Невыносимая легкость бытия
Случалось вам слышать – этот сильный слабый пол? Современные российские мужчины, по мнению многих эмансипированных дам, вполне вписываются в это определение. И эмансипированные дамы все чаще в последнее время избавляются от «тяжкого груза» по принципу: свои проблемы я могу решить сама, а его мне ни к чему. Вполне цивилизованный, надо заметить, подход. В одной из приватных бесед в европейской семье самостоятельная и активная гостья заявила: «Европейские женщины очень прагматичны по отношению к мужчинам: есть деньги - есть отношения. Нет… Извини». А мы?
Случалось вам слышать – этот сильный слабый пол? Современные российские мужчины, по мнению многих эмансипированных дам, вполне вписываются в это определение. И эмансипированные дамы все чаще в последнее время избавляются от «тяжкого груза» по принципу: свои проблемы я могу решить сама, а его мне ни к чему. Вполне цивилизованный, надо заметить, подход. В одной из приватных бесед в европейской семье самостоятельная и активная гостья заявила: «Европейские женщины очень прагматичны по отношению к мужчинам: есть деньги - есть отношения. Нет… Извини». А мы?
Суббота. В кафе, где мы заказали по чашке кофе, было малолюдно. До вечера, когда стильная молодежь собирается шумной компанией, еще далеко. Самое время поболтать за жизнь.
- Нет, разговор не о том, что женщины в России сильные, мужчины слабые... - начала Лена. Она не закуривает, как водится у современной бизнес-woman. - Что ты, я же спортом занимаюсь.
Вообще выглядит неброско, стильно. Зимней расцветки свитер, в тон снежному ветреному утру, едва заметный макияж.
- Знаешь, это как раз тот случай, когда я просто не знала, какая я. В детстве нас закомплексовывают, особенно этим грешили наши родители – детство-то выпало на советский период. Жена должна слушаться мужа, быть покорной, рожать детей, обихаживать дом. И ни-ни – ранний секс, да еще если в подоле принесла. Позор с тремя восклицательными знаками!
Мы были студентами, когда поженились. Вернее, я была студенткой, он уже окончил институт. Я любила его до чертиков. Боялась потерять. Наверное, он меня подавлял. Это я потом стала понимать. Помнишь фильм «В моей смерти прошу винить Клаву К.»? Герой любит героиню, готов носить ее на руках, но при этом говорит: у тебя нет голоса, поэтому ты плохо поешь, и тому подобное... А другой говорит обратное: ты можешь петь. Улавливаешь? Не давить, а поощрять. И тогда человек начинает верить в себя, он способен на подвиги, и ему не надо никаких подпорок. А главное, он чувствует себя свободным.
Наверное, мы были счастливы с Алексеем. Огромное счастье, когда родилась наша первая девочка. А кроме того? Не помню… Собственно, в этом и была причина всего, что происходило потом. У нас была замечательная компания, с которой мы часто ездили на острова. То есть круг общения, как говорится, присутствовал. Но чего-то не хватало. Не было внутренней гармонии.
Поначалу мы жили у моей мамы. Оба молодые специалисты. Малыш. Хотелось денег. И мы занялись бизнесом – шопничеством. Сами ездили за шубами, сами торговали. Что такое вещевой рынок – думаю, тебе рассказывать не надо. Стоишь в валенках и о смысле жизни в этот момент не задумываешься. А знаешь, как мне хотелось первую шубу? А собственное жилье? Но купили, а радости нет. И шубы появились, и квартира, и золото. И вместе с ними прочное ощущение, что счастье не в финансах. Хотя лукавить не буду – хотелось жить хорошо.
Профессия моя – медик – осталась в студенческом прошлом. Я поняла, что не могу лечить людей. Человеческий организм – настолько тонкая система, настолько хрупкая и ранимая, что вмешиваться в него, вернее, настраивать, может только очень подготовленный специалист. А для этого надо много учиться. Но жить-то на что-то надо. Тем более ребенок.
Наташа родилась, когда я училась на 6-м курсе. Лешка пеленки стирал, нянчился. Одно слово - Овен. Легкий всегда был на подъем. Бывало, утром в выходной я еще сплю, а он уже на стоянку сбегал за машиной.
