Семейный табор уходит в небо

Первое впечатление от встречи со Светланой ТОМА - нет, это не она сыграла гипнотизирующую цыганку Раду. Передо мной стояла изящная и хрупкая, будто подросток, коротко стриженная шатенка. Без всякой звездности она пригласила: «Проходите. Огорчу, наверное, но цыганской крови у меня нет»

30 окт. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1258 от 30 окт. 2002

СВЕТЛАНА ТОМА: ПОТЯНУ ПОДОШЕЛ НА ОСТАНОВКЕ...

Первое впечатление от встречи со Светланой ТОМА - нет, это не она сыграла гипнотизирующую цыганку Раду. Передо мной стояла изящная и хрупкая, будто подросток, коротко стриженная шатенка. Без всякой звездности она пригласила: «Проходите. Огорчу, наверное, но цыганской крови у меня нет» 

– Светлана Андреевна, как все-таки правильно ставить ударение в вашей фамилии: на первый или последний слог?

– На последний, ведь это фамилия французская. Она принадлежит моей прабабушке. В мамином роду много кровей перемешалось: и венгерская, и русская, и австрийская. А по паспорту я – Фомичева, это фамилия папы, он у меня русский.

– Как же Андрей Фомичев попал в Молдавию?

 – Папа родом из Воронежской области. Зооотехник по образованию, он еще молодым ушел на фронт. А после войны его послали в Молдавию. Здесь он поступил в институт, где и познакомился с моей мамой. Женился и осел здесь навсегда.

 – В детстве, как и все девочки, мечтали, вероятно, стать актрисой?

 – Ничего подобного. В мечтах я себя видела следователем прокуратуры или, на худой конец, адвокатом. Потому и поступила на юридический факультет кишиневского университета.

 – Но уже через год стали кинозвездой, снявшись в фильме Эмиля Лотяну «Красные поляны»...

 – Как-то я ждала на остановке троллейбус, и ко мне подошел Эмиль Лотяну. Он только начинал тогда съемки нового фильма, а актрису на главную роль не нашел. На его предложение я ответила отказом. Но Лотяну – человек настойчивый. Он много дней меня уговаривал. Потом поехал в Бельцы к моим родителям, чтобы получить их согласие, поскольку я тогда еще была несовершеннолетней.

 Светлана Тома– И, как водится, кроме совместной работы начался еще и роман...

 – У нас с Лотяну были сложные отношения. Мы то расходились, то снова сходились. Эмиль – очень эмоциональный и сложный человек. Невероятно талантлив: поэт, режиссер, сценарист. Жить с ним было непросто, хотя по характеру я натура покладистая, неконфликтная.

 – Но союз с Лотяну подарил вам самую лучшую вашу роль – Раду в фильме «Табор уходит в небо»...

– Однако до этого я уже сыграла цыганку Машу в «Живом трупе», экранизации пьесы Льва Толстого. Но «Табор» – это, конечно, был огромный успех, триумф и у нас в стране, и за рубежом. Картина получила Гран-при на МКФ в Сан-Себастьяне в 1976 году, а у меня самой за эту картину несколько личных международных призов за лучшую женскую роль. Хотя есть и обратная сторона этой славы. После «Табора» меня в основном снимали только в экзотических ролях. Я играла узбечек, таджичек, француженку...

 – Светлана Андреевна, насколько мне известно, ваш второй муж, отец Ирины Лачиной (вашей дочери), тоже был актером?

 – Это грустная история. Нам недолго довелось быть вместе. Олег Лачин был начинающим актером. Он погиб в 26 лет, когда нашей Иришке было всего восемь месяцев. Мне пришлось очень трудно тогда. Ирину взяли на воспитание мои родители. Я разрывалась между съемками и поездками в Молдавию. Тогда я не могла уделять достаточно времени дочери и до сих пор чувствую свою вину перед ней. Наверное, поэтому сегодня я стараюсь как можно больше общаться со своей внучкой Машенькой.

 – Ваша дочь уже стала известной театральной актрисой, много снимается в кино...

 – Я очень рада за нее. У Ирины есть прекрасные работы на сцене. А в кино первую свою главную роль она сыграла в фильме Всеволода Шиловского «Блуждающие звезды», в котором снималась и я. Ира тогда только окончила школу. Но съемки шли так долго, что она успела закончить учебу в Щукинском, выйти замуж за однокурсника и родить дочку.

 – Кто или что помогает снимать стресс?

 – Моя большая любовь – кошки. У меня их когда-то было целых три штуки. А у дочери их сейчас пятеро.

Ирина ЛачинаИРИНА ЛАЧИНА: ЛЕДИ, ТИГРИЦА И БОМЖ...

В отличие от мамы, в цыганском происхождении которой нет сомнения, наверное, ни у одного зрителя, посмотревшего «Табор...», Ирина ЛАЧИНА абсолютно светская особа. Вытянутая в струнку столичная эмансипе. От мамы разве что улыбка во весь рот.

- Окончив школу с золотой медалью, вы пошли работать на почту. Почему?

- Я не стала сразу поступать в театральный институт, чтобы разобраться в себе. Боялась, что желание стать актрисой у меня по инерции. По стопам известной мамы и все такое. С почты ушла на киностудию, когда поняла: сцена - это мое. До института я работала помощником монтажера и получила диплом.

- Любого, выбравшего профессию известного родителя, с ним сравнивают, вы поэтому скрываете, чья дочь?

- Не скрываю. Не афиширую. В детстве скрывала. А сегодня я - это я, и хочу состояться сама. Мама оставила свой след в истории кино. Посмотрим, чего стою я. Вне мамы.

- Вы сыграли много главных ролей в театре и кино. А популярность – время такое - пришла после сериалов. Вас не смущает, что «Леди бомж» может стать вашей визиткой?

- Я не считаю, что в «Леди бомж» сыграла все, что могла. Или как мама в «Таборе...» - великую роль. Я работала так, чтобы мне не было стыдно, и помнила, что деньги, которые получу за роль, съедятся, а, как говорила Раневская, позор останется.

- Трудно столичной штучке играть бомжа?

- Я не столичная штучка, и характер моей «Леди...» схож с моим. Мы обе сильные, не сдаемся перед трудностями, знаем, чего хотим, поэтому можно сымитировать ситуацию. А внешние факторы - тюрьма, бомж... От тюрьмы и сумы... Да?

- В жизни бомжей знаете?

Ирина Лачина- Нет. Я вижу этих людей, но не знаю их и их судеб и не имею права говорить о них что-либо плохое, но они часто сознательно делают выбор. Мой персонаж - бомж не по своей воле. Бомжи, нелегалы в Москву едут, а моя героиня возвращается туда, где жила. Мама тоже в быту цыган не знала. В жизни никто не знает, что нас ждет, а уж как это сыграть - тем более. Лепить же с кого-то своего героя - это глупо.

- Ого, резко.

- Я знаю, что произвожу впечатление самоуверенного человека. Что ж, значит, цель достигнута. Это характер. Человек с ним рождается, я это поняла на своей дочери. В детстве я не любила платья, бантики, но семья во мне личность не убила, вот я и умею быть разной. Причем моментально. Романтичной? Запросто. Мягкой и женственной? По настроению.

- Вы не признаете авторитетов?

- Моя природа с ними никак не совмещается.

- К совету прислушаетесь?

- Я его выслушаю. Другое дело, последую я ему или нет.

- Вы светский человек?

- Тусовку не люблю, она выхолащивает. Человек должен решить, что важнее - самореализоваться в профессии или самоутвердиться в тусовке, которая забирает столько же сил, сколько работа.

- Все равно где работать - Москва, Нью-Йорк, необитаемый остров?

- Я работала в Париже, Нью-Йорке, в Англии, но жить там я бы не смогла. Есть люди, которые выросли здесь, но как рыба в воде там. Я города, как и людей, определяю каким-то шестым чувством в первый миг: мой - не мой. Первое впечатление, пока разум не включен, оно верное. И человека, и город я встречаю не по одежке. Мне важно глянуть в глаза и уловить, что я к нему испытываю. Нью-Йорк по ритму жизни и энергетике похож на Москву. Для работы - идеальный город. Все четко, выверено, но в отличие от Москвы, где все на авось, он холодный, иерархичный. Люди на людей не из своей корпорации смотрят, как на плесень. Может, им Москва и кажется большой деревней, но Москва - квинтэссенция всего моего.

Автор: Агенство "Артефакт" - специально для "В"