Болеть - так с комфортом

Каждый уважающий себя стационар заимел уже сервисные палаты. Хотя бы одну-две, но с холодильником-телевизором, отдельным санузлом, евроремонтом. Стала подтягиваться за краевым центром глубинка. Редко в какой районной больнице человека с достатком за неимением лучшего отправят в палату с соседями. А во флотском госпитале работает целое страховое отделение. Есть спрос – есть предложение. И дело не только в том, что состоятельные пациенты готовы платить за лечение и комфорт. Эта прослойка не так уж велика. Зато заметный шаг вперед сделало добровольное медицинское страхование, расходы по которому берет на себя работодатель.

31 окт. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1259 от 31 окт. 2002

Каждый уважающий себя стационар заимел уже сервисные палаты. Хотя бы одну-две, но с холодильником-телевизором, отдельным санузлом, евроремонтом. Стала подтягиваться за краевым центром глубинка. Редко в какой районной больнице человека с достатком за неимением лучшего отправят в палату с соседями. А во флотском госпитале работает целое страховое отделение. Есть спрос – есть предложение. И дело не только в том, что состоятельные пациенты готовы платить за лечение и комфорт. Эта прослойка не так уж велика. Зато заметный шаг вперед сделало добровольное медицинское страхование, расходы по которому берет на себя работодатель.

В последние год-два стало расти количество предприятий, компаний, фирм, руководители которых созрели: экономить на здоровье членов коллектива – себе дороже. Или просто они уже встали на ноги и теперь могут себе позволить заключить договор со страховой компанией и гарантировать своим работникам лечение по более высокому классу, чем можно рассчитывать по полису обязательного медицинского страхования. Почувствовали свою востребованность страховщики. В прошлом году в крае услуги по добровольному медицинскому страхованию оказывали 40 компаний, в нынешнем их количество приближается к 60. Есть и обратные примеры, когда компании, наоборот, уходят с рынка страховых услуг, посчитав его невыгодным или просто не найдя себя на этой стезе, но тем не менее общая тенденция говорит сама за себя.

Смысл, конечно, не только в шикарных палатах. Больница – не гостиница, тут гораздо важнее, чтобы вовремя нашлось нужное, хоть и дорогостоящее лекарство, чтобы не приходилось родственникам сумками нести шприцы, вату, бинты вдобавок к баночкам с супом и компотом. Когда у пациента в руках страховка, то его встретят как родного, не положат в коридор, и все найдется, потому что это все будет в срок оплачено страховой компанией.

ЗДОРОВЬЕ РАБОТНИКА - НА ПЛЕЧИ РАБОТОДАЛЕТЯ

Насколько добровольное медицинское страхование - дорогое удовольствие для предприятий?

- Разрешается использовать сумму до трех процентов фонда оплаты труда, - объяснила заместитель директора владивостокского филиала Промышленно-страховой компании Марина Семенова. – Законодательство позволяет затраты относить на себестоимость, поэтому для предприятий это довольно выгодно.

Если не иметь в виду, что удорожается выпускаемая продукция, то с этим можно согласиться. К тому же не будь такого послабления, на этом виде страхования, говорят эксперты, в наших условиях можно было бы поставить крест.

Виды медицинской страховки есть разные, вплоть до того, что по своему полису можно бесплатно поставить зубы и отправиться в санаторий (если врач настоятельно рекомендует). Для каждого предприятия разрабатывается своя медицинская программа с учетом специфики производства, возраста его работников, кого больше в коллективе – мужчин или женщин.

- Пока предприятия идут на дорогостоящее страхование в виде исключения, чаще выбирают что подешевле, например, от несчастного случая, - остудил мое восхищение добренькими начальниками заместитель директора департамента страховой компании «Пирамида» Андрей Астахов. – Чтобы понять разницу, давайте разберем такой пример. Вы застраховали свое имущество от пожара, потому что никакого другого риска для своей квартиры не предвидели, а если честнее - денег на большее было жалко. Но вдруг вас залило. Вы идете к страховщикам и стучите по столу: «Я все потерял, компенсируйте». Извините, но вы обезопасились только на случай пожара, при чем же тут потоп? Точно так же и здесь. Если вы застраховались только на случай экстренной госпитализации, то за счет такой страховки протезирование зубов вам не сделают. Чем дешевле договор, тем больше риска оказаться за бортом.

палата повышенной комфортности в Славянской больницеПАЦИЕНТЫ ПО РАНГУ

Среди клиентов страховщиков в основном фирмы, которые занимаются высокодоходными видами коммерческой деятельности, продажей нефтепродуктов, телефонные и телевизионные компании. По пути добровольного медицинского страхования стали идти и приморские промышленные предприятия. Для примера можно назвать производственное объединение «Бор», завод «Звезда», «Дальполиметалл», Уссурийский мостоотряд, Посьетский порт, Приморский ГОК. Во многих коллективах еще сильны профсоюзные организации, и они бдительно следят, чтобы условия страхования для всех были равными. А вот в новоявленных частных фирмах к этому относятся проще, и договор добровольного медицинского страхования только под «большую тройку» тут в порядке вещей. В зависимости от положения на служебной лестнице «ранжируются» страховые суммы. Для управления компании – они одни, для топ-менеджеров – другие, просто менеджеров – третьи, рядовых сотрудников – четвертые. К договору медицинского страхования прилагается список членов коллектива, где оговаривается, кто на каких условиях застрахован.

Бывает, что суммы варьируются в зависимости от стажа работы на этом предприятии. Чем больше ты отдал ему, тем на большее можешь рассчитывать, когда подкачает здоровье. Например, на заводе «Звезда» столкнулись с тем, что люди устраиваются сюда специально, чтобы подлечиться. Ввели ограничение – теперь нужно проработать на предприятии не меньше двух лет, чтобы попасть в число застрахованных.

ЛИЦО ЛЕЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ - «ВИЗИТКА» СТРАХОВЩИКА

Медики болезненно реагируют даже на вопрос о разделении пациентов на платных и бесплатных. Убеждают, что ко всем относятся одинаково, не жалеют своей души ни на тех, ни на других. И кем бы человек ни был, делают все возможное, чтобы облегчить его страдания. Охотно верится. Однако реальность такова, что без денег в больнице сегодня особенно-то и делать нечего, разве что отлежаться.

Но одно дело – просто заплатить за лекарства и лечение. Тут все понятно. Другое дело, когда ты обращаешься к медикам как клиент страховой компании, и эта компания уже продумала все: в какое именно лечебное учреждение идти, к какому специалисту, на какие медикаменты рассчитывать. Между пациентом и врачом появляется еще одно звено – страховщик. Схема привычная во всем цивилизованном мире, но пока новая для нас.

Страховые компании сейчас нарабатывают практику и имидж, стараются сотрудничать с лучшими медицинскими учреждениями и аптеками. Клиентов «Пирамиды», например, обслуживает не «Скорая помощь», а медицина катастроф. Она и оснащена лучше, и оперативнее откликается на зов. Многие компании сами оборудуют в больницах палаты повышенной комфортности, которые одновременно служат им хорошей рекламой. Видели сервисные палаты «ДальЖАСО» в краевом роддоме? Достойная визитная карточка этой страховой компании. При ее участии открыта целая женская консультация – комфортная и хорошо оснащенная.

Понятно, что медицина, как никто другой, заинтересована в таком сотрудничестве. Страховщики поставляют лечебному учреждению платежеспособных пациентов. Звучит кощунственно, но разве не так? А деньги для улучшения материальной и лечебной базы медицине нужны как воздух. К тому же появляется возможность подняться над тарифной сеткой, ввергшей медиков в нищету, доплачивать самым обделенным – медсестрам и санитарочкам.

Бесплатная медицина постепенно сходит на нет, хотя для социально незащищенных слоев ее, конечно, сохранят. В Госдуме назревает принятие закона о платной медицине. Логика подсказывает, что она пойдет страховым путем.

Но беда в том, что уровень жизни большинства еще не дорос до возможности оплаты страховок. Надежда на родную фирму? Многие руководители прекрасно отдают себе отчет в том, что если работник будет оплачивать медицинские услуги из собственного кармана, это обойдется ему в несколько раз дороже. Предприятия, пришедшие на рынок всерьез и надолго, нацеленные на будущее, добровольное медицинское страхование берут на свои плечи.

Автор: Надежда БРАЖИНА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»