Теплый город

Согласно постановлению главы администрации Владивостока № 19-95 от 09.10.2002 г. ОАО «Дальэнерго» приступило к подаче тепла в г. Владивостоке. С 15 октября начался отопительный сезон для предприятий, финансируемых из местного бюджета, – школ, детских садов, больниц. С 28-го планировалось запустить отопление для муниципального жилого фонда. Следующим постановлением главы администрации за № 20-67 от 18.10.2002 г. был назначен более ранний срок начала отопительного сезона – 21 октября. Такое решение принято в связи с резким понижением среднесуточной температуры. Именно с этого числа ОАО «Дальэнерго» приступило к запуску тепла муниципальному жилому фонду, и все дома в городе будут подключены в течение двух дней. И останутся нерешенными вопросы только там, где нет технических возможностей для подключения, т.к. на сегодняшний день есть порывы и аварийные ситуации.

25 окт. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1256 от 25 окт. 2002

Согласно постановлению главы администрации Владивостока № 19-95 от 09.10.2002 г. ОАО «Дальэнерго» приступило к подаче тепла в г. Владивостоке. С 15 октября начался отопительный сезон для предприятий, финансируемых из местного бюджета, – школ, детских садов, больниц. С 28-го планировалось запустить отопление для муниципального жилого фонда. Следующим постановлением главы администрации за № 20-67 от 18.10.2002 г. был назначен более ранний срок начала отопительного сезона – 21 октября. Такое решение принято в связи с резким понижением среднесуточной температуры. Именно с этого числа ОАО «Дальэнерго» приступило к запуску тепла муниципальному жилому фонду, и все дома в городе будут подключены в течение двух дней. И останутся нерешенными вопросы только там, где нет технических возможностей для подключения, т.к. на сегодняшний день есть порывы и аварийные ситуации.

Конечно, к тепловой энергии не будут подключены неплательщики. Это около 50 жилых домов, которые находятся в распоряжении ведомств – юридических лиц, имеющих долги за потребленную тепловую энергию. С ними расторгнуты договоры на энергоснабжение или не заключены договоры на 2002 – 2003 гг. Энергокомпании и РАО «ЕЭС России» ставят основным условием при подключении юридических лиц к тепловой энергии, во-первых, стопроцентное погашение задолженностей и, во-вторых, заключение договора.

Почему не будут подключены эти 50 домов? Потому что это организации – кондоминиумы, жилищно-строительные кооперативы и домоуправления, т.е. ОАО «Дальэнерго» снабжает тепловой энергией юридических лиц, а не занимается сбытом тепла и сбором денежных средств за него непосредственно с бытовых абонентов – жителей квартир. По прочему муниципальному жилому фонду проблем не будет. Все вопросы с  г. Владивостоком по оплате тепловой энергии урегулированы.

ВОПРОСЫ ЖУРНАЛИСТОВ

Корр.- На сегодняшний момент сколько домов не будет подключено по техническим причинам?

Н.С. - В течение недели таких домов не будет. Может быть, только ведомственные дома, где будут порывы, но они будут устраняться в оперативном порядке.

Корр. - Вы идете на контакт с должниками? Пытаетесь вместе найти какой-либо компромисс или разговор короткий – вы не платите, мы отключаем?

Н.С. - Начиная с апреля этого года, мы постоянно, по несколько раз в месяц, уведомляем должников об имеющейся у них задолженности, о нашей готовности идти навстречу, искать компромиссы, заключать обоюдовыгодные соглашения. Если жилье ведомственное, мы высылаем уведомления вышестоящим инстанциям, которые отвечают за вверенные им дома. Т.е. мы предпринимаем все усилия.

ОАО «Дальэнерго» готово садиться за стол переговоров с любым должником-неплательщиком. Хуже, когда это происходит в авральном порядке, – сегодня мне нужно подключаться, давайте договоримся. Понятно, что садиться за стол переговоров с 3 тысячами абонентов сегодня мы просто не в состоянии. На наши уведомления они должны были отреагировать еще в апреле. Необходимо разговаривать непосредственно с каждым абонентом, детально рассматривать финансовое состояние, с кем-то идти на реструктуризацию долга, с кем-то рассматривать разовое погашение задолженности и т.д. К каждому нужен индивидуальный подход, но времени на это, повторяю, сейчас у нас нет, хотя на конструктивный диалог  мы идти готовы.

