Мы такие разные - и все-таки мы вместе

Главы городов и районов Приморья, собравшиеся на исходе минувшей недели в Уссурийске на семинар-совещание по бюджетным и прочим вопросам, смогли лишний раз услышать и запомнить идеологию взаимоотношений между краевой и муниципальной властями. Взаимных вопросов у участников семинара – глав муниципалитетов, депутатов местного и краевого уровней, представителей приморской администрации – накопилось достаточно.

19 нояб. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1267 от 19 нояб. 2002

Главы городов и районов Приморья, собравшиеся на исходе минувшей недели в Уссурийске на семинар-совещание по бюджетным и прочим вопросам, смогли лишний раз услышать и запомнить идеологию взаимоотношений между краевой и муниципальной властями. Взаимных вопросов у участников семинара – глав муниципалитетов, депутатов местного и краевого уровней, представителей приморской администрации – накопилось достаточно.

В ходе осенних дебатов вокруг законопроекта о краевом бюджете-2003 (на сегодняшний день этот документ принят уже в двух чтениях) ряд депутатов заступались за обделенные, по их мнению, муниципалитеты: «Белым домом» внесен жестко централизованный бюджет, перераспределяющий средства в пользу края и не оставляющий территориям возможностей для проведения сколько-нибудь самостоятельной экономической политики. Эта тема стала на уссурийском совещании одной из основных.

И. о. губернатора Александр Костенко заявил, что основной политический принцип взаимоотношений «край-территории» - равноудаленность, и пообещал уволить любого чиновника краевой администрации, замеченного в «неровном дыхании». В финансовой сфере этот же принцип реализуется как «равная бюджетная обеспеченность», рассчитываемая на основе данных о численности населения. Не всем нравится это обтекаемое определение: ряд передовых районов вынужден делиться своими доходами с отстающими и довольствоваться «бюджетами минимальной обеспеченности». Неудивительно, что, по словам Костенко, некоторые небедные территории пытаются давить на краевые власти. Тем не менее в «Белом доме» считают, что иного пути не дано: есть целый ряд неотложных проектов общекраевого значения, с которыми муниципалитеты самостоятельно не справятся. В качестве утешительного приза территориям увеличили финпомощь примерно на миллиард. Правда, не в виде живых рублей, а в счет погашения старых долгов.

Краевой закон о казне, инициированный «Белым домом», еще шлифуется в законодательном собрании, но прописанная в нем генеральная линия проводится властью уже сегодня: все объекты, которые содержит приморская администрация, должны перейти во владение края. Более того, Александр Костенко заявил, что готов оформить в краевую собственность любое предложенное имущество, в том числе и убыточные объекты социальной инфраструктуры: «Мы многое потеряли в период приватизации, но неизбежно приходим к тому, что эта собственность нам становится нужна. Имущество Приморского края не должно быть объектом разбазаривания».

Декларированный равный подход к приморским территориям вовсе не означает, что муниципалитеты равны или хотя бы сопоставимы друг с другом. Если «среднюю температуру по палате» диагносты из краевой администрации определяют как «умеренный устойчивый рост в базовых секторах экономики» (а в сферах транспорта и связи - даже высокий) плюс увеличение ВРП на 6 проц. и повышение реальных, то есть взятых с учетом инфляции денежных доходов населения на 7, то в отдельно взятых районах все запущеннее.

Положительными тенденциями в большинстве отраслей экономики могут похвастать только 11 территорий из 32. В половине муниципалитетов по итогам года снизится объем строительных работ. В Дальнереченске фиксируется спад по всем основным экономическим показателям. В шести муниципальных образованиях (Спасский, Анучинский, Дальнереченский, Надеждинский районы, города Арсеньев и Спасск-Дальний) среднемесячная зарплата в 2002 году не дотянет даже до уровня прожиточного минимума.

Причины такого разнобоя – и объективные, и субъективные. Иным районам повезло – высокорентабельные предприятия (к примеру, «ЛуТЭК» в Пожарском районе) кормят всю территорию. У других либо вообще нет больших предприятий, либо те, что имеются, зависят от госзаказа и прочих «погодных» факторов. Впрочем, специалисты краевой администрации задают вопросы и управленцам: в ряде МО остается и даже возрастает налоговая недоимка, недостаточно полно используются такие резервы, как собственность, земельные ресурсы, предпринимательство и т. п.

Александр Костенко озвучил претензии к главам Спасска-Дальнего, Тернейского и Хасанского районов, связанные в основном с «буксующим» запуском отопительного сезона, и пообещал в случае надобности применить самые жесткие меры «вплоть до...». В то же время особо подчеркивалось то, что краевая администрация собрала глав и депутатов в Уссурийске не для давания по шапкам, и здесь показателен следующий пример. Прогнозируя уровень социально-экономического развития края на следующий год, специалисты «Белого дома» выделили пять групп территорий. В «отличники» с относительно высокими темпами развития попали населенные и индустриальные Владивосток, Находка, Уссурийск с Уссурийским районом, Артем и Спасск-Дальний, что неудивительно – основные доходы и налоги дают промышленность, транспорт и связь. Зато Анучинский, Октябрьский, Партизанский, Чугуевский, Черниговский и Яковлевский районы записали в аутсайдеры. Однако когда один из обиженных глав попытался возмутиться, Александр Костенко, всегда предпочитающий оставаться «вне политики», заметил, что это «не критика, а оценка».

Хотя, добавим от себя, не самая лицеприятная.