Охота на страховку

С 1 июля следующего года вступает в силу закон об обязательном автостраховании. Российские автомобилисты одними из последних в мире будут охвачены обязательным автострахованием.

29 нояб. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1274 от 29 нояб. 2002

С 1 июля следующего года вступает в силу закон об обязательном автостраховании. Российские автомобилисты одними из последних в мире будут охвачены обязательным автострахованием.

Говоря проще, с лета, если не заплатишь за страховку своего автомобиля, ездить не будешь. Как технически будет проходить эта процедура и у кого надо будет страховаться, мы еще расскажем автомобилистам. А пока речь пойдет о том, сколько придется платить. 1 декабря правительство окончательно утвердит ставки автострахования. Проект уже готов.

Минфин окончательно определил цены обязательной автостраховки, сообщает «Газета.RU». По сути дела, одобрены самые “смелые” предложения  страховых фирм.

Споры вокруг тарифов, продолжавшиеся с момента принятия закона об обязательном страховании автогражданской ответственности, неожиданно разрешились, причем целиком в пользу страховых компаний. Еще несколько дней назад правительство пыталось хоть немного уменьшить предложенные ими цены.

Напомним, что ставки в разных регионах страны будут разные. Это зависит от количества транспорта  у населения и платежеспособности. Самые высокие предложили москвичам. Страховщики хотели получать с каждого московского автомобилиста по $130 в год, а департамент страхового надзора Минфина  настаивал, что и $97 вполне достаточно. Но страховое лобби победило. И теперь, чтобы не представлять дело так, будто cтрахнадзор пошел на поводу у тех, за кем должен надзирать, в страховых кругах объясняют, что предыдущие цифры, предлагавшиеся департаментом, были лишь предварительными, ни к чему не обязывающими, а окончательные появились только сейчас. Вот они.

Тариф зависит от того, юридическое или физическое лицо владеет автомобилем. Для первого он составляет 2950 руб., для второго – 2110. Третий вариант самый плохой – такси. Ставка для него – 9500 руб. Но это базовые цифры, которые увеличиваются в несколько раз в зависимости от коэффициентов, намеченных широкими мазками. Во-первых, место регистрации машины. Коэффициент для питерцев составляет 1,6, для москвичей – 2. Во-вторых, возраст. Для водителей моложе 22 лет вводится коэффициент 1,5. В-третьих, стаж – 1,2 при опыте вождения меньше двух лет. В-четвертых, аварийность. Если на счету у водителя грубые нарушения ПДД (что это такое, непонятно), коэффициент составляет целых 3 единицы. А вот от марки машины, ее мощности, возраста и т. д. цена страховки не зависит. Понижающих коэффициентов, которые могли бы служить наградой за безаварийную езду или долгий водительский стаж, нет. При неудачном стечении возрастных и прочих обстоятельств сумма получается совершенно не реальная.

Москвич моложе 22 лет только что получил права, но уже совершил загадочное грубое нарушение. Такому, выходит, надо будет платить почти 23 тыс. руб. в год. Но тут страхнадзор немножко смилостивился. Коэффициенты перемножаются, но итоговая цифра не должна превышать 3 для водителя без грубых нарушений и 5 - при их наличии. То есть вышеупомянутый молодой человек сможет ограничиться 10 550 руб. А с такого же, но в грубости не замеченного, возьмут 6330 руб. Ну а максимум получается из сочетания “такси, Москва, молодость, грубость” – 47 500 руб.

Это – самые жуткие московские прогнозы. Что касается периферии, минимальная   сумма, которую будут платить владельцы легковых автомобилей, если верить расчетам Минфина, составит чуть больше 2000 рублей. Если к этому прибавить еще и транспортный налог и плату за инструментальный контроль – получится неподъемная для многих водителей плата.

Выходит, что в целом  минфиновские тарифы по обязательному всеобщему страхованию получились не меньше существующих ныне коммерческих, а возможно, даже больше. Точное сравнение невозможно – так хитро устроен закон. Сейчас страхование гражданской ответственности на $10 тыс. стоит $120-130. А обязательная страховка предполагает покрытие в 400 тыс. руб., но при этом на ремонт машины выделяется не больше 160 тыс., а на компенсацию вреда здоровью не больше 240 тыс. К тому же если пострадала всего одна машина и всего один человек, суммы уменьшаются до 120 и 160 тыс. соответственно. То есть в самом простом случае, когда вы врезались, но все остались живы-здоровы, за ремонт страховщик заплатит максимум $3800. А ведь нынешние коммерческие $120-140 предполагают 10-тысячное покрытие.

До принятия закона считалось, что всеобщее страхование будет дешевле нынешнего добровольного, ведь сейчас страхуется в основном группа риска, у которой аварий больше. Но постепенно договаривающиеся стороны пришли к прямо противоположному выводу. Впрочем, ни Минфин, ни тем более страховщики ничего странного во всем этом не находят. В принципе, на заседании правительства все еще может измениться. Хотя надежд мало. Похоже, именно автомобилистов хотят одними из первых сделать “цивилизованными”. А почему бы и нет? Цены на бензин у нас неуклонно идут к среднемировым. Вот и страховаться будем, как японцы.