Болеть - так с комфортом
Каждый уважающий себя стационар заимел уже сервисные палаты. Хотя бы одну-две, но с холодильником-телевизором, отдельным санузлом, евроремонтом. Стала подтягиваться за краевым центром глубинка. Редко в какой районной больнице человека с достатком за неимением лучшего отправят в палату с соседями. А во флотском госпитале работает целое страховое отделение. Есть спрос – есть предложение. И дело не только в том, что состоятельные пациенты готовы платить за лечение и комфорт. Эта прослойка не так уж велика. Зато заметный шаг вперед сделало добровольное медицинское страхование, расходы по которому берет на себя работодатель.
Каждый уважающий себя стационар заимел уже сервисные палаты. Хотя бы одну-две, но с холодильником-телевизором, отдельным санузлом, евроремонтом. Стала подтягиваться за краевым центром глубинка. Редко в какой районной больнице человека с достатком за неимением лучшего отправят в палату с соседями. А во флотском госпитале работает целое страховое отделение. Есть спрос – есть предложение. И дело не только в том, что состоятельные пациенты готовы платить за лечение и комфорт. Эта прослойка не так уж велика. Зато заметный шаг вперед сделало добровольное медицинское страхование, расходы по которому берет на себя работодатель.
В последние год-два стало расти количество предприятий, компаний, фирм, руководители которых созрели: экономить на здоровье членов коллектива – себе дороже. Или просто они уже встали на ноги и теперь могут себе позволить заключить договор со страховой компанией и гарантировать своим работникам лечение по более высокому классу, чем можно рассчитывать по полису обязательного медицинского страхования. Почувствовали свою востребованность страховщики. В прошлом году в крае услуги по добровольному медицинскому страхованию оказывали 40 компаний, в нынешнем их количество приближается к 60. Есть и обратные примеры, когда компании, наоборот, уходят с рынка страховых услуг, посчитав его невыгодным или просто не найдя себя на этой стезе, но тем не менее общая тенденция говорит сама за себя.
Смысл, конечно, не только в шикарных палатах. Больница – не гостиница, тут гораздо важнее, чтобы вовремя нашлось нужное, хоть и дорогостоящее лекарство, чтобы не приходилось родственникам сумками нести шприцы, вату, бинты вдобавок к баночкам с супом и компотом. Когда у пациента в руках страховка, то его встретят как родного, не положат в коридор, и все найдется, потому что это все будет в срок оплачено страховой компанией.
ЗДОРОВЬЕ РАБОТНИКА - НА ПЛЕЧИ РАБОТОДАЛЕТЯ
Насколько добровольное медицинское страхование - дорогое удовольствие для предприятий?
- Разрешается использовать сумму до трех процентов фонда оплаты труда, - объяснила заместитель директора владивостокского филиала Промышленно-страховой компании Марина Семенова. – Законодательство позволяет затраты относить на себестоимость, поэтому для предприятий это довольно выгодно.
Если не иметь в виду, что удорожается выпускаемая продукция, то с этим можно согласиться. К тому же не будь такого послабления, на этом виде страхования, говорят эксперты, в наших условиях можно было бы поставить крест.
Виды медицинской страховки есть разные, вплоть до того, что по своему полису можно бесплатно поставить зубы и отправиться в санаторий (если врач настоятельно рекомендует). Для каждого предприятия разрабатывается своя медицинская программа с учетом специфики производства, возраста его работников, кого больше в коллективе – мужчин или женщин.
- Пока предприятия идут на дорогостоящее страхование в виде исключения, чаще выбирают что подешевле, например, от несчастного случая, - остудил мое восхищение добренькими начальниками заместитель директора департамента страховой компании «Пирамида» Андрей Астахов. – Чтобы понять разницу, давайте разберем такой пример. Вы застраховали свое имущество от пожара, потому что никакого другого риска для своей квартиры не предвидели, а если честнее - денег на большее было жалко. Но вдруг вас залило. Вы идете к страховщикам и стучите по столу: «Я все потерял, компенсируйте». Извините, но вы обезопасились только на случай пожара, при чем же тут потоп? Точно так же и здесь. Если вы застраховались только на случай экстренной госпитализации, то за счет такой страховки протезирование зубов вам не сделают. Чем дешевле договор, тем больше риска оказаться за бортом.
