Пойдет как по МаСлУ?

Вот уж больше месяца вся страна активно обсуждает очередную реформу, задуманную в Кремле. На этот раз перетряске хотят подвергнуть местное самоуправление. При чуткой поддержке Владимира Путина замглавы президентской администрации Дмитрий Козак сотоварищи разработал два законопроекта – новую редакцию закона “Об общих принципах организации местного самоуправления” и поправки к закону “Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ” - и представил эти документы общественности.

21 нояб. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1269 от 21 нояб. 2002

Вот уж больше месяца вся страна активно обсуждает очередную реформу, задуманную в Кремле. На этот раз перетряске хотят подвергнуть местное самоуправление. При чуткой поддержке Владимира Путина замглавы президентской администрации Дмитрий Козак сотоварищи разработал два законопроекта – новую редакцию закона “Об общих принципах организации местного самоуправления” и поправки к закону “Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ” - и представил эти документы общественности.

Общественность оценила лексику и семантику законопроектов довольно кисло. Создалось даже впечатление, что реформой недовольны все (впрочем, трудно представить обратное при укоренившейся в обществе инерции сопротивления всем инициативам Кремля). Впрочем, хорошо уже то, что законопроекты обсуждаются гласно и громко – многие считают, что к моменту окончательного принятия документы сильно изменятся. Время еще есть – новая система заработает в полную силу с 2006 года. Впрочем, уже к началу 2004-го должен быть пройден такой знаковый этап, как определение границ всех муниципальных образований России.

Как воспримут грядущие изменения в Приморье – большой вопрос. Реформа станет поводом перекроить границы районов, что давно намеревается сделать команда нынешнего губернатора, однако вряд ли “Белому дому” понравится намечающееся перераспределение властных ресурсов между исполнительной властью субъекта и муниципальными органами – естественно, в пользу последних.

Считается, что двигать грядущую реформу будут представительства президента в регионах. Видимо, в скором времени там почувствуют всю сложность задачи.

Сегодня мы публикуем несколько мнений заинтересованных приморских депутатов и политиков на эту тему. Все они довольно критичные. Поэтому тему мы не закрываем и обязательно к ней вернемся.

Александр ЮртаевАлександр ЮРТАЕВ, председатель комиссии по городскому хозяйству думы города Владивостока:

- 25-26 октября в Красноярске проходил семинар-совещание Ассоциации органов МСУ городов Сибири и Дальнего Востока. Там я узнал  интересный факт: за два дня с момента внесения проекта на рассмотрение Госдумы (это случилось 23 октября) в него была предложена 61 поправка. Пожалуй, это первый случай подобного “неравнодушия” широкой общественности. Похоже, закон будет существенно отличаться от предложенного разработчиками проекта.  И потом, изменения системы МСУ заденут помимо закона “Об общих принципах” еще 130 нормативных актов. В конечном счете, именно изменения в Бюджетном и Налоговом кодексах определят, быть ли МСУ самостоятельным или стать “нижним этажом” государственной власти.

Если говорить об изменениях самоуправления  во Владивостоке, то здесь можно выделить два важных момента. Первый: поскольку закон будет иметь прямое действие, он неизбежно повлечет изменения в уставе города Владивостока. Думаю, нам следует пересмотреть механизм избрания главы администрации, заменив его подписанием контракта на определенный срок. Второй: закон однозначно прописал нормы создания, финансирования и полномочий территориального общественного самоуправления. Давно пора было это сделать. В отсутствие правовой базы ТОСы могут стать рычагами и политической борьбы, и экономического шантажа.

