У высоких бортиков «Амура»
Просто так на хоккей в Хабаровске не попасть. Билеты покупаются заранее, и в день матча во Дворце спорта, вмещающем около двух с половиной тысяч человек, не протолкнуться. Поэтому сейчас соседи строят новую ледовую арену на семь тысяч зрителей. Чего уж говорить, даже во время тренировки пара - тройка секторов зрительного зала стабильно занята. Команду обожают не только в Хабаровске - на «Амур» едут болельщики со всего Дальнего Востока. А как смотрят на своих кумиров мальчишки! Корреспонденту «В» удалось побывать на матче единственной от нашего региона команды российской суперлиги и встретиться с главным тренером «Амура» Андреем ПЯТАНОВЫМ и президентом клуба Виктором ЛОПАТЮКОМ.
Просто так на хоккей в Хабаровске не попасть. Билеты покупаются заранее, и в день матча во Дворце спорта, вмещающем около двух с половиной тысяч человек, не протолкнуться. Поэтому сейчас соседи строят новую ледовую арену на семь тысяч зрителей.
Чего уж говорить, даже во время тренировки пара - тройка секторов зрительного зала стабильно занята. Команду обожают не только в Хабаровске - на «Амур» едут болельщики со всего Дальнего Востока. А как смотрят на своих кумиров мальчишки! Корреспонденту «В» удалось побывать на матче единственной от нашего региона команды российской суперлиги и встретиться с главным тренером «Амура» Андреем ПЯТАНОВЫМ и президентом клуба Виктором ЛОПАТЮКОМ.
АНДРЕЙ ПЯТАНОВ: ТЕПЕРЬ Я ДАЛЬНЕВОСТОЧНИК
С главным тренером «Амура» нам удалось поговорить во время тренировки. Пока мощные игроки кромсали лед, а многочисленные поклонники команды восторженно приветствовали каждый сокрушительный щелчок шайбы о бортик, Андрей Пятанов ответил на вопросы корреспондента «В».
- Андрей Константинович, по вашему мнению, как клуб отыграл первый этап чемпионата?
- Мне кажется, что отыграли неплохо. Есть определенный запас очков, которые завоевали в непростой ситуации, потому как самое тяжелое в наших играх - это перелеты. Конечно, случались игры, в которых мы потеряли очки, хотя их вполне можно было завоевать, но у кого не бывает. Потом последовал некоторый спад…
- Где чаще удавалось хорошо отыграть, дома или на выезде?
- Если честно, нет особой разницы, где играть. Все зависит от игры соперника. Порой бывает огромное желание дома выложиться на полную, но не все получается. То же самое и на выезде. Конечно же, перед своими зрителями во время игры ответственности больше, а перед чужими играть сложнее. Однако это не сказывается в плане настроя на игру, каждый раз мы настраиваемся на победу. И в каждой игре пытаемся доказать себе, что мы чего-то стоим.
- Андрей Константинович, вы, насколько известно, сами не из Хабаровска и раньше были одним из тренеров динамовцев...
- Да, последние два года я работал помощником главного тренера московского “Динамо”, а до этого много лет жил и работал в Швеции, там мне удалось побыть играющим тренером. Потом вернулся в Москву, где работал в динамовской школе, тренировал юношей 1982 года рождения.
Сейчас я хабаровчанин. По-моему, если человеку создать комфортные условия, то он приживется где угодно. Для меня, например, важно то, что моя семья находится рядом и что у меня есть моя любимая работа. Естественно, я сменил несколько мест жительства, но привыкания как такового нигде не потребовалось. Единственное, к чему нужно привыкать здесь, так это к перелетам. Ведь везде тот же лед, та же коробка, разметка. Можно выразиться, что весь смысл жизни – хоккей. Ведь уже больше 20 лет у меня связано с большим хоккеем. Начиная с советских времен и высшей лиги и заканчивая нынешней тренерской работой в суперлиге, на довольно высоком уровне. Другого просто за это время не появилось, приходится делать то, что знаешь и умеешь.
- Как специалист, вы можете дать оценочное сравнение этих двух команд - “Динамо” (Москва) и “Амур” (Хабаровск)?
- Не буду говорить о качестве игры, но по подбору игроков, наверное, “Динамо” сильнее нас. Однако если смотреть в целом, то по количеству очков они ненамного опережают нас.
- Андрей Константинович, есть ли особенности в тренировке наших команд и команд заграничных?
- Различия есть, конечно, но они не такие существенные. Большинство команд сейчас, условно говоря, играют от обороны. Раньше меньше играли, но нынче жизнь заставляет. Результат требуется везде и во всем. Если играть только в атаке, не думая об обороне, то из этого мало что получится. В прошлом только ЦСКА мог позволить себе играть в атаке, да и то лишь потому, что там были великие игроки, великие мастера.
- Много ли в команде приглашенных игроков, в том числе из-за рубежа?
- Я не считал, да и не обращаю внимания. Все те ребята, которые играют в команде, для меня хабаровчане, так же, как и я сам. Болельщики очень тепло приветствуют «хабаровских канадцев» - Мака Айзека, Маккарти, Вестлунда…
Есть в команде и игрок с мировым именем - Сергей Кривокрасов. Он много лет отыграл в НХЛ... Ну и что? Мы не проводим никакого разделения на именитых и не очень. Если игрок не будет доказывать свое мастерство на льду сейчас, то неважно, где и за кого он играл раньше. Любая звезда, если она не будет тренироваться и вкладывать все усилия, завтра будет плохо играть. Правда, все профессионалы, а знаком я со многими, настолько научились себя тренировать и готовить самостоятельно, что их не нужно заставлять. А плюс от присутствия именитых спортсменов в команде или даже просто ветеранов – это то, что все остальные игроки пытаются подтягиваться. Они живой пример для среднего звена игроков, не говорю уже о молодежи.