ПАЦИЕНТЫ ПО РАНГУ
Среди клиентов страховщиков в основном фирмы, которые занимаются высокодоходными видами коммерческой деятельности, продажей нефтепродуктов, телефонные и телевизионные компании. По пути добровольного медицинского страхования стали идти и приморские промышленные предприятия. Для примера можно назвать производственное объединение «Бор», завод «Звезда», «Дальполиметалл», Уссурийский мостоотряд, Посьетский порт, Приморский ГОК. Во многих коллективах еще сильны профсоюзные организации, и они бдительно следят, чтобы условия страхования для всех были равными. А вот в новоявленных частных фирмах к этому относятся проще, и договор добровольного медицинского страхования только под «большую тройку» тут в порядке вещей. В зависимости от положения на служебной лестнице «ранжируются» страховые суммы. Для управления компании – они одни, для топ-менеджеров – другие, просто менеджеров – третьи, рядовых сотрудников – четвертые. К договору медицинского страхования прилагается список членов коллектива, где оговаривается, кто на каких условиях застрахован.
Бывает, что суммы варьируются в зависимости от стажа работы на этом предприятии. Чем больше ты отдал ему, тем на большее можешь рассчитывать, когда подкачает здоровье. Например, на заводе «Звезда» столкнулись с тем, что люди устраиваются сюда специально, чтобы подлечиться. Ввели ограничение – теперь нужно проработать на предприятии не меньше двух лет, чтобы попасть в число застрахованных.
ЛИЦО ЛЕЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ - «ВИЗИТКА» СТРАХОВЩИКА
Медики болезненно реагируют даже на вопрос о разделении пациентов на платных и бесплатных. Убеждают, что ко всем относятся одинаково, не жалеют своей души ни на тех, ни на других. И кем бы человек ни был, делают все возможное, чтобы облегчить его страдания. Охотно верится. Однако реальность такова, что без денег в больнице сегодня особенно-то и делать нечего, разве что отлежаться.
Но одно дело – просто заплатить за лекарства и лечение. Тут все понятно. Другое дело, когда ты обращаешься к медикам как клиент страховой компании, и эта компания уже продумала все: в какое именно лечебное учреждение идти, к какому специалисту, на какие медикаменты рассчитывать. Между пациентом и врачом появляется еще одно звено – страховщик. Схема привычная во всем цивилизованном мире, но пока новая для нас.
Страховые компании сейчас нарабатывают практику и имидж, стараются сотрудничать с лучшими медицинскими учреждениями и аптеками. Клиентов «Пирамиды», например, обслуживает не «Скорая помощь», а медицина катастроф. Она и оснащена лучше, и оперативнее откликается на зов. Многие компании сами оборудуют в больницах палаты повышенной комфортности, которые одновременно служат им хорошей рекламой. Видели сервисные палаты «ДальЖАСО» в краевом роддоме? Достойная визитная карточка этой страховой компании. При ее участии открыта целая женская консультация – комфортная и хорошо оснащенная.
Понятно, что медицина, как никто другой, заинтересована в таком сотрудничестве. Страховщики поставляют лечебному учреждению платежеспособных пациентов. Звучит кощунственно, но разве не так? А деньги для улучшения материальной и лечебной базы медицине нужны как воздух. К тому же появляется возможность подняться над тарифной сеткой, ввергшей медиков в нищету, доплачивать самым обделенным – медсестрам и санитарочкам.
Бесплатная медицина постепенно сходит на нет, хотя для социально незащищенных слоев ее, конечно, сохранят. В Госдуме назревает принятие закона о платной медицине. Логика подсказывает, что она пойдет страховым путем.
Но беда в том, что уровень жизни большинства еще не дорос до возможности оплаты страховок. Надежда на родную фирму? Многие руководители прекрасно отдают себе отчет в том, что если работник будет оплачивать медицинские услуги из собственного кармана, это обойдется ему в несколько раз дороже. Предприятия, пришедшие на рынок всерьез и надолго, нацеленные на будущее, добровольное медицинское страхование берут на свои плечи.
Автор: Надежда БРАЖИНА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»