Сергей СопчукНЕ НУЖНО РАВНЯТЬ ЕВРОПУ И РОССИЮ
Сергей Сопчук, председатель законодательного собрания Приморья: 

- Достаточно прочитать проект закона «Об основных принципах организации местного самоуправления», чтобы понять, каковы будут последствия реализации «реформы Козака». Выскажу свое мнение: я категорически против. В сентябре в Хабаровске проводился совет законодателей при полномочном представителе президента, где обсуждался этот вопрос. Выступали разработчики этого закона, которые заявили: реформа местного самоуправления направлена на то, чтобы сблизить население и власть. Но кроме этого красивого заявления, больше ничего позитивного в ней нет. Поэтому законодатели Дальневосточного округа не поддержали идею реформы. На мой взгляд, она усложнит существующую структуру. Подразумеваются два уровня местного самоуправления: муниципалитеты и муниципальные округа. На практике получится следующее. Есть, допустим, в Октябрьском районе маленькая деревня Синиловка, около тысячи человек населения. В ней должен быть создан муниципалитет, то есть представительный орган, глава, бюджет. В бытность главой администрации района я не мог найти бухгалтера для Синиловского сельсовета, а теперь должен быть еще и юрист, и прочие штатные единицы. Это будет очень сложной проблемой. Что касается полномочий: разработчики утверждают, будто этот новый муниципалитет станет заделывать ямки на улицах, чистить кюветы, убирать мусор и тому подобное. Но что мешает делать все это сегодня? Вопрос упирается в деньги всего-навсего. Говорить о том, что местное самоуправление получит средства от предпринимателей, которые там зарегистрированы, – ну это смешно. В Синиловке и подобных населенных пунктах нет предприятий, способных содержать на свои налоги муниципалитет. То есть при новой схеме самоуправление также будет дотационным. С другой стороны, с помощью этого закона можно будет без юридических сложностей перекроить административную карту, границы муниципальных образований. Насколько я знаю, разработчики хотели рассматривать данный закон в Госдуме уже этой осенью, но побоялись. Видимо, не нашли поддержки.

В общем, я не вижу целесообразности: если мы хотим реформировать самоуправление, не нужно делать реформу. Нужно улучшить то, что уже есть сегодня. Есть уже законы о местном самоуправлении, есть разграничение полномочий. Мы можем сделать их более детальными, расписать более конкретно, дать больше полномочий. Сегодня губернатор говорит, что ему проще, когда вся власть находится в одних руках. Конечно, ему проще, и президенту, наверное, было бы проще. Но это физически невозможно – с одного места наблюдать за огромной территорией и всем управлять. Я считаю, что невозможно эффективно управлять всем краем из Владивостока, должны на всех уровнях осуществляться полномочия, прописанные в действующих законах.

Зачем, в таком случае, все это нужно Кремлю, администрации президента? Идет ссылка на опыт местного самоуправления Европы, как хорошо оно там работает. Но зачем нам равнять Европу и Россию, это несравнимо: у людей другое сознание, другие доходы, другой уровень экономики.

ПОДВИНЬСЯ, НАРОД...
Геннадий Суриц, председатель думы Арсеньева:

- Проект нового закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», рождаемый в недрах президентской администрации, на мой взгляд, окончательно хоронит не только демократическую основу народовластия, но и само местное самоуправление. В практическом осмыслении он еще больше сдвигает взаимоотношения между государством и местными территориями в пользу первого, и по сути возвращается назад пресловутая тоталитарная система.

Достаточно рассмотреть главу 6 - об органах местного самоуправления и его должностных лицах. Если раньше приоритет четко отдавался представительному органу, а о посте главы муниципального образования говорилось, что он всего лишь мог быть предусмотрен уставом города или района, то теперь сказано: наличие главы муниципального образования обязательно. И следом - вообще потрясающее своей нелепостью: «Представительный орган может не образовываться, если уставом предусмотрено осуществление его полномочий сходом граждан».

Так обязателен представительный орган - или «может не образовываться»?

Как могут сходы граждан, которые тем более, это показывает практика, не собирают и десятой доли населения, вести повседневную законотворческую работу на местном уровне? А этой компетенции новый закон у представительного органа не отнимает, наоборот, в статье 36 устанавливаются его исключительные полномочия по принятию бюджета и контролю за его исполнением и т. д.

И уж совсем странное: оказывается, глава муниципального образования наделяется полномочиями по организации работы представительного органа. Естественно, что организует ее он «под себя».

