Поголовный ужас

«Не верю!» - вскричал мэр Юрий Копылов, ужаснувшись предварительным данным о числе населения в городе Владивостоке, полученным в результате Всероссийской переписи.

19 нояб. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1267 от 19 нояб. 2002

«Не верю!» - вскричал мэр Юрий Копылов, ужаснувшись предварительным данным о числе населения в городе Владивостоке, полученным в результате Всероссийской переписи.

Понятно, что цифра эта очень и очень предварительная и сугубо неофициальная. Российский министр труда Александр Починок, фактический заказчик этого мероприятия у Госкомстата, сразу же после проведения переписи осторожно поведал обществу, что полные и окончательные итоги переписи появятся не раньше, чем через полтора-два года.

Но ужаснувшийся мэр Копылов не хочет верить уже сейчас. А приморские статистики и переписчики столь же осторожно, как и министр Починок, намекают, что может так статься, что прирост населения в столичном городе Приморья за истекшие 10 лет со времени последней переписи будет совсем и совсем незначительным – тысяч на 10, не больше. По тысяче в год, так сказать. По три человека в день.

Ужас «неправильной» переписи преследует мэров, которым хочется иметь большее число управляемого им населения не только из желания чувствовать себя значительнее и весомее, но и из стремления получать больше налогов, федеральных трансфертов, субсидий и прочих благ. Мэр Москвы Лужков тоже пробурчал столичным переписчикам, что они насчитали мало москвичей и гостей столицы. А где-то число народа оказалось и гораздо больше даже самых оптимистических оценок. Так, уже растиражирован тот ужасающе странный факт, что в Чечне, по предварительным данным, населения стало больше на 300 тыс. человек. И это прирост в годы войны, когда в горах бродят непереписанные боевики, стоят разрушенные города, беженцы исчисляются десятками тысяч, не говоря уж о том, что на войне убивают и потери есть не только у воюющих сторон, но и среди непричастного населения. А оно, оказывается, в этих условиях так быстро плодилось, размножалось и мигрировало. Ужасная странность.

Вообще надо признать, что перепись как некая поголовная повинность, цели и результаты которой неясны и непредсказуемы, издревле ужасала не только мэров, но и переписываемое людское поголовье. В книге пророчеств Исаии, в Библии то есть, на веки вечные сохранено это тревожное непонимание: «Сердце твое будет только вспоминать об ужасах: где делавший перепись? где весивший дань? где осматривающий башни?» [Ис 33:18]. Заметьте, что перепись стоит первой в этом списке ужасов, лишь потом библейских героев ужасали сбор податей (налогов) и ночные дозоры (патрульно-постовая служба?).

Но, впрочем, что взять с людишек дохристовых времен: бедны, немощны, пугливы и неучены. Они и куста в сумерках боялись, а тут перепись. Две тысячи лет минуло, иное дело мы – при компьютерах, поголовной грамотности, медицинском страховании, на автомобилях, с электрическим светом (пока у «Дальэнерго» все нормально).

И его можно понять. Если пойти от переписи дальше даже по тому же библейскому списку ужасов и вспомнить мытарей и дозорных, или налоговиков и милицию по-нашему, то счет людского прироста во Владивостоке, по данным этих отнюдь не самых разгильдяйских организаций, окажется гораздо более интенсивным, чем по три человечка в день.

А список достижений человечества за минувшие 2000 лет только приумножает возможности подсчета голов, рук и ног. Возьмем, к примеру, грамотность. По словам ректора Дальневосточного государственного университета Владимира Курилова, в 2002 году этот вуз обучал в своих стенах 23 тыс. студентов. Десять лет назад количество мест в ДВГУ составляло немногим более 8 тысяч. Причем заметим, что в ДВГУ нет специальностей, на которые не было бы конкурса хотя бы по два человека на место. Предположим, что не прошедшие по конкурсу абитуриенты развернулись и уехали в свои родные пенаты. Но ведь и другие университеты, институты, академии и филиалы вузов с запада России тоже многократно увеличили набор студентов за минувшие с прошлой переписи десять лет. Некоторых из учебных заведений просто в природе не было во Владивостоке 10 лет назад. Вузы поголовно строятся – что ДВГУ, что ВГУЭС, что ДВГТУ: им не хватает мест в аудиториях, мест в общежитиях, рабочих столов для преподавателей. Словом, даже при самом поверхностном подсчете в
узовского народонаселения во Владивостоке видно, что цифра прироста только в этой сфере городской популяции заметно больше, чем пресловутые переписные 10 тысяч. Где-то живет же вся эта публика: снимает ли квартиры, тусуется ли в общагах, делит с мамой-папой уют отчего дома. В любом случае, похоже, что десятилетний взлет владивостокской индустрии высшего образования переписью остался незамеченным.

Те самые полные данные переписи, о которых говорил министр Починок, должны будут через полтора-два года дать нам информацию о числе студентов во Владивостоке, и их можно сравнить с отчетами учебных отделов университетов. Неужели окажется, что ректоры врут?