– Зачем?
– А вдруг поедем куда-нибудь?
Ленивой как раз я могу назвать себя.
Знаешь, в чем дело? С ним я не имела возможности жить так, как хотела. Заметь, что ничего сверхъестественного я не требовала. Просто быть самой собой, а не подчиняться каким-то раз и навсегда установленным правилам. Глядя на нашу пару, друзья и знакомые всегда говорили: ты такая спокойная, тихая. А я внутри вовсе не чувствовала себя спокойной. То есть старалась быть такой, какой он меня видел. Отношения начали портиться в тот момент, когда у меня появилась своя точка зрения.
Может быть, все началось с первого дня нашего брака? Если бы не эти пресловутые правила и мы могли бы просто пожить вместе год или два, то я бы никогда не вышла замуж? Не знаю...
Мама, кстати, твердо стояла на советских позициях:
– Лена, у тебя ребенок, терпи!
Снова поступили учиться - рыночная экономика требовала второго высшего образования. Я поступила во ВГУЭС, он - в ДВГУ. К тому времени мы торговлю свою свернули, денег вроде хватало. Но тут кризис подоспел. Население враз обеднело, мы на своих рабочих местах получали от и до. Кстати, в солидной фирме, куда я устроилась, рядовой сотрудник получает очень скромно. Я снова забеременела. Как-то почва из-под ног стала уходить. Я продала свои шубы, драгоценности. Когда мужу предложила снова заняться бизнесом, он отказался наотрез.
Речь даже не о собственно финансах. Между прочим, оставшись без этой материальной «подушки», я даже испытала чувство облегчения. До сих пор у меня нет золотых вещей, хотя сейчас я могу себе позволить. Мишура это все. Просто за эти годы я обрела уверенность в себе, ведь я умела зарабатывать.
Все стало раздражать. Я поняла, что мы стали окончательно чужими. Стремились к чему-то – благополучию, квартире. Достигли, но попутно поняли, что мы очень разные. Мне интересно все время двигаться вперед. Я когда еще была беременна вторым ребенком, поняла, что жить с Алексеем не буду. Аборт делать не стала. Ребенка ведь рожаешь для себя, а не для мужчины. Значит, должна рассчитывать на свои силы. Я подумала и решила, что двоих на ноги подниму.
– Лена, но детям же плохо без папы? – не выдержала я и прервала монолог.
– А кто их лишал папы? Он у них есть, единственный и неповторимый. Я не сказала, что он был летчиком и погиб при исполнении. Они дружат, встречаются. Видишь ли, я считаю, что жить из-за детей – это очень большая и ненужная жертва. И потом, дети, о благе которых ты говоришь, очень чувствительны. Неизвестно, что хуже – приходящий отец или ежедневная фальшь. А ложь обязательно была бы.
Однажды я мылась в ванной, была уже на восьмом месяце беременности, сидела, поливала водой свой живот и думала, что наступил просто конец жизни. Если сейчас я не сделаю какого-то шага, то буду мамой троих детей.
Я изнемогла от того, что постоянно надо было подталкивать, убеждать в чем-то. Удивительно, но в ссорах тратится колоссальное количество энергии. Смешно, ведь я сейчас даже не помню поводов. Но это был сплошной ад. Дети страдали.
Я все время размышляла, что я могу, на что я способна, в чем смысл этой самой жизни. Сказать, что ты сильный, – этого мало, нужно еще делами доказать. В общем, я забрала детей и ушла жить к маме.
С Алексеем мы пережили достаточно сложный период. Когда слышишь какую-нибудь историю о том, что супруги делят нажитое добро, думаешь, тебя это не коснется. Но это старая песня об искушении деньгами. Сначала муж сказал, что уйдет в одной рубашке. Потом «одумался». К моменту развода мы жили в трехкомнатной квартире, часть которой была оформлена на него, часть - на дочь. Долго договаривались с ним, долго искали возможности продать. В итоге все решилось. Недавно виделись с ним, он спросил: «Лен, ты как ко мне относишься теперь?» Я говорю: «Очень хорошо, ты ведь папа наших детей. Мы еще на свадьбе у них гулять будем…».
