Пусть боги завидуют!
Владимиру Меньшову и Вере Алентовой, которые привезли во Владивосток спектакль «Пизанская башня», зал аплодировал стоя. Супруги играли …супругов, проживших долгую совместную жизнь. И чья вина, что она потерпела фиаско? Одноактный спектакль – это диалог двоих: воспоминания, слезы и смех, казалось бы, неизбежный развод, которого все же не случилось. Словом, наша жизнь.
Владимиру Меньшову и Вере Алентовой, которые привезли во Владивосток спектакль «Пизанская башня», зал аплодировал стоя. Супруги играли …супругов, проживших долгую совместную жизнь. И чья вина, что она потерпела фиаско?
Одноактный спектакль – это диалог двоих: воспоминания, слезы и смех, казалось бы, неизбежный развод, которого все же не случилось.
Словом, наша жизнь.
Но в реальности у знаменитой пары не было минуты на философствования – во время их гастролей во Владивостоке в зале ДК на Дубровке в Москве томились заложники. Вера и Владимир практически не выходили из гостиничного номера в «Версале», где непрерывно работал телевизор.
На «Прямую линию» «В» они выделили всего 40 минут.
- Здравствуйте, «Прямая линия»? Я хочу сказать Владимиру Меньшову, что восхищена фильмом «Зависть богов» с участием Веры Алентовой. Чудо, а не фильм! И поставлен хорошо, и актеры замечательно играют. А над чем вы сейчас работаете, Владимир Валентинович?
- Спасибо. Сегодня я снимаюсь в сериале «Москва – центральный округ». Главный герой – майор милиции Брагин. Очень положительная, образцовая роль. Сериал сделан в традициях советских милицейских фильмов.
- Алло, «Прямая линия»? Меня зовут Елена. Здравствуйте, Владимир Валентинович. Я хотела спросить о вашем отношении к тому, что сейчас происходит в Москве. Еще вчера вы были там.
- История страшная и дикая. Полагаю, она должна вызвать крайне резкую реакцию со стороны государства и лично Путина, который вошел во власть на обещании «мочить в сортирах». Пока «мочат» нас. Вторая чеченская война тянется уже 4 года. После этих событий должно быть принято очень резкое решение, невзирая на реакцию со стороны Запада. Мы здесь, во Владивостоке, все эти дни не отрываемся от телевизора. К счастью, в зале нет наших близких. Но дочь нашего знакомого Марика Розовского оказалась в числе заложников.
- А вам известна эта площадка?
- Да, мы с Верой смотрели этот мюзикл, который поставлен по самой романтической советской книге – «Два капитана». Сделан красиво и идет с аншлагом уже год. Жаль, что праздник зрителя был так кроваво испорчен. Боюсь, что испорчено и будущее этого спектакля, он будет теперь ассоциироваться с террором.
- Я хочу обратиться к Вере Алентовой. Из репортажей известно, что стойкость и мужество проявляют женщины, оказавшиеся в зрительном зале. Правда ли, что в экстремальной ситуации женщина оказывается сильнее?
- Я сослагательных наклонений не люблю. Думаешь о себе так, а когда оказываешься в той или иной ситуации, ведешь себя иначе. Оказываешься не так умен, не так силен, не так изворотлив… Я точно знаю одно – в силах женщины успокоить ребенка. Насколько это возможно. И это самая большая задача. Я попадала в довольно сложную ситуацию, когда летала со своей дочурой на самолете. Я разговаривала с ней абсолютно спокойно, хотя душа рвалась на части. Думаю, что это инстинктом заложено…
- Алло, Вера Алентова?
- Да. Слушаю вас.
- Скажите, что нужно для счастливой и крепкой семьи?
- Любовь…
- А вы, Владимир, согласны?
- Никогда одним словом такие кардинальные вещи не определяются. Семья – это целый комплекс. Здесь самое важное – взаимодополнение.
- Алло, Владимир Валентинович? Вы приехали во Владивосток с театральным спектаклем. А что вам ближе: кино или театр?
- Несомненно, кино. Мой театральный опыт крайне незначителен, хотя я и окончил школу-студию МХАТ. Но сразу же ушел во ВГИК учиться режиссуре. И случился такой зигзаг, что, когда я учился актерскому мастерству, меня не снимали, хотя я очень хотел сниматься в кино. А когда я стал режиссером, меня начали снимать мои же однокурсники по ВГИКу в небольших ролях. А потом я снялся в дипломной работе моего товарища Александра Павловского «Счастливый Кукушкин». Эту картину заметили, и я вдруг стал киноактером неожиданно для себя. И в режиссуру пробивался достаточно долго после этого. Но в любом случае мое актерское и режиссерское начало связано с кино. Сцена появилась совсем недавно. В театре Антона Чехова под руководством Леонида Трушкина, который пригласил меня на главную роль в спектакль «Поза эмигранта», состоялся мой дебют. Удачно. На днях сыграл 100-й спектакль. И вот присоединился к Вере в спектакле «Пизанская башня».
- Алло, добрый день! Меня интересует Борис Сморчков, который играл в фильме «Москва слезам не верит». Я с ним служил в армии. Где он сейчас?