У нас могут быть удачные матчи, могут быть неудачные. Но проходных матчей у нас не бывает. В каждой игре «Амур» бьется до конца, потому что ребята знают – за нас весь Дальний Восток.
ВИКТОР ЛОПАТЮК: ЛЮДИ МЫ СТАРАТЕЛЬНЫЕ
Генеральный директор ЗАО “Артель старателей “Амур”, одного из крупнейших в стране предприятий по добыче драгоценных металлов, Виктор Лопатюк вот уже несколько лет является президентом хоккейного клуба “Амур”. С приходом Лопатюка пребывавшая до этого в низших дивизионах команда вышла в суперлигу и стала в ней крепким середняком.
- Насколько мне известно, не всем понравился выход дальневосточной команды в суперлигу…
- Действительно, многие элитные клубы к нашему успеху отнеслись негативно. Посмеивались: и базы, мол, у нас нет, и матчи приходится проводить фактически в сарае. Да, возможно, первое время наш Дворец спорта не соответствовал требованиям команды суперлиги. Но мы вложили в его реконструкцию полтора миллиона долларов, и, думается, сегодня при всем желании сараем его не назовешь.
А вообще тогда наши противники делали упор на то, что, мол, Хабаровск находится далеко, летать туда недешево, ни к чему хорошему подобное не приведет. Пришлось подключаться губернатору, который вышел на премьер-министра России Виктора Черномырдина, а тот, в свою очередь, переговорил с тогдашним президентом ФХР Валентином Сычом. На заседании федерации, когда решался вопрос о включении нашей команды в суперлигу, для того чтобы как-то смягчить ситуацию, мы взяли на себя обязательство в течение первого сезона всем клубам оплачивать половину стоимости полета до Хабаровска.
- Каков бюджет вашего клуба?
- Около 8 миллионов долларов. Это сейчас, раньше он был меньше. Но с каждым годом помощь команде становилась солиднее. Вообще взять клуб для того, чтобы он прозябал, — не в правилах нашей артели. Мы, конечно, понимаем, что на чемпионство нам рассчитывать сложно, но регулярно попадать в плей-офф “Амуру”, думается, по силам.
- Сумма, затрачиваемая на перелеты во время сезона, существенна?
- Знаете, все стенания по этому поводу руководителей “западных” клубов считаю необоснованными. Давайте посчитаем. Скажем, из Москвы к нам летит делегация в количестве 30 человек. До Хабаровска и обратно билет на одного человека, учитывая предоставляемые командам скидки, стоит порядка 10-11 тысяч рублей. То есть одна поездка обойдется в общей сложности примерно в 10 тысяч долларов. Разве это сумма для клуба, бюджет которого составляет миллионы?
Так что разговоры о сумасшедших затратах на перелет в Хабаровск — не более чем слова. Кстати, не следует забывать, что в течение регулярного чемпионата любая команда суперлиги бывает у нас максимум два раза, а сколько в дороге приходится проводить нам?
Большой проблемой для “Амура” является третий круг, когда согласно календарю домашний матч клуб чередует с матчем в гостях. Для того чтобы максимально облегчить жизнь игрокам и тренерам, приходится заказывать чартер. Обычно он обходится в 40 — 50 тысяч долларов. Но мы не ропщем, понимаем, что нужны Дальневосточному региону. Ведь на матчи “Амура” приезжают жители Приморского края, Магаданской области, Камчатки, Сахалина. Разве это не Россия? Разве мы вправе лишать людей удовольствия увидеть лучшие хоккейные клубы страны?
- Как мне удалось убедиться, хоккей безумно популярен в Хабаровске. Именно поэтому вы и решили построить новую ледовую арену с трибунами на 7 тысяч мест? Кстати, в какую сумму она вам обойдется?
- Когда мы обратились к известной шведской фирме, ее представители, произведя необходимые расчеты, запросили 64 миллиона долларов. Нам это показалось дороговато. Решили все делать сами, благо и строители у нас есть, и многие материалы — собственного производства. Остальное в основном закупаем в Корее, включая и морозильные установки. В итоге сумма уменьшилась в два раза.
Проектировали арену корейские и хабаровские специалисты. В эксплуатацию мы ее сдадим в августе 2003 года, так что в следующем сезоне “Амур” будет принимать соперников в новом Дворце спорта. Болельщики, надеюсь, оценят его по достоинству.
- “Амур” одним из первых в стране стал приглашать легионеров из-за океана. Правда, в основном это хоккеисты среднего уровня. Может, стоит попробовать приобрести звезд первой величины — Кейта Ткачука, к примеру, или Пола Карию?
- (Смеется.) Сами понимаете, что большие мастера требуют больших денег. Если в Северной Америке они имеют миллионные контракты, то играть в России за сотни тысяч долларов, естественно, не станут. Все-таки бюджет нашего клуба пока не столь велик. Тем не менее бывшие НХЛовцы у нас уже есть. Это и Спиридонов, и Кривокрасов, приезд которого в “Амур” для многих соперников стал сюрпризом.
- По финансовому потенциалу Хабаровск и Владивосток примерно равны. Как вы считаете, почему же в столице Приморского края, портовом, а значит, довольно богатом городе спорт не развит так, как у вас?
- Мне трудно сказать, почему так происходит. По большому счету, все зависит от людей, которым спорт небезразличен, которые готовы вкладывать в него средства. Начиная с руководителей региона и заканчивая руководителями предприятий. Видимо, в нашем крае таких людей больше.
Автор: Страницу подготовил Ренат ЗАЙНУТДИНОВ, «Владивосток», редакция благодарит пресс-службу клуба «Амур» за помощь, оказанную при подготовке материалов.