Мой сосед Мухтар

Соседи попались и впрямь примечательные. Родина их - солнечная Чечня. Правда, в паспортах старого образца, в графе национальность значится - ингуш. То есть к событиям ленты новостей отношение имеют, но, так сказать, косвенное. Однако с позиции обывателей, что чеченец, что ингуш...

1 нояб. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1260 от 1 нояб. 2002

Соседи попались и впрямь примечательные.
Родина их - солнечная Чечня. Правда, в паспортах старого образца, в графе национальность значится - ингуш. То есть к событиям ленты новостей отношение имеют, но, так сказать, косвенное. Однако с позиции обывателей, что чеченец, что ингуш...

ГОСТИ

Дед Иваныч, два года назад пустивший на постой двух молодцов - Алехана и Мухтара, окрестил их  по-простому - “мои чучмеки”. Они не обиделись, может, потому, что за годы и годы беспредела попривыкли ко всякому обращению. А может, сказалось воспитание в мусульманской традиции - старшему слова поперек не скажи.

Молодцы оказались мастерами на все руки.  Голод не тетка, а работы на родине нет, потому и потянулись на заработки. Дедов дом, видавший виды, в две недели обрел черты жилого строения - подлатали стены, перестелили полы, обжились. Ничем противозаконным ребята не промышляют. Нанимаются строителями - где евроремонт хозяевам сделать, где коттедж сложить. Насторожившиеся было бабули пригородного поселка быстро успокоились. Ведут себя тихо, не дебоширят, вежливые да к тому же на свежее молоко и яйца деньжата всегда водятся.

ЗНАКОМЫЕ

Через месяц-другой примечательные соседи пришли знакомиться. Меня, как особу женского пола, ингуши поначалу не замечали - ждали мужниного разрешения. Тот пожал плечами - мол, барышня самостоятельная, и соседи заметно повеселели. Однако мое неуместное любопытство чуть было не  испортило весь вечер. На вопросы “о войне и о родне” одна за другой следовали ритуальные фразы, смысл которых - все свершается по  воле Аллаха. Порядком смутившись, плавно переходим на другие, житейские темы. Выяснилось, что народ приехал на  разведку, прояснить ситуацию с работой. Многочисленные же братья (родные, двоюродные и вовсе по нашим понятиям седьмая вода на киселе) - только и ждут команды паковать чемоданы. Кое-кто уже попробовал  силы в Сибири. Но по сорочьей почте диаспоры быстро выяснилось, что на Дальнем Востоке заработки выше, а проблем с органами меньше.  Вот и обживаются.

 И вправду, спустя некоторое время дедов дом загудел от непривычного на слух языка. Братья приехали. Для вновь прибывших пришлось подыскать еще один дом. Новоселье справляли по-восточному шумно - младший по  возрастной иерархии прибежал с просьбой: “Мухтар просит видеомагнитофон”. А после весь вечер и гости, и хозяева “зажигали” национальные ингушские танцы.

ПОЧТИ РОДНЯ

 Так уж  получилось, что с национальными традициями и обычаями мы знакомились позже. Помогла собака. Надо сказать, пес вредный, даром что свой. К тому же борзой до безобразия, и по  породе борзой и по характеру. Надо было нам с супругом отлучиться из дома, пса бросить не на кого, и родственники как на грех оказались все жутко занятыми. Помыкались и решили попросить соседей из солнечной Чечни. Оставили ключи и уехали. Вернувшись, первым делом проверила живность, вроде все в порядке, сыт и весел. Вот только подозрительно пахнет хозяйственным мылом. После выясняется, псина таки сбежала во время прогулки, братья, и старшие, и младшие, за ней скакали по болотам, после чего всей грядкой мыли в бане. В заключение повествования Мухтар отвел глаза: “Таких  соседей чуть было не потерял”. Лично для меня эта фраза кое-что прояснила в непростых характерах наших мусульман.

Весь распорядок в теперь уже двух  домах  подчиняется старшему. Он говорит, кому копать огород, кому готовить еду, кому идти за водой. Возражать не принято. Интересная житейская деталь, младшие при старших  не курят и не пьют. А если случается, то с их попустительства - те вроде как не замечают. А если порядки не по нутру, что ж - иди, ищи другое жилье, где будешь старшим. Пообвыкнув, соседи уже не уходили от прямых  вопросов на скользкие темы, кто в кого будет стрелять, если старший прикажет. “Родина у всех одна, но умирать за меня никто не  будет. Потому пусть каждый живет своим умом”, - подумав, завершил разговор Муса.

О мусульманской женщине на людях муж плохо не скажет, если и есть взаимные претензии, то отношения публично никогда не выясняются. Особая тема - мать. Она и учит первым молитвам, и вышивает праздничную одежду.  Может, потому русской городской женщине нового воспитания столь сложно стать подругой жизни такому на зависть работящему мужу.  Молчи, терпи, жди. Впрочем, своего ребенка, как бы ни сложились отношения в браке, муж бросать не должен. Иначе осудят все родственники. Жена хоть Аллахом и дадена, но и развод разрешен, ребенок же - кровь твоя, а посему...

Столь же просто, как о вещи само собой разумеющейся, соседи рассказали и о подходах в воспитании детей. Девочку, например, сызмальства приучают заботиться о младших и следить за домом. Уже подростком не моги выйти из дому без сопровождения старшего брата... Мужу должна достаться такой, как родилась, иначе - позор на всю родню. К смешанным бракам соседи относятся спокойно, горная кровь все равно перебьет наследственность жителя равнины.

ОСЕВШИЕ

Осесть в России хотят многие. В этом отношении больше повезло тем, кто уехал до начала всеобщей заварухи и обзавелся русскими семьями. А сменив гражданские паспорта, в которых нет графы “национальность”, вчерашние ингуши при желании могут совсем забыть о своих корнях. По крайней мере, публично. Теперь им нужно получить статус беженца. Пока такая ценная бумажка есть только у Бори, впрочем, народ они упорный, и главное  - терпеливый. Это качество вообще считается одной из основных добродетелей. Так что если хотят, то жить они в России будут. Хорошо это или плохо, не знаю. Живя рядом, они вас будут почитать за соседей, а сосед - это почти родня. Время от времени “мои” мусульмане повторяют: “Кто сказал, что земля не твоя?”

Автор: Полина ЮРКОВСКАЯ, специально для «В»