Корр. - Большой резонанс вызвала новая система платы за тепловую энергию. Комитет по защите прав потребителей назвал ее незаконной, «Примтеплоэнерго» – нецелесообразной. Прокомментируйте, пожалуйста.

Н.С. - Это нормальная схема расчетов, которая действовала в городе до января 2001 г., и никто не возражал.  Если же говорить о букве закона, то 544 ст. Гражданского кодекса обязывает оплачивать фактические потребленные энергоресурсы. И это нисколько не противоречит новой системе оплаты. Например, жителям в октябре приходит извещение об оплате тепла за октябрь до 31 октября. И житель обязан до 31-го числа оплатить фактически потребленную тепловую энергию за октябрь.

Мы не требуем предоплаты, мы не требуем авансовых платежей. Мы просим оплатить текущее потребление теплоэнергии в текущем месяце. Можете платить по неделям , платите четвертую часть от суммы, указанной в квитанции, можете подекадно, можете за целый месяц, как вам удобно.

Уже около трети граждан в октябре сегодня рассчитываются с нами за текущее потребление. Они понимают, что «Дальэнерго» должно закупить уголь, выработать тепло, подать его в жилые дома и расплатиться с угольщиками. И деньги за тепло мы должны получить именно в том месяце, в котором мы его дали.

НОРМАТИВЫ ТЕПЛОПОТРЕБЛЕНИЯ

В 1997 г. предельный норматив теплопотребления для отопления г. Владивостока был пересмотрен (письмо ЖКХ администрации Приморского края мэру г. Владивостока от 20.11.97 г. № 03-21/817) до уровня 0,1955 Гкал/м2 в связи с уточнением площади жилых зданий различной этажности.

Вместо того, чтобы исправить положение, администрация г. Владивостока постановлением от 30.06.2000 г. № 1281 его усугубила, снизив норму теплопотребления для отопления до 0,1488 Гкал/м2, что соответствует температуре внутри отапливаемых помещений +13 0С при нормативе + 18 0С.

В марте 2001 г. по инициативе администрации г. Владивостока автономной некоммерческой научно-образовательной организацией ДВГТУ (научно-технический и внедренческий центр “Модернизация котельной техники”) закончена работа по теме “Расчет нормативов теплопотребления на отопление и горячее водоснабжение муниципального жилищного фонда г. Владивостока от теплоисточников ОАО “Дальэнерго”.

ЦМКТ ДВГТУ является экспертной организацией по производимым и поставляемым работам, услугам потребителям в теплоэнергетике, аккредитованном при Госстрое России. Работа выполнена с учетом нового СниП 23-01-99 (с более коротким отопительным периодом для  г. Владивостока, более высокой среднегодовой температурой наружного воздуха).

Результаты этой работы нашли отражение в постановлении губернатора Приморского края от 11.04.2001 г. № 275, где для г. Владивостока установлены:

предельный норматив теплопотребления для отопления жилищного фонда в размере 0,19346 Гкал/м2 (практически такой же, как рассчитанный ЖКХ администрацией края в 1997 г., - 0,1955 Гкал/м2);

предельный норматив потребления коммунальных услуг для определения размеров платы с населения на горячее водоснабжение - 0,178 Гкал на 1 человека в месяц.

Однако администрация г. Владивостока своим постановлением от 17.01.2002 г. № 22 установила дифференцированные по месяцам нормативы теплопотребления на услуги отопления для населения, оставив практически неизменной величину среднегодового норматива - 0,149235 Гкал/м2.

В результате снижения удельного норматива теплопотребления на отопление ОАО “Дальэнерго” недополучило денежных средств:
1998 г. – 36,7 млн. руб.,
1999 г. – 42,3 млн.  руб.,
2000 г. – 81,4 млн. руб.,
2001 г. – 188 млн.  руб.,
2002 г. – 123,6 млн. руб.
Итого - 472 млн.    руб.

ПАРАДОКС: увеличение ущерба ОАО «Дальэнерго» за этот период происходило на фоне обоснованного роста тарифов на теплоэнергию: в марте 2000 г. с 273 до 305 руб./Гкал, в июне 2000 г. - до 350 руб./Гкал, в марте 2001 г. - до 440 руб./Гкал, в мае 2002 г. - до 487 руб./Гкал, в августе 2002 г. - до 548 руб./Гкал.

