расправиться, а судно забрать себе». После того как Республика Корея официально проинформировала Россию, скандал вокруг дальневосточного сейнера прозвучал на весь мир.

- После этого инцидента, - рассказал капитан «Тулуна», - Якут позвонил на судно и предложил отдать ему судовые документы и документы на право собственности, а также патент на право ходить под российским флагом. Имея этот набор, можно без труда переоформить судно в любом порту на свое имя и использовать его под контрабандные перевозки продукции. Но, несмотря на многочисленные угрозы физической расправы, которыми сопровождались эти требования, выполнять мы их не стали. А на следующий день снялись с якоря и взяли курс на Приморье. Зная, что Якут предпримет все возможное, чтобы сорвать эти планы, мы пошли не обычным путем, а прижимаясь к берегам Японии и стараясь как можно реже выходить в эфир, чтобы не привлечь к себе внимание банды Якута и его сподвижников. Этим и объясняется наше долгое молчание, из-за которого были осложнены поиски «Тулуна» пограничниками и экипажем БПК «Адмирал Пантелеев». Но о них мы ничего не знали, так как не просили о помощи. Поэтому все затраты на проведение этой спасательной операции должен возмещать тот, кто передал ложный сигнал. Лично я считаю, что он исходил от нового самозваного руководства «Региона», работающего под жестким контролем Якута. 17 ноября мы получили факс о проведении чрезвычайного собрания акционеров и смене директора. Но правомерность этих «перевыборов» вызвала у нас большие сомнения, и мы отказались подчиняться приказаниям команды «нового директора»  Каргополова. Тем более ими они обязывали капитанов загрузить свои суда крабом и отправляться в Пусан под сдачу...…

ПИРАТЫ НОВОГО ВЕКА

Дальневосточные моря могут полностью оказаться под контролем криминальных структур - с таким заявлением выступили рыбаки. Пираты захватывают рыболовецкие компании, рэкетируют  экспорт морепродуктов, берут на абордаж суда. По информации Александра Бронникова, попытка захвата «Тулуна» явилась следствием отказа руководства компании, капитанов и экипажей подчиняться господину Наумову, который напрямую требовал от них заниматься браконьерским ловом. При этом Бронников привел крылатую фразу Якута: «Зачем тратить деньги на разрешительные билеты, зачем покупать квоты, если можно просто украсть. Вор должен воровать...».

Еще не улегся шум вокруг «Тулуна», как 25 ноября в море было совершено нападение на судно «Койма», владельцем которого является ООО «Таранай-Трейдинг». По словам его гендиректора Вячеслава Рыженкова, попытку захвата тоже совершили люди «якутзы». Экипажу «Коймы» удалось отбить атаку при поддержке рыбаков РМС «Сангар», которые пришли на помощь по сигналу «SOS!». Подоспели также пограничные катера, нападавшие были обезврежены и направлены под конвоем в порт Корсаков.

- Сегодня многие средства массовой информации, - заявил директор ООО «Таранай-Трейдинг», - представляют происходящие у нас события, как обыкновенные «хозяйственные разборки» между людьми, не поделившими деньги и добычу. Серьезный, ответственный руководитель никогда не пойдет на то, чтобы заниматься откровенным браконьерством и контрабандной перевозкой морепродуктов за границу. Во-первых, сейчас это очень опасно, во-вторых, все вопросы можно решить в рамках действующего законодательства. Вот почему Якут, не умея привлечь на свою сторону наших капитанов, пытается теперь действовать другим способом: добиться смены руководства обоих компаний, лишить их своего флота и внедрить на суда людей, которые беспрекословно выполняли бы все их преступные команды. К этому хочу добавить, что под давлением на владельцев ООО «Таранай-Трейдинг» лиц, входящих в группу Якута, я также был незаконно снят с должности генерального директора. По всем судам компании разослали подложные сфальсифицированные документы, согласно которым… я доверял небезызвестному в определенных кругах человеку управление флотом! Ничего подобного я никогда не писал и не говорил. И тогда, как и в случае с «Регионом», в мой адрес посыпались оскорбления и угрозы…...

Сейчас рыбаки опасаются физической расправы. По данным газеты «Асахи», «преступная группировка Якута является одной из самых жестоких, занимается браконьерским выловом краба и других валютоемких морепродуктов, насилием, грабежами». Сам «авторитет» последнее время живет за рубежом – последнее его пребывание в России датируется  маем этого года. По некоторым данным,  сразу после убийства генерала Гамова   Якут перебрался в Японию – город Вакканай, а после того как власти Страны восходящего солнца посчитали его «нежелательным гостем» - в Пусан.

- После экстрадиции из Японии в Южную Корею он несколько утратил свое влияние на капитанов, - считает Александр Бронников. - Этим, вероятно, и объясняются многие из его нынешних действий, связанных с желанием не мытьем, так катаньем переподчинить себе флот, заходящий в японские и корейские порты. Случай с «Тулуном» как раз из этого числа.

На заседании Совета безопасности РФ в Москве, полностью посвященном проблемам Дальнего Востока, одной из главных задач называлась защита экономики от проникновения криминала и борьба с контрабандой. Во Владивостоке ситуацию в наших морях считают «хозяйственным спором», в котором  «состава преступления нет».

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

В минувшее воскресенье в изолятор временного содержания Южно-Сахалинска были доставлены пять человек в возрасте 30-40 лет – граждане Украины. Как передает корреспондент информационного агентства «Дейта.RU», они задержаны по подозрению в совершении преступления по статье 211 части второй Уголовного кодекса РФ - захват судна. В экономической зоне Японии они пытались угнать траулер «Сангар». Члены экипажа своими силами нейтрализовали налетчиков и заточили их в трюм.

По словам сахалинского транспортного прокурора Виктора Дедова, случаи с судном «Сангар» и «Тулун» – «звенья одной цепи, поскольку оба траулера принадлежат одной фирме «Регион». Более того, есть данные, что задержанные участвовали в нападении на судно «Тулун». «Если вина морских пиратов будет доказана, их ждет наказание в виде лишения свободы сроком от 7 до 12 лет», - отметил транспортный прокурор.

Автор: Алексей РАСПУТНЫЙ, «Владивосток»