Как перейти во взрослые…

Переходный возраст… Каждому без исключения родителю приходилось мириться с наступлением этого непростого периода в жизни их ребенка. Еще вчера это были послушные сын или дочка, сегодня – не узнать: ершистые реплики, чужой взгляд. Порой родители беспомощно разводят руки – ну что же с ним делать?! Самое первое - быть готовыми к тому, что это не надуманная формулировка: переходный возраст действительно существует. Надо знать его особенности, и тогда проще найти общий язык с оказавшимся вдруг незнакомым родным человечком. Об этом сегодня наш разговор с Людмилой Миргородской, психологом центра службы практической психологии и образования.

22 нояб. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1270 от 22 нояб. 2002

Переходный возраст… Каждому без исключения родителю приходилось мириться с наступлением этого непростого периода в жизни их ребенка. Еще вчера это были послушные сын или дочка, сегодня – не узнать: ершистые реплики, чужой взгляд. Порой родители беспомощно разводят руки – ну что же с ним делать?! Самое первое - быть готовыми к тому, что это не надуманная формулировка: переходный возраст действительно существует. Надо знать его особенности, и тогда проще найти общий язык с оказавшимся вдруг незнакомым родным человечком.
Об этом сегодня наш разговор с Людмилой Миргородской, психологом центра службы практической психологии и образования.

ФОРМУЛА № 1

В подростковом возрасте на первый план выходит и становится основным общение со сверстниками. Если до сих пор ребенок говорил коротко, а формой общения была игра, то теперь он (она) часами висит на телефоне, приходит из школы на час-два позже, чем должен, просиживает в гостях или даже простаивает в подъезде (в основном мальчишки). На это жалуются практически все родители. Что делать? Принять и ни в коем случае не пытаться насильно «оторвать» ребенка от сверстников. Взрослым этого не понять, а ребенок приобретает опыт общения, без которого во взрослой жизни он не сможет обойтись. Можно дипломатично регулировать. К слову, в «Школе родителей», которая проводится в нашем центре, тема одного из занятий – «Заключение контрактов». В любой ситуации можно договориться, четко сформулировав позиции. 

ФОРМУЛА № 2

Есть формулировка «значимые другие»: в подростковом возрасте ими становятся сверстники. И это норма. Мама с папой уходят на второй план. Самым важным становится то, что подумают и скажут о ребенке его друзья и приятели, одноклассники. Переубедить, приводя разумные аргументы, практически невозможно. Да и не нужно. Лучше постараться избегать противопоставления своего мнения мнению подростков и не обижаться, что не мы главные. Опыт показывает, что в юношеском возрасте значимость родителей и взрослых возвращается. На эту тему есть анекдот: в 5 лет ребенок говорит, что мама знает все, в 10 – мама знает не все, в 14 – мама ничего не знает, в 20 – надо было слушаться маму. Могут варьироваться цифры, но принцип остается.

ФОРМУЛА № 3

Особенность переходного возраста – стесняться своего тела, избегать телесного контакта (как будто не нуждаются больше в нем). А ведь известно, что прикосновение – это своеобразное признание в любви, это информация о приятии. Объяснить такое отчуждение просто – ребенок обретает самостоятельность. Становится как бы ничей. Уже не мамин и не папин, но еще и ничей. Очень важно родителям не обмануться. Прикосновение обязательно нужно, проявите изобретательность. Конечно, сложно 13-летнего мальчишку, который уже ростом 1.70, приласкать как детсадовского малыша. Но можно прикоснуться к плечу или, провожая его в школу, приобнять, пожелав удачи. Девочки еще больше нуждаются в ласковом прикосновении. Вы увидите, как изменится выражение лица ребенка. Телесный контакт должен быть постоянным. Его нехватка может обернуться ранними сексуальными и, что грустно, неразборчивыми контактами.

ФОРМУЛА № 4

В 13-14 лет часто можно наблюдать эмоциональную волевую незрелость. Пока ребенок мал, он проявляет целеустремленность. Это заложено природой, которую подпитываем мы, родители. Наступает период, когда он не хочет больше подчиняться взрослым, а сам не может себя заставить. К примеру, сесть за уроки, убрать в комнате, вымыть посуду. Часто на вопрос родителей: «Почему ты этого не сделал?» отвечает: «Забыл…» Это нужно воспринимать спокойно. Помогать сыну или дочери в меру возможностей. Конфликты часто возникают потому, что в этот период родители продолжают «давить» авторитетом. Им не хватает мужества отдать ответственность за его собственную жизнь в руки подростка. Ребенок, в свою очередь, хочет быть самостоятельным, сам отвечать за себя, но тоже боится. Эта ситуация сложная, особенность ее в том, что родители должны взрослеть вместе с детьми. Главный рецепт – дать возможность самому решать за себя, постепенно расширяя рамки, то есть учить делать выбор, брать на себя ответственность. Давление противопоказано в при
нципе. Иначе ребенок растет либо подчиненным, либо начинает сопротивляться, и это может принять самые неожиданные формы – дурная компания, алкоголь, наркотики.