В общем - рождаем полного царька муниципального калибра. Сосредоточиваем в одном лице всю местную власть. Причем власть, абсолютно покорную главам субъектов Федерации, которые имеют реальные финансовые рычаги для вмешательства в местное самоуправление, что запрещено Конституцией. Например, уже почти все котельные «согнаны» в краевое предприятие «Примтеплоэнерго». И при нынешнем-то законе это сделано в основном без санкций представительных органов, а что будет потом?

Как мне представляется, этим законом президент намерен завершить устройство вертикали власти, где народ и вовсе будет лишен права голоса. Но выиграет ли от этого Россия? Посмотрим, что скажет Государственная дума.

Сергей ДарькинА ГУБЕРНАТОР - ПРОТИВ
Сергей ДАРЬКИН,  губернатор Приморского края

Позавчера побывавший на Госсовете в Москве губернатор Дарькин поделился с нами своими взглядами на начавшуюся реформу местного самоуправления:

- Госсовет, как вы знаете, принял решение поддержать реформу. Ваш покорный слуга был против. Муниципальные образования сегодня не готовы к этой реформе, не смогут нести возложенные на них функции. У них для этого часто нет финансовых ресурсов, а у нас, наоборот, есть деньги, но нет полномочий.

Вместе с тем я полностью согласен с тем, что наконец будут четко распределены полномочия между уровнями власти - если мы это сделаем, то решим 150-летнюю российскую проблему.

Реформа фактически позволит губернаторам отстранять от должности назначенных мэров. Я не против самой возможности смещения глав муниципалитетов, но считаю, что, раз мы живем в демократическом государстве, они должны избираться, а не назначаться, как предлагается в проекте.

Борис ДанчинВСЕ НЕ ТАК ПРОСТО
Борис ДАНЧИН, председатель думы Владивостока:

- Мне довелось обсуждать проект “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” вначале с коллегами по собранию глав представительных органов МСУ городов России, затем – по совету по МСУ при Приморском краевом законодательном собрании. Мнения о проекте были неоднозначны.

Проект под редакцией Козака четко разграничивает полномочия исполнительной и представительной властей. При этом приоритет оставлен за представительной: правоспособность муниципального образования возникает с начала работы представительного органа первого созыва. К исключительным полномочиям представительных органов отнесено принятие устава муниципального образования. За представительными органами закреплено право формирования муниципального контрольно-ревизионного органа. Если бы эти нормы работали раньше, то ситуация во Владивостоке сегодня была бы стабильней.

Целый раздел  проекта посвящен межмуниципальному сотрудничеству. На уровне субъектов Федерации создаются ассоциации МО, на федеральном уровне – Конгресс МО РФ. Проект узаконит право муниципальных образований объединяться в межмуниципальные хозяйственные общества и некоммерческие организации. Все это – сугубо положительно.

Но в новом проекте есть моменты, вызывающие вопросы. Признается, что МСУ – это негосударственная власть. Но региональная государственная власть наделена очень серьезными рычагами влияния на решения органов и должностных лиц МСУ. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе прямо установить особенности организации казначейского исполнения местных бюджетов. За ними оставлено право централизовать часть поступлений местных налогов, снижать минимальные нормативы поступлений в местные бюджеты федеральных и региональных налогов. То есть местные бюджеты становятся практически продолжением государственной бюджетной вертикали. 

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации проект прямо вменяет в обязанности  до 1 января 2004 года установить границы муниципальных образований и порядок формирования представительных органов муниципальных районов.  Но по Конституции РФ изменение границ муниципальных образований отнесено к вопросам, решение по которым принимается на местном референдуме.

Наконец, с момента вступления в силу новой редакции до 1 января 2005 года временно приостанавливаются приватизация объектов муниципальной собственности, сдача в аренду объектов муниципальной собственности, включая земельные участки и иные объекты недвижимого имущества. Это прямое ущемление прав МСУ.

Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»