Владивосток будущего: взгляд из сегодня

Уже несколько лет на слуху вопрос о создании так называемой концепции “Большого Владивостока”. Разработкой документа, который должен стать основополагающим в будущем социально-экономическом росте города, занялись самые прогрессивные ученые Приморья.

29 нояб. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1274 от 29 нояб. 2002

Уже несколько лет на слуху вопрос о создании так называемой концепции “Большого Владивостока”. Разработкой документа, который должен стать основополагающим в будущем социально-экономическом росте города, занялись самые прогрессивные ученые Приморья.

В результате долгих упорных трудов проект концепции был разработан, его даже представили на суд в марте 2001 года. Тогда же один из разработчиков документа Александр Латкин, доцент международного института конъюнктуры и прогнозирования, с авторским коллективом взялся за разработку альтернативного варианта концепции. По словам Александра Павловича, на этот шаг его толкнула мысль, что Владивосток должен самостоятельно развиваться, без оглядки на государственную поддержку. Ведь одним из коренных отличий новых рыночных отношений от социалистической практики является изменение целевых установок в развитии территорий. Сейчас на смену централизованной плановой системе, существующей при "развитом социализме", приходит стратегия инициативного экономического роста в интересах создания качественной среды проживания городского населения. А это значит, что любой человек должен иметь возможность найти работу, приобрести жилье и получить комплекс необходимых услуг.

Прежние генпланы Владивостока шли по индустриальному типу развития. Ядром застройки являлось промышленное предприятие, вокруг которого строились жилые массивы с объектами соцкультбыта. Сегодня это стало точкой преткновения - многие предприятия оказались в кризисном состоянии и требуют реструктуризации, а жители образованных вокруг них микрорайонов вынуждены добираться до работы на другой конец города.

Но уже не за горами то время, когда самые развитые российские города, в том числе и Владивосток, превратятся в самостоятельные экономические субъекты. Пример подобных взаимоотношений - города Японии.

Кстати, не только японцы явились примером для подражания при разработке концепции. Авторский коллектив базировался на опыте Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Краснодара, Новосибирска.

Для начала рабочая группа исследовала конкурентные преимущества и недостатки Владивостока по отношению к другим городам нашего региона.

К примеру, преимуществом города являются прибрежное положение и наличие перспективной в плане экономического освоения приморской территории, близость к Китаю и Корее. В то же время негативный имидж Приморского края значительно снижает инвестиционно-хозяйственную привлекательность города. И еще Владивосток находится в зоне высокой, по российским меркам, транспортной освоенности территории. Обладает многоотраслевым транспортным комплексом, в который входят морские и авиапорты, автомобильные и железные дороги. С другой стороны, транспортный комплекс города нуждается в реконструкции, модернизации и техническом переоснащении.

Но, несмотря на все недостатки, становится ясно, что Владивосток может и должен стать городом интересным не только для иностранных туристов, но и для иностранных капиталов. Однако для этого нужно осмыслить его миссию. Для начала необходимо понять, что пространственное развитие города не связано только с разрастанием его территории. На самом деле процессы организации городского пространства и жизнеобеспечения усложняются и удорожаются. А зачастую можно найти необходимые ресурсы на уже освоенных городских территориях. К примеру, с огромным успехом можно использовать под новую застройку те участки земли, на которых снесено ветхое и старое жилье. Но есть здесь одно "но". Не стоит увлекаться сносом этого жилья в центре города. Так называемый исторический центр Владивостока представляет собой совокупность старинных зданий, и потому эта часть города наиболее привлекательна для туристов. Она же в первую очередь определяет инвестиционную привлекательность Владивостока в целом.

В любом случае Владивосток станет городом, который "притянет" иностранный капитал. Вот только как скоро это произойдет, зависит в первую очередь от концепции социально-экономического развития. Естественно, что подобный документ, от которого зависит будущая жизнь каждого владивостокца, должен быть разработан и отшлифован очень тщательно. Потому на очередном экономическом совете, который проходил в администрации Владивостока, было принято решение воссоединить обе концепции в одно целое, взяв от каждой самое лучшее. Что из этого получится, мы узнаем через месяц. А результат станет известен только в 2020 году. Именно на этот период рассчитывается концепция. Поживем, увидим!