Гонки по кругу

Октябрь – месяц, поистине знаковый в спортивный жизни Приморья. Так уж исторически сложилось, что именно на исходе осени происходят в нашем крае самые памятные, поистине судьбоносные события. Впрочем, и не только спортивные…

29 окт. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1257 от 29 окт. 2002

Октябрь – месяц, поистине знаковый в спортивный жизни Приморья. Так уж исторически сложилось, что именно на исходе осени происходят в нашем крае самые памятные, поистине судьбоносные события. Впрочем, и не только спортивные…

Мы уже рассказывали, что два из них – в местном футболе - пришлись на “красный” месяц. В 1952-м родился “Луч”, он же в октябре 92-го выходил в высшую лигу.

Наконец, самое громкое достижение произошло опять-таки в октябре. Аккурат 30 лет назад спидвейный “Восток” завоевал золотые медали чемпионов Советского Союза. Это была не просто сенсация. Впервые в истории советского спорта победу в командных состязаниях одержали спортсмены из-за Урала.

Интрига чемпионата так распорядилась, что в заключительном двухдневном поединке, решавшем судьбу золотых медалей, встретились главные претенденты: уверенно шедшая впереди “Турбина” из Балаково и наш “Восток”, занимавший второе место и отстававший на три очка. Гостям достаточно было одну встречу свести вничью. Возглавлял их непобедимый в те годы вице-чемпион мира Владимир Гордеев.

Исторические гонки проходили во Владивостоке, на стадионе “Авангард”, который, естественно, был переполнен.

Более 30 лет пишу о спорте, но должен сказать, что никогда ни до, ни после не приходилось видеть более захватывающего и драматичного спортивного действа.

Великий Гордеев выиграл все, что мог, и даже больше – брошенный в критический момент в качестве тактического резерва, он принес дополнительные очки. Но что он мог сделать один с командой, внезапно осознавшей, что пробил ее звездный час, и поэтому сражавшейся с удесятеренной энергией. И гости, в конце концов, дрогнули. Причем в момент, для них исключительно фартовый.

Заключительный заезд, точнее перезаезд (один востоковец был снят) - двое опытных волжан против нашего юниора Сережи Виговского. Он так ловко ушел на вираже, что обалдевшие гости замешкались... и столкнулись. 10-тысячный стадион на секунду замер, а затем взревел: “Не упади!..”

Вот закрою глаза, а передо мной дорожка трека, оцепеневшие гости, аккуратно накручивающий вираж за виражом Виговский, и стадион, буквально умоляющий: “Сережа, милый, только не упади!…”

На другой день было полегче. Иссякли силы у Гордеева. А у нас - прекрасная езда Галяутдинова, Павлова, Зиганшина, Семенова, Михайленко, и опять-таки заключительный победный рывок палочки-выручалочки Виговского сделали свое дело.

Тот поединок был славен не только своим драматизмом. Гонщики демонстрировали спидвей высокого класса. Это сегодня россияне “глохнут” где-то на “четвертушках”, в лучшем случае - в континентальной зоне. А тогда самые знаменитые асы с опаской поглядывали на спортсменов в красных комбинезонах. В том числе и на востоковцев.

Владимир ЗаплешныйАлександр Павлов был участником личного финала мира на лондонском стадионе “Уэмбли”. Там же, на “Уэмбли”, в присутствии 120 тысяч зрителей в составе сборной СССР он завоевал бронзовую медаль командного чемпионата мира.

На следующий год на самый верх с Павловым пробьется еще один востоковец - Владимир Заплешный. Это уникальное событие – в финале чемпионата мира в польском городе Катовице единственный город планеты был представлен двумя гонщиками – Владивосток...…

А какими бойцами были другие наши мастера! Например, Олег Галяутдинов. Это был поистине рыцарь без страха и упрека. В одной из гостевых гонок на огромной скорости его мотоцикл бросило на ограждавшую трек сетку и с мясом вырвало большой палец...…

Он залечил травму и нашел в себе силы вернуться на дорожку. Смастерив специальную перчатку, продолжал выступать все так же яростно и результативно...…

Как быстро бежит время! Узнаю, недавно проводили на заслуженный отдых Павлова, проработавшего более 40 лет на Дальзаводе. Остальные – моложе, продолжают еще трудиться. Заплешный - в клубе “Восток”, Галяутдинов – в “Вымпеле”, на одном из предприятий города водителем работает Валерий Михайленко. Коля Семенов уехал в Смоленск, там служил в госавтоинспекции. Дальше всех пошел Валерий Зиганшин - имеет свое дело, предприниматель.

Увы, есть и горькая потеря. Ушел из жизни герой битвы с “Турбиной” Сережа Виговский, не выдержало сердце…...

Ну а самый главный творец успеха тренер Виктор Успенский по-прежнему у руля “Востока”. Перенес тяжелый недуг, пережил изгнание команды из родного города, сейчас, простите за каламбур, собирает ее из запчастей.

- Грустный юбилей получается, - сокрушается он, - столько в последние годы было обещаний, а денег сегодня даже на зарплату нет.

И все же он не теряет надежды. Как и его помощники и новые, совсем еще не обстрелянные и только набирающие опыта молодые гонщики.

Михалыч, верно ведь говорят: лучшее нас ждет впереди?…