Замороженные $ миллионы
Ровно год прошел со времени передачи Японией России плавучего комплекса по переработке жидких радиоактивных отходов "Ландыш". После праздничной церемонии на заводе "Звезда" в ноябре прошлого года принявший в ней участие начальник отдела по разоружению министерства иностранных дел Японии г-н Окамура провел совещание и заявил, что его правительство готово продолжать финансирование последующих, уже утвержденных проектов по совместной программе разоружения. Более 100 миллионов долларов были выделены и переведены в один из японских банков, где... ждут решения своей участи до сих пор.
Ровно год прошел со времени передачи Японией России плавучего комплекса по переработке жидких радиоактивных отходов "Ландыш". После праздничной церемонии на заводе "Звезда" в ноябре прошлого года принявший в ней участие начальник отдела по разоружению министерства иностранных дел Японии г-н Окамура провел совещание и заявил, что его правительство готово продолжать финансирование последующих, уже утвержденных проектов по совместной программе разоружения. Более 100 миллионов долларов были выделены и переведены в один из японских банков, где... ждут решения своей участи до сих пор.
В нынешнем ноябре г-н Окамура вновь приехал в Большой Камень на «Звезду». Теперь уже как сопровождающее лицо более высокопоставленного чиновника - секретаря парламента Японии по иностранным делам, заместителя министра иностранных дел Японии г-на Синдо, по собственной инициативе посетившего Приморье. Визит был вызван стремлением японской стороны разобраться, почему за год дело не сдвинулось ни на шаг, и решить судьбу ранее достигнутых с Россией договоренностей.
- Давайте напомним нашим читателям, о каких проектах идет речь, - попросила я директора завода «Звезда» Юрия Шульгана, согласившегося прокомментировать итоги визита г-на Синдо.
- Во-первых, имеется в виду утилизация многоцелевой подводной лодки класса «Виктор», которая уже не один год находится на стапеле завода «Звезда». При проведении на ней работ будет отработан механизм взаимодействия с нашими иностранными партнерами, только после этого настанет черед заключения новых договоров по утилизации многоцелевых подводных лодок, выведенных из боевого состава флота и начинающих тонуть прямо у берега.
Второй согласованный с японской стороной проект – реконструкция участка железной дороги от Большого Камня до Смоляниново. Без модернизации по этому участку невозможно пустить специальный эшелон, вывозящий со «Звезды» отработанное ядерное топливо. Прежняя схема вывоза слишком сложная и дорогая, она включает в себя много этапов, каждый из которых представляет серьезную потенциальную опасность. Чтобы их избежать, на заводе построен современный комплекс по выгрузке отработавшего ядерного топлива из реакторов АПЛ. Он уже прошел три этапа испытаний, принят рабочей и государственной комиссией. Контейнеры для перевозки выгруженного из реакторов топлива есть, комбинат «Маяк» на Урале готов принимать топливо на переработку и хранение. Но если железную дорогу не модернизировать, выгрузка отработавшего топлива производиться не будет, и подводные лодки утилизироваться тоже не будут. Непонятна позиция по этому вопросу министерства путей сообщения, которому, по всей видимости, никакая реконструкция не нужна.
Стоимость обоих проектов – 14 миллионов долларов. Ее назвали сами японские специалисты и эксперты, которых нанимала японская сторона.
- Такое впечатление, что Япония заинтересована в быстрых темпах утилизации старых подлодок больше, чем мы сами.
- Развитие событий с ноября прошлого года подтверждает именно это. После заявления Японии о готовности продолжения финансирования в рамках программы по разоружению с российской стороны не последовало никакой реакции. Тогда японцы в инициативном порядке направили России на согласование исполнительные договоренности, подписав которые, можно было заключить контракты на реализацию проектов. И снова длительное время не получали никаких ответов.
- Какие ведомства виновны в бюрократической волоките?
- По утилизации многоцелевой подводной лодки вопрос решается на уровне министерства иностранных дел и Минатома, по участку железной дороги - министерств плюс МПС. Только после многочисленных совещаний в правительстве, многих резолюций первых лиц правительства начались какие-то сдвиги. Но тут в Японии изменилась внутриполитическая обстановка. Выделенные деньги были заморожены, и японцы заявили о временном прекращении сотрудничества.
- Заложником оказалась, прежде всего, «Звезда»?
- На заводе завершается утилизация стратегических подводных лодок по программе совместного снижения угрозы с Соединенными Штатами Америки, и утилизация многоцелевых АПЛ выходит на первый план. Необходимо сохранить уникальные технологии. К тому же слишком большую опасность представляют собой теряющие плавучесть, нередко с ядерным топливом на борту устаревшие подводные лодки. На сегодня в Дальневосточном регионе необходимо утилизировать 41 атомную подводную лодку, а со временем это число будет расти. У самой России денег на обеспечение нормальных темпов таких работ нет.
- Нетрудно понять, что теперь все будет зависеть от решения побывавшего на предприятии г-на Синдо. К каким выводам он пришел?
- Заместитель министра иностранных дел Японии, приехавший к нам впервые, очень внимательно изучил производство, судоразделочный комплекс, побывал на «Ландыше» и на новом комплексе по выгрузке ядерного топлива, своими глазами увидел лодку «Виктор», заждавшуюся решения своей судьбы. Кроме того, г-н Синдо побывал в бухте Разбойник, куда после утилизации АПЛ вывозятся трехотсечные блоки. В итоге он объявил, что видит необходимость в продолжении финансирования ранее согласованных проектов.
- Для этого нужно новое решение правительства Японии?
- Да, конечно. Но нашим министерствам тоже необходимо принять все необходимые решения и быть готовыми к продолжению сотрудничества. Сейчас задача как для японской, так и для российской стороны – решить, как сделать его наиболее эффективным. Приобретенный в ходе строительства и отладки технологии на «Ландыше» опыт подтверждает, что наиболее приемлем путь прямого финансирования исполнителей работ.
- Нынче год, как «Ландыш» в строю. Каковы итоги его работы?
- «Ландыш» переработал более двух тысяч кубометров жидких радиоактивных отходов. Тем самым переведены в безопасное состояние все ЖРО, накопленные в емкостях на берегу, на акватории бухты Большой Камень и образовавшиеся на заводе в ходе утилизации подводных лодок. Вопрос о строительстве такого комплекса со всей остротой был поставлен после слива в Японское море радиоактивных отходов. С момента вступления в строй плавучего завода ни одна капля ЖРО не попадает больше в море.
Автор: Надежда БРАЖИНА, «Владивосток»