Значительный ущерб энергокомпания несет также и из-за снижения нормы теплопотребления для отопления с 0,1752 Гкал/м2 до 0,1488 Гкал/м2 в июле 2000 г. Убытки ОАО «Дальэнерго» по горячему водоснабжению за период от постановления губернатора Приморского края № 275 от 11.04.2001 г. до постановления администрации г. Владивостока № 1975 от 7.10.2002 г. составили 108 млн. руб.

По итогам работы совместной комиссии ФЭК России, РАО «ЕЭС России», ЗАО «Юрэнерго ЕЭС» и Госстроя России по вопросам тарифообразования на электрическую и тепловую энергию в Приморском крае Федеральная энергетическая комиссия России письмом от 27.04.2002 г. № ЮС-1386/8 обратилась в Госстрой России с просьбой о проверке действующих в г. Владивостоке нормативов теплопотребления.ФЭК России также рекомендовал Региональной энергетической комиссии Приморского края с целью недопущения выпадающих доходов энергосистемы, при очередном регулировании тарифов на тепловую энергию для ОАО «Дальэнерго» принимать во внимание действующие нормативы теплопотребления, установленные администрацией г. Владивостока. Это привело бы к снижению расчетного полезного отпуска тепла и соответствующему повышению тарифа.

Неоднократные обращения ОАО “Дальэнерго” во все инстанции по вопросу заниженных нормативов теплопотребления в конце концов возымели действие. Постановлением № 1409 от 29.07.2002 г. администрация г. Владивостока установила норматив теплопотребления для горячего водоснабжения - 0,178 Гкал/чел.·мес., соответствующий экспертному заключению ДВГТУ, и  дифференцированные по месяцам нормативы теплопотребления для отопления, повысив среднегодовую его величину до 0,162189 Гкал/м2, исключив, однако, из них отопление лестничных клеток, что противоречит СНиП.

РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПО ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКЕ

Объявив курс на рыночную экономику, российский законодатель совершенно не подготовился к экономической реформе в энергетике. Научные работы экономических институтов не закончились законодательным определением энергии как базового товара общества, определением и утверждением экономически обоснованных принципов достижения коллективного оптимума в регионах.

Региональная тарифная политика учитывает в основном социальные факторы и неадекватно учитывает технологию производства и потребления. Даже наоборот, те предприятия, которые потребляют энергию в самом экономичном, теплофикационном режиме, вынуждены оплачивать в 3.5 раза дороже, чем самые неэкономичные по структуре потребители.

Понятие о ценообразовании на основании маргинальной стоимости в отечественной экономике теплоэнергетики вообще отсутствует.

Калькулирование себестоимости электрической и тепловой энергии осуществляется на основании инструкции, утвержденной в 70-е годы и не отражающей ни технологической сути многогранного производства энергии, ни рыночных условий общества.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МАРГИНАЛЬНЫХ ТАРИФОВ НА ЭНЕРГИЮ

Экономисты электроэнергетики США после 30-х годов стали утверждать, что цены на электроэнергию должны устанавливаться равными маргинальным (предельным), а не средним издержкам. Регулирующие органы в США в течение долгого времени противились данному “рецепту”. Но, несмотря на то что предельные издержки считать труднее, чем средние, в последние годы органы регулирования стали обращать внимание на них. Тарифы на электричество во многих штатах теперь варьируются по сезонам и по времени суток, отражая изменения предельных затрат на выработку электроэнергии.

Более 30 лет назад во Франции для того, чтобы обеспечить экономически развитие атомной энергетики в базовом режиме работы, было принято решение о применении тарифной политики на электроэнергию, основанной на маргинальной стоимости и отражающей фактическую технологию производства. В настоящее время действует более 6 видов тарифных систем, разбитых на 4-5 зон потребления, в итоге по 20-30 различным ценам. В некоторых случаях маргинальная стоимость энергии в пиковом режиме в 20 раз дороже стоимости энергии в базовом режиме. Плата за присоединенную мощность в зимний период в 2 раза выше, чем в летний период.

ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ МАРГИНАЛЬНЫХ ТАРИФОВ?

· Провести экономический всеобуч инженерного и экономического персонала, участвующего в экономическом управлении производством и сбытом энергии. В состав обучаемых необходимо включить представителей Региональной энергетической комиссии (РЭК), энергетиков промышленных предприятий, производителей и потребителей энергии. Показать эффективность и недостатки теплофикации. Рассчитать ущерб от недоиспользования теплофикационных мощностей, от завышенных диаметров сетевых трубопроводов.

· Произвести маркетинговое обследование потребителей тепловой энергии. Определить реальные балансы энергии, балансы мощностей, необходимые параметры пара, воды и графики потребления энергии.

· Разработать и утвердить энергетическую политику региона.

· Внедрить анализ баланса бесполезных потерь энергии (анергия) при производстве, транспорте, продаже в перерасчете на топливо и на деньги.

· Разработать и утвердить экономические принципы работы объединенной теплоэнергетической системы города. Разработать положение, определяющее экономические условия совместной работы тепловых источников различных собственников на объединенные тепловые сети, положение о входе или выходе тепловых источников в теплоэнергетическую систему города.

· Разработать и утвердить технические условия, положения, принципы, касающиеся работы объединенных тепловых сетей. Это положение о балансе энергии, балансе мощности в регионе, о температурном графике; о централизованном и местном регулировании отпуска тепла; о водно-химическом режиме; о гидравлическом режиме; правила подключения котельных для последовательной и параллельной работы и т.д.

· Создать департамент энергетики крупного города. Назначить главного энергетика города, региона.

 Полную информацию можно найти по адресу: www.rao-ees.ru/ru/energo_sber/teplo.htm

ТАРИФ НА ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ

При установлении тарифа на тепловую энергию по муниципальному образованию (г. Владивостоку например) необходимо определение средневзвешенного тарифа от всех теплоисточников: АО-энерго, муниципальных и ведомственных котельных.      Именно для этого постановлением правительства Российской Федерации от 02.08.1999 г. № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по защите населения» перед пересмотром органами местного самоуправления размеров ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги предусмотрено проводить в обязательном порядке экспертизу.

Решением Ленинского районного суда  г. Владивостока из-за не проведенной вовремя администрацией города экспертизы отменены постановления № 1281 и № 494. В результате этого населению города произведен перерасчет ставок оплаты за услуги теплоснабжения населения с тарифа 440 руб./Гкал (на момент принятия решения) на тариф 1997 года – 273 руб./Гкал.

Постановлением Региональной энергетической комиссии Приморского края № 31 от 05.08.02 г. установлен тариф 548 руб./Гкал, а в ставках оплаты услуг теплоснабжения действует по-прежнему - 273 руб./Гкал.

Несмотря на то что тариф на тепло, утвержденный РЭК ПК для энергосистемы, не подвергался сомнению, ОАО «Дальэнерго» передало всю документацию по формированию тарифов в администрацию г. Владивостока. Письмом № 169-02/10 от 27.08.2002 г. аудиторская фирма «Эксперт», с которой администрация города заключила договор на проведение экспертизы экономической обоснованности тарифов на тепло, подтвердила, что в отношении документов ОАО «Дальэнерго» у нее вопросов нет.

Убытки ОАО «Дальэнерго» из-за разницы в тарифах на полезный отпуск тепла муниципальному жилью (между тарифами на тепло, утвержденными Региональной энергетической комиссией для ОАО «Дальэнерго», и тарифом, действующим по решению Ленинского районного суда г. Владивостока) достигли  312 млн. руб. 

Это соответствует стоимости топлива 500 тыс. угля, которое ОАО «Дальэнерго» должно заложить на склады электростанций в преддверии зимы.

07.10.2002 г. администрацией г. Владивостока подписано постановление № 1975 «Об утверждении тарифов и ставок платы за услуги отопления и горячего водоснабжения для населения», которое предусматривает тариф на тепло, утвержденный РЭК ПК, - 548 руб./Гкал и новые нормативы на теплопотребление по постановлению № 1409 от 29.07.2002 г.

Автор: Николай СТЕПАНОВ, управляющий ОАО «Дальэнерго»: пресс-конференция 22 октября 2002 г.