ФОРМУЛА № 5

Профилактика крайних проявлений переходного возраста. Ребенок растет, взрослеет, самоутверждается в этом мире. От того, как он переживает подростковый период, зависит вся его дальнейшая жизнь. Семья играет огромную роль, здесь в первую очередь ребенок наблюдает модели поведения взрослых – матери, отца, родственников. А семья, в свою очередь, как мозаика – меняется ребенок, должны иными становиться и родители. Примеры поведения можно приводить до бесконечности. Дочь говорит маме, что в классе многие девочки курят. Девочка этого не одобряет, но ей интересно, что ощущают сверстницы, и она готова попробовать. Мама может раскричаться, а может спокойно сказать: «Попробуй, если хочется. Вряд ли тебе понравится, да и запах потом очень неприятный». Во втором случае интерес автоматически снимается. Разумеется, универсальных формул нет. Но обобщить даже собственный опыт всегда полезно. Приведу еще один пример. С одной из мам я встречаюсь уже больше года. И слышу одни и те же фразы в адрес дочери: «Как она может?» «Она не должна!» На все поступки девочки мама обижается. И вдруг в какой-то момент количество проведенных бесед перешло в качество, на очередную ситуацию мама не обиделась, не среагировала, не привлекла негативного внимания дочери. Девочка просила о какой-то покупке, не получила желаемого, разозлилась и даже устроила месть: отключила электричество (счетчик находился в квартире). Вместо обычного скандала и выяснения, кто прав, мама пожелала ей спокойной ночи и попросила не забыть включить электричество. И за завтраком как ни в чем не бывало сказала «Доброе утро!» С этих пор ситуация в семье стала меняться.

…Часто родители приходят сюда, в центр, и хотят получить, если можно так выразиться, волшебную таблетку. Но ее не существует. В том, что я скажу, нет ничего нового: воспитание – неустанный и индивидуальный труд.

УДОЧКИ ЗАБРАСЫВАЮТ ПРОФЕССИОНАЛЫ
Ольга Ленских, психолог центра психологической помощи и коррекции речи “Успех”:

- Мальчик из обеспеченной, интеллигентной, но весьма эмоциональной семьи “подсел на колеса” - стал принимать таблетки. Ему хотелось расслабления, спокойствия, внутренний стресс руководил его поступками. Он глотал транквилизаторы тоннами, выуживал из Интернета кипы информации о лекарствах, а когда однажды не хватило денег на новую дозу – инсценировал самоубийство. Когда “скорая” уехала, родители вызвали участкового врача. Что она сделала? Выписала подростку успокоительное – чего он и добивался. На приеме у психолога мама задавала самой себе вопросы: и почему я ничего не замечала, ведь были, были явные признаки – те же распечатки аннотаций к лекарствам.

Переходный возраст – это кризис, необходимость перейти с одной ступеньки жизни на другую, высшую. Накопленный человеком опыт требует реализации.

Насколько осознанным в переходном возрасте является прием наркотиков? Основная причина первого раза – интересно. В наш центр неоднократно приходили за помощью родители с детьми. И те рассказывали о своих ощущениях. Предложили в компании, как поступить? Отказаться? Скажут – слабак. Только очень уверенный в себе подросток может не бояться подначек сверстников. Попробовал – не понравилось. Сказать об этом? Новые насмешки. Стремление к свободе, к новому опыту, желание быть как все, не выпадать из компании может сыграть на руку наркодилерам. Торговцы – опытные психологи, им видны все уязвимые точки потенциальной жертвы.

Другая возможная причина первого приема – назло. Доказать всем вокруг, и в первую очередь родителям, что я уже взрослый и могу делать что хочу.

Многие подростки владеют крайне смутной информацией о наркомании – вроде того, что “с первого раза не привыкнешь”, и потому намек наркоторговца о возможной пользе зелья может упасть на благодатную почву.

Поэтому родители должны взять на заметку возможные тревожные признаки и быть начеку.

10 ПРИЗНАКОВ ТОГО, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК, ВОЗМОЖНО, УПОТРЕБЛЯЕТ НАРКОТИКИ

1. Маленькие ложечки (например, пластиковые из-под мороженого), которые подросток носит с собой или хранит подальше от родительских глаз. С помощью таких ложечек удобно отмерить дозу или нюхать некий порошок. Также должны взволновать любые другие небольшие предметы, подходящие для этих целей: согнутая фольга, мягкий металл…

2. Потайные небольшие самодельные кармашки в одежде.

3. Дешевые папиросы (типа “Беломор”), из которых можно изъять табак и набить травкой.

4. Частое курение. По статистике, каждый из  подростков, выкуривающий больше 10 сигарет в день, пробовал анашу или химку. Кроме того, курящему легче согласиться на предложение заменить сигарету “косячком”.

5. Хроническое воспаление слизистых оболочек носа, не сопровождающееся простудными явлениями.

6. Особенно тревожно, когда постоянный насморк сопряжен с изменениями эмоционального состояния подростка. Ребенок пребывает в постоянной депрессии, подавленном состоянии, выглядит болезненно или же, наоборот, беспричинно возбужден, в глазах нездоровый блеск. Обратите внимание на зрачки подростка: реагируют они, как положено, на свет или же все время расширены.

7. Карманные деньги, которые вы выдаете своему чаду, уходят быстро и непонятно на что.

8. Из дома пропадают вещи ребенка, причем внятно объяснить причину исчезновения плейера или колечка он не может.

9. Следы уколов или порезов на венах, причем вовсе не обязательно на руках. Изменение цвета кожи на более бледный, сероватый.

10. Ну а если вы нашли шприцы со следами крови, сомневаться поздно, пора бежать к наркологу и психологу.

И помните: ловцы душ, наркодилеры, стремясь завлечь подростков, будут давить на самые уязвимые их места: стремление к новому опыту, боязнь одиночества, например. Даже приятные и полезные хобби вашего чада могут стать аргументами в споре “попробуй наркотик”: спортсмену пообещают рекорды, силу, увлеченному компьютерными играми – цветные мультики наяву, натуре творческой – полет фантазии. Будьте бдительны!