- Он играет в театре «Современник». Больших успехов с точки зрения актерской карьеры не получилось. Но мы с ним встречаемся, чудный парень.
- Передайте ему привет!
- «Прямая линия»? У меня вопрос к Вере Алентовой. Вы играете в спектакле «Пизанская башня» историю одной семьи. Она очень типична, 95 процентов российских семей переживают кризис после долгих лет совместной жизни. Вы вносите в спектакль автобиографические нюансы?
- Действительно, спектакль имеет успех у абсолютно разного зрителя. Люди, живущие вместе очень долго (в «Пизанской башне» - почти 25 лет), часто приходят к конфликтной ситуации. Другое дело, как она разрастается. Конфликт каждый видит по-своему, и найти некое общее решение – вот самая трудная задача. А личные нюансы… Знаете, основатель школы-студии МХАТ Станиславский считал, что в человеке заложены абсолютно все качества. Только одни развиты больше, другие - меньше. Убийц ведь тоже играют актеры.
- Владимир Валентинович, это вы? Вам трудно быть актером, то есть подчиненным, после того как в роли режиссера вы уже побывали?
- Если меня приглашают играть, я стараюсь не выступать режиссером. Хотя это трудно. Но признаюсь, что многие режиссеры берут меня не без задней мысли, что им что-то подскажу.
- Алло, можно спросить Веру Алентову? Если бы не «Москва…», как бы сложилась карьера?
- Во-первых, я считаю себя больше актрисой театра. В кино я снималась меньше и попала поздно. Перед театром у меня больше внутренних обязательств, что ли. А во-вторых, считать дебютом мою роль в фильме «Москва слезам не верит» неверно. Первую роль я сыграла в 9-серийном телевизионном фильме «Такая короткая долгая жизнь». Это был дебют, и довольно сложный для меня. За 9 серий я «прошла» путь от молоденькой девчонки до вполне зрелой женщины, пережившей жизненные испытания. Картина понравилась. Но, конечно, «Москва…» получила огромный резонанс. И в прессе, и на кинофестивалях. Правда, это была медаль о двух сторонах. Насколько нас любили, настолько же нас и били, ведь на Руси испокон веку быть битым и знаменитым – одно и то же. Критика нас жестоко ругала. Видимо, за успешность.
- А вашего мужа упрекали в конъюнктуре?
- Владимир Валентинович сам скажет…
- Конечно. Считали, что я снял картину для начальства. Представители интеллектуального кино считали, что мой фильм противоречит парадигме, которая сложилась тогда в кинематографической элите: жить здесь плохо, а будет еще хуже. Это был такой вид диссидентства. Самое смешное, что эти люди были выездными, участвовали в кинофестивалях, а я со своим «народным» фильмом оставался невыездным.
- Алло, Вера Алентова? Можно спросить вас о дочери. Как вы воспитывали ее, ведь актеры всегда заняты?
- Времени было мало, это правда. Но когда оно было, оно посвящалось Юле. Более того, базовые вещи мы в нее заложили. Например, уважение к родителям, какими бы они ни были. И какие бы претензии у тебя к ним ни возникали. Что это мы - Меньшов и Алентова, а ты пока никто. Что одеться красиво может и дурак, гораздо важнее, что у тебя в голове. Сейчас я думаю, что порой перебарщивала. Я выезжала за границу и привозила красивые модные вещи. Но не разрешала Юле надевать их в школу, считая, что кто-то этой возможности не имеет. И вот как-то она пригласила меня на дискотеку в эту самую школу. Я ужаснулась – моя дочь оказалась едва ли не оборвышем. Но это детали. То, что мы получили на выходе, так сказать,- самый красноречивый результат. Хотя Юля сейчас своего ребятенка воспитывает иначе, балует, покупает очень дорогие игрушки. Значит, внутренне она не согласна со мной. Но я не вмешиваюсь: это ее ребенок.
- Алло, Вера Валентиновна, как вы считаете, женщина должна быть сильной?
- Не знаю. Еще Маркс говорил, что женщина сильна своей слабостью. Сейчас много женщин, которые сами зарабатывают на жизнь, воспитывают детей. Они сильны, но почему-то вызывают жалость у меня. К счастью, у меня всегда было на кого опереться. А если обратиться к пословице «Муж - голова, жена – шея», то женщина – это то подспудное влияние, которое мы оказываем на сильный пол. Мужчина мыслит и действует глобально, а мы направляем его взгляд на нюансы. Из которых складывается жизнь…
- Здравствуйте. Меня зовут Василий. У меня вопрос к Владимиру Меньшову. Ваш фильм «Город Зеро», в котором говорится о крахе социалистической системы, провидческий?
- Вы знаете, мы с Кареном Шахназаровым никогда не обсуждали, что он хотел сказать этим фильмом. Для меня в первую очередь это был великолепный литературный материал. Я с удовольствием играл. Так получилось, что фильм предсказал в некотором смысле ситуацию в России, об этом говорил известный политолог и социолог Сергей Кара-Мурза. Оценили фильм и в кинематографическом мире, Андрон Кончаловский, с которым мы в общем не близки, бросился ко мне с объятиями: «Я видел этот фильм, грандиозно. Николсон отдыхает».
Автор: «Прямую линию» провела Ольга ЗОТОВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»