Иногда я думаю, что есть судьбоносные встречи. Я была уже «глубоко» замужем, когда у меня появилась подруга. Она живет по принципу: «Если чего-то хочешь, добейся сама». То есть претензии по поводу несделанного и недостигнутого предъявляй только к себе. Раньше я могла сказать мужу: «Ты то не сделал, про это не подумал». Как-то задумалась: а кто и что мне должен? Сейчас я ушла из фирмы, как раз накануне повышения. Свою часть денег от проданной квартиры вложила в бизнес. Работаю без выходных, но надо мной не стоит 150 начальников, каждый из которых дает «ценное» указание. Мужчина? Дело в том, что мы находимся рядом с теми людьми, которых заслуживаем. Я себе пока еще не нравлюсь.
В первый год после развода я училась, работала, занималась спортом (входила в форму после вторых родов). И потом, я не хочу размениваться по мелочам. Где-то я прочитала, что нельзя занижать планку. То есть лишь бы кто-то был рядом, для меня это неприемлемо. Так что с мужчиной вопрос пока открытый…
- Лена, а тебе бывает плохо?
-Бывает, я всего лишь человек. В самые тяжкие минуты я думаю, что испытания даются зачем-то. Так что с 9-го этажа прыгать не собираюсь. Хотя был такой период, что впору прыгнуть. Как раз когда большие деньги появились, а смысла в жизни не было. Позже дошло, что главный смысл – понять, кто ты и чего ты хочешь. Гармония – это внутреннее состояние. А жизнь во все времена была очень жестокой штукой. Вот свою сегодняшнюю жизнь я и хочу сделать гармоничной. Мне не нужно коттеджа, заморских деликатесов. Но я хочу знать, для чего я живу. И жить так, как хочу.
- Получается?
- В общем и целом…
МЕНЬШЕ ИЛИ РАВНО
(О женской эмансипации)
Было бы глупо спрашивать, известно ли вам, что подразумевает под собой слово «эмансипация», если не вдаваться в этимологические тонкости. Равенство с мужчинами, разумеется. Но равенство бывает разным, в том числе и между полами. Степень эмансипированности русских женщин мужчины классифицируют примерно следующим образом:
1. Эмансипация вынужденная. Женщины вполне могут стоять за токарным станком, работать в литейном цехе или на рыбной путине. И не уступят мужчине по работоспособности и выносливости. Но это не от хорошей жизни. Хотя на семейном быте подобная эмансипация почти не сказывается: они исправно тянут бабью лямку в доме, довольствуются скупой мужской лаской и об иной доле не помышляют.
2. Эмансипация добровольная, которая включает в себя помимо всего прочего и равенство в праве иметь дурные привычки. Например, пить водку в антисанитарных условиях, курить дешевые сигареты. К реальной эмансипации это можно отнести с некоторой долей условности.
3. Существует давняя тенденция к равенству с мужчинами именно в определенной сфере деятельности. Это самый распространенный случай: «Я загружена на работе не меньше тебя, и не рассчитывай, что я буду «горбатиться» по дому, как это делала твоя мама. Займись уборкой сам, сбегай в магазин». Последствия такой эмансипации выражены неярко. Их трудно распознать навскидку. Их много, но самый главный – один ребенок в семье, недостаток родительского внимания и ласки по отношению к нему, неврозы и прочее.
4. Высшая ступень эмансипации граничит с феминизмом. Женщина-менеджер (неважно, в какой сфере), хронически испытывающая дефицит времени, не способная сварить борщ, с затюканным мужем, но зато с «мобильником», на дорогой машине. О нормальной семье вряд ли стоит говорить.
P. S. Любая из читательниц может отнести себя к одной из этих ячеек. А может быть, есть еще что-то, чего не учел «В»?
Вместо эпилога. В последние годы в самых высокоразвитых странах Европы все чаще встречаются русские жены. На вопрос «Почему?» те же норвежцы или шведы отвечают: «Среди соотечественниц трудно найти хорошую хозяйку и ласковую жену. Русские женщины покладисты и красивы».
Автор: Ольга ЗОТОВА, "Владивосток"