Вернись, мгновенье, ты - прекрасно
У журналиста бывают минуты, когда так и хочется сказать: “Остановись, мгновенье!” Для автора этих строк таким мгновением стал вечер 24 октября 1992 года. Было (не в пример нынешнему октябрю) тепло, солнечно. На стадионе “Динамо”, где проходил заключительный матч чемпионата первой лиги “Луч” – “Сахалин”, собралось несколько тысяч зрителей. В предвкушении события, подобного которому, возьму на себя смелость утверждать, еще не скоро увидят. “Луч” победил со счетом 4:2 и завоевал путевку в высшую лигу!
У журналиста бывают минуты, когда так и хочется сказать: “Остановись, мгновенье!” Для автора этих строк таким мгновением стал вечер 24 октября 1992 года. Было (не в пример нынешнему октябрю) тепло, солнечно. На стадионе “Динамо”, где проходил заключительный матч чемпионата первой лиги “Луч” – “Сахалин”, собралось несколько тысяч зрителей. В предвкушении события, подобного которому, возьму на себя смелость утверждать, еще не скоро увидят. “Луч” победил со счетом 4:2 и завоевал путевку в высшую лигу!
Между тем почему-то принято считать, что все произошло благодаря редкому стечению обстоятельств.
После известных политических бурь 91-го года крушилось, ломалось и все остальное. В частности, в футболе смешались представления о всех лигах. Союзной уже не было – с чего теперь комплектовать российскую высшую? Какими будут первая и вторая лиги – тоже виделось смутно.
Дескать, вот и взлетел на гребне этой неразберихи “Луч”. В какой-то степени так оно и было, но только в какой-то…
Работа по созданию классного коллектива началась задолго до 92-го. В конце 80-х тогдашние заместители председателя крайисполкома Николай Гордеец и Евгений Иоселевич обратились к директору производственно-технического объединения “Примавтотранс” В. Мартыненко. Так, мол, и так, Михалыч, предприятие твое пошло в гору, подсоби “Лучу”.
- Я, конечно, как давний поклонник “Луча”, был за, - вспоминает Вячеслав Михайлович, - но сам решить такой вопрос не мог. Обратились к министру автомобильного транспорта РСФСР Юрию Сухину. Тот внимательно выслушал гонцов из Приморья и прежде всего спросил: “А цели-то какие собираетесь ставить?” “Задумали, - рассказывает далее В. Мартыненко, - сделать хорошую команду”. “Этого мало, - сказал министр, - цели должны быть высшие”.
Так, с благословения столичного руководства команда оказалась на балансе предприятия. Поддержал идею тогдашний председатель крайисполкома Владимир Кузнецов, активное участие принял заместитель территориального управления Госснаба Виктор Нечаюк. Президентом клуба был утвержден Николай Крашенинников, бразды начальника команды взял на себя Виталий Коберский. На пост главного тренера решено было пригласить известного ленинградского специалиста Л. Бурчалкина.
В середине 70-х годов Лев Дмитриевич у нас уже работал, оставил по себе прекрасную память. С ним приехали несколько отличных игроков. Прежде всего следует назвать полузащитника Дмитрия Игнатенко и защитника Александра Гончаренко. Из Белоруссии был приглашен первоклассный вратарь Андрей Викторович. Влились и воспитанники местного футбола, капитаном был избран Андрей Федякин.
Долгое время лидировал омский “Иртыш”. Одно время даже казалось, что вопрос первого места можно снимать с повестки дня. Фактически судьба решалась в первом круге в матче с “Иртышом” на его поле. Выиграй тогда омичи, и не видать нам высшей лиги как своих ушей. Но лучовцы так уперлись, что судье ничего не оставалось, как придумать пенальти. Спас ситуацию Викторович, в блестящем броске взявший мяч. Поистине золотая ничья – 0:0.
Было в активе “Луча” еще одно секретное средство. Дотошные наставники “Луча” (кажется, это был В. Коберский) раскопали, что в матче первого круга с новокузнецким “Металлургом”, который “Луч” проиграл со счетом 0:2, за сибиряков выступал игрок, имевший дисквалификацию.
Раскопать-то раскопали, но вносить протест не спешили – берегли для решающего часа. Обратились в ПФЛ только тогда, когда ничего не подозревавшие омичи несколько сбавили темп. Результат с “Металлургом” был аннулирован, “Лучу” записали техническую победу с счетом 3:0.
Для Омска это стало как гром среди ясного неба. Что было именно так, свидетельствую лично: в те дни омские журналисты каждый день выходили на связь с автором этих строк. Заполучив три очка, “Луч” теперь не выпускал инициативу до конца.
Льву Бурчалкину удалось создать интересный коллектив, ставка в котором была сделана на атакующий, комбинационный футбол. По-настоящему раскрылся талант опытных Валерия Богданова, Андрея Федякина, Евгения Касьяненко и совсем еще молодого дебютанта Максима Дубовика. Кстати, двое последних стали в итоге с девятью мячами лучшими бомбардирами команды. Ну и, конечно, самых высоких похвал заслуживал вратарь Викторович, ставший в том году одним из лучших стражей России. В целом же это был настолько дружный и боевой коллектив, что впоследствии по итогам высшей лиги 93-го года удостоился специального приза как самая волевая команда России.
Счастье было таким полным, что, как верно когда-то заметил Стефан Цвейг, не могло не расплескаться. Местная торсида еще упивалась блестящей перспективой, а на капитанском мостике уже пошел раздрай.
Началось вдруг с того, что под надуманным предлогом руководство клуба попыталось… уволить Льва Бурчалкина. Да не просто так... а по 33-й статье. Потом, правда, опомнились, сменили гнев на “собственное желание”.
Ну а после высшей лиги начнется вселенский “дележ”. В итоге пострадали футбол и его болельщики. Да так, что до сих пор не можем выбраться из трясины. Может, в той войне не поделивших славу и кроются сегодняшние проблемы?
Автор: Владимир КОНОПЛИЦКИЙ, Вячеслав ВОЯКИН (фото из архива «В»), «Владивосток»