Впереди - семилетка качества

Нас ждет очередная федеральная реформа! На этот раз – реформа технического регулирования качества товаров на российском рынке. Одним из основных разработчиков грядущей семилетней реформы выступает Министерство экономического развития и торговли РФ.

12 нояб. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1263 от 12 нояб. 2002

Нас ждет очередная федеральная реформа! На этот раз – реформа технического регулирования качества товаров на российском рынке. Одним из основных разработчиков  грядущей семилетней реформы выступает  Министерство экономического развития и торговли РФ.

Предпринимателю, затеявшему в России дело, выполнить все предписанные технические требования так же невозможно, как без ухищрений выплатить все причитающиеся налоги.  Качество товаров сегодня регламентируют шестьдесят тысяч ведомственных нормативов – приказов, наставлений, распоряжений, СанПиНов, СНиПов, ГОСТов, ТУ и т. д. Большинство из них подписаны в 70-х годах, но действия их никто не отменял. Нынче российскую рыночную экономику потянуло к стабилизации, и историческое наследие в виде противоречивых и очевидно устаревших распоряжений стало мешать. 

СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ - ДЕЛО РУК УТОПАЮЩИХ

При рыночной экономике государство не может тотально контролировать качество выпускаемой на его территории продукции. Потому что для большинства производств оно не является заказчиком. А именно он, заказчик, и должен определять качественные характеристики товара, исходя из финансовых возможностей. Хочешь – пользуйся косметикой от «Ланком», хочешь – косметикой фирмы «Линда». Хочешь – строй коттедж, а не хочешь – живи в гостинке. Главное, чтобы кожа с лица не облезла, а потолок - не обвалился. До этого-то уровня - уровня безопасности потребителя -   законопроект  «Об основах технического регулирования в РФ» и ограничит вмешательство государства в контроль за качеством товаров и услуг. Остальное определит сам потребитель, внимательно вчитываясь в этикетки товаров, лежащих на прилавках магазинов.

Многие государственные лаборатории и надзорные организации в ходе реформы сменят форму собственности на частную. Государство на их содержании намерено сэкономить.  После принятия закона «Об основах технического регулирования в РФ» другие нормативы, приказы, наставления, СанПиНы, СНиПы будут упразднены. Останутся национальные и корпоративные ГОСТы, но они будут применяться добровольно производителями. Контроль за качеством продукции возьмет на себя производитель. Производитель, а не государство будет декларировать свой товар на соответствие техническим регламентам в собственных или других соответствующих требованиям лабораториях. А нужен этот товар обществу или нет, определит потребитель, голосуя рублем. Если качество продукции общество не устроит, то производитель разорится. Это и есть рыночная экономика.

ВНИМАНИЕ  - НА ПРИЛАВОК

Марина Глазатова, руководитель департамента регулирования предпринимательской деятельности Минэкономразвития и торговли РФ: 

«Не следует бояться, что в результате нашей реформы потребитель окажется не защищен от недобросовестной продукции, фальсификаций и подделок. Технические регламенты, которые придут на смену действующим стандартам, от этого и не должны защищать. На то есть статья 171 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность производителей, направляющих на рынок недоброкачественную продукцию.

Нынешняя система регулирования, хоть и громоздкая, но совсем не гарантирует, что товар, лежащий на прилавке, - качественный. Все, что связано с государственным контролем, сегодня касается так называемого дорыночного регулирования. Выдав сертификат или лицензию на производство, государство сегодня полностью утрачивает право проконтролировать, в каком виде товар дошел до потребителя. При перевозке, хранении, перегрузке товар может существенно изменить свои потребительские характеристики. Но законного права отозвать его с прилавка государство сегодня не имеет, даже если обнаружено его полное качественное несоответствие. По закону «Об основах технического регулирования в РФ» у государства такое право появится.       

Законопроект предусматривает восемнадцать схем обязательной сертификации и три формы декларирования продукции. Они разнятся по форме и затратности. Какая из форм сертификации и декларирования будет применяться к конкретному товару, зависит от того, насколько серьезный ущерб может принести его употребление. Не исключено, что  некоторые товары вообще не будут подпадать под сертификацию и декларирование.

Разработка технических регламентов будет происходить на  протяжении семи лет (в зависимости от активности бизнес-сообществ). До момента принятия Государственной думой технического регламента по конкретным видам продукции будут действовать нынешние требования».
 
ПРИГЛАШАЮТСЯ ВСЕ ЖЕЛАЮЩИЕ

Прописанную в законе процедуру принятия технических регламентов можно без тени иронии назвать достижением демократии. Правда, пока весь исторический опыт России – это опыт извращения демократической идеи в ходе ее воплощения.  В  разработке технических регламентов может принять участие любое бизнес-сообщество или даже физическое лицо, способное выполнить оправданные требования. 

Разработчик должен опубликовать в СМИ  информацию, на какую продукцию разрабатывается регламент; какие международные нормы будут использованы при его разработке; точные характеристики заложенных требований; описание схемы действующего государственного контроля к этой продукции и т.п.  Тем самым обеспечивается доступ к разработке всех заинтересованных сторон: производителей, бизнес-сообществ, науки, потребительских союзов и даже отдельных потребителей. Проект проходит стадию публичного обсуждения, затем подается разработчиками в экспертную комиссию с пояснительной запиской и технико-экономическим обоснованием. Комиссия составляет заключение. После этого передается субъекту, наделенному правом законодательной инициативы в Государственной думе. Дальше следует процедура внесения и обсуждения Государственной думой.

Порядок создания и деятельности экспертных комиссий устанавливается правительством РФ. Согласно законопроекту комиссии должны в равных долях состоять из представителей производителей, науки, бизнес-сообществ, потребителей.  Их заседания носят публичный характер, их заключения публикуются в открытой печати.