Похоже, что не замеченной переписью осталась и видимая даже невооруженным глазом миграционная активность наших соседей из Китая. Между тем, по данным отдела виз и разрешений УВД Приморского края, в последние годы на территорию Приморья ежедневно въезжают не менее 300 граждан КНР. Допустим, что хотя бы 50 из них добираются до Владивостока. Всяко получается больше, чем уже упомянутый прирост по три человека в день. Потом они, конечно, уезжают, но приезжают другие, и эти наши гости реально и зримо присутствуют на улицах, рынках, в гостиницах и многоэтажках Владивостока. Но в перепись они совершенно очевидно не попали.

Неясностей остается много. По самым приблизительным прикидкам, органами обязательного медицинского страхования во Владивостоке выдано не менее миллиона полисов. Что, любовь к страховкам в нашем народе столь высока, что иные горожане страхуются дважды-трижды?

Компьютеры, о которых мы поминали, говоря об отличиях времен библейских от нашего безудержного прогресса, хранят в своих микроэлементных мозгах самые разные базы данных, и в этих данных – количество съедаемой колбасы и сожженного бензина, употребленных рулонов туалетной бумаги, выплаченных налогов, выехавших за границу и въехавших из-за нее, прописанных и получивших новые паспорта. Счетчики крутят киловатты, телефонные станции измеряют до секунд длительность наших разговоров. Учет и контроль всего и вся – данность нашего времени, и только ужасы переписи – вневременные, что при Христе, что теперь.

А вот в Новосибирске перепись зафиксировала демографический взрыв. Всего за год там население выросло на 600 тыс. человек, поскольку годом раньше Фонд демографической политики ООН оценивал численность Новосибирска в 1 млн. 100 тыс. человек, а перепись дала результат  почти 2 млн.

И все-таки можно считать, что цель этого грандиозного мероприятия достигнута. Неважно, сколько реально людей живет в том или ином населенном пункте, число народа неисповедимо и простому смертному известно быть не должно. Цель переписи после всех этих чеченских, новосибирских, московских и владивостокских странностей, ужаснувших или порадовавших градо- и земленачальников, формулируется иначе, чем простой подсчет. Народонаселению и его пастырям сообщается не результат счета, а просто факт самого пересчитывания. «Я вас записал», - говорил в одном анекдоте злой дракон, желавший сожрать разных зверюшек и составлявший список будущей трапезы. «А можно не приходить?» - спросил отчаявшийся зайчишка. «Можно, - ответил дракон. – Я тебя вычеркиваю».

А вот из переписи, даже если конкретно вас никакой конкретный переписчик и не переписывал, не вычеркивают. Нас записали, а кто мы и сколько нас – не нам знать...…

ПО ГРАЖДАНСКОМУ СЧЕТУ 
Иван СУХОВ, «Время новостей» -  «Владивосток»

Следующая Всероссийская перепись, возможно, уже не будет добровольной - Госкомстат представил правительству проект изменения закона, по которому уклонение от «общественной обязанности» станет наказуемым. Видимо, эксперты Госкомстата столкнулись с первыми неутешительными результатами кампании, на которую государство затратило 180 млн. долларов. Пока статистики настаивают на ранее публиковавшихся данных, согласно которым за неделю с 9 по 16 октября было переписано более 90 процентов граждан страны. Однако не скрывают, что хотели бы получить более полные социально-экономические и демографические характеристики населения.

В том, что за уклонение от переписи штрафуют, ничего принципиально нового нет: такие законы есть во многих европейских странах, причем суммы штрафов могут быть вполне внушительными. Но прошедшая перепись при всех «правильных» предварительных данных даже в столице затронула далеко не всех, причем отнюдь не из-за стремления граждан уклониться от вопросов Госкомстата. В некоторые микрорайоны «счетчики» вообще не заходили, и даже те сознательные граждане, что сами добрались до переписных участков, не всегда получали возможность «вписать себя в историю России». Основная причина «недоучета» кроется, скорее всего, не в массовом уклонении, а в том, что низкооплачиваемые студенты-переписчики оказались слишком мало мотивированы. Госкомстат же ответственность за неудачу, хотя бы и частичную, хочет возложить на недобросовестных сограждан.

Премьер России Михаил Касьянов надеется все же, что 180 миллионов истрачены не зря. Он заявил на заседании правительства, что результаты переписи помогут «точно определить цели и планы социально-экономического развития страны». Правда, первые итоги поступят в распоряжение кабинета не раньше апреля следующего года, а на подведение окончательного итога уйдет около года. Поэтому на заседании министры предложили специалистам по статистике усовершенствовать систему записи актов гражданского состояния - по идее загсам должны быть всегда известны почти все цифры, ради которых проводятся сложные и дорогостоящие переписные кампании.

Автор: Владимир ОЩЕНКО, специально для «В»