Маленькая станция на пути больших грузов
Соединение Транссиба с Транскорейской магистралью абсолютно справедливо считают самым масштабным международным проектом на Дальнем Востоке. В начале недели вопросы, связанные с его реализацией, обсуждали на встрече губернатор Приморья Сергей Дарькин и посол Республики Корея в РФ господин Чон Тэ Ик. Эта тема не сходит с повестки дня и в Министерстве путей сообщения России, где наступила стадия решения рабочих вопросов. Целый ряд их намерен обсудить глава МПС Геннадий Фадеев с главой Северной Кореи Ким Чен Иром в конце октября. Накануне его визита в Корею туда уже отправилась группа специалистов министерства, чтобы еще раз «взвесить» существующие на сегодня три варианта реконструкции магистрали и определить, что нужно сделать в первую очередь и какой ценой. А корреспонденты «В» отправились чуть ближе – к самой границе, на станцию Хасан, - именно эта «точка» на карте Приморья оказалась в центре мировой экономики.
Соединение Транссиба с Транскорейской магистралью абсолютно справедливо считают самым масштабным международным проектом на Дальнем Востоке. В начале недели вопросы, связанные с его реализацией, обсуждали на встрече губернатор Приморья Сергей Дарькин и посол Республики Корея в РФ господин Чон Тэ Ик. Эта тема не сходит с повестки дня и в Министерстве путей сообщения России, где наступила стадия решения рабочих вопросов. Целый ряд их намерен обсудить глава МПС Геннадий Фадеев с главой Северной Кореи Ким Чен Иром в конце октября. Накануне его визита в Корею туда уже отправилась группа специалистов министерства, чтобы еще раз «взвесить» существующие на сегодня три варианта реконструкции магистрали и определить, что нужно сделать в первую очередь и какой ценой. А корреспонденты «В» отправились чуть ближе – к самой границе, на станцию Хасан, - именно эта «точка» на карте Приморья оказалась в центре мировой экономики.
Для России этот вопрос настолько актуальный, что во многом ради лоббирования проекта Владимир Путин прилетел на встречу с Ким Чен Иром во Владивосток. Грузы с Дальнего Востока смогут прямиком достигать европейского рынка - объединенная железнодорожная магистраль от Южной Кореи до Западной Европы длиной 10 тыс. километров способна существенно ускорить сроки доставки товаров. Благодаря переключению значительной части грузопотока в Европу с моря на железную дорогу Россия сможет получать, по разным оценкам, от 2 до 4 млрд. долларов прибыли ежегодно, а само время транспортировки грузов сократится с 40 нынешних суток до 14.
240 километров рельсового пути от станции Барановский на Транссибе до станции Хасан на границе с КНДР – участок особый. Именно он должен стать российским отрезком Транскорейской магистрали. Хасанская железнодорожная ветка, построенная для переброски войск и вооружений к местам боев с милитаристской Японией, готова сегодня принимать мирные японские, а также корейские грузы в достаточно больших объемах. А после реконструкции, по планам, сможет пропускать поезда со скоростью 120 километров в час.
Это сейчас через станцию проходит в год не более 100 тысяч тонн грузов, а ведь когда-то она перерабатывала до пяти миллионов тонн! В последние годы о возвращении былых оборотов шли только разговоры. Теперь наконец мы убедились: возрождение станции Хасан перестало быть только иллюзией. На законсервированных много лет назад узких железнодорожных путях уже начались восстановительные работы.
На прошлой неделе форсированными темпами велась отсыпка полотна.
- Узкий парк, включающий в себя четыре пути, демонтирован не был, - рассказывает заместитель начальника станции Александр Комков. - И это облегчает задачу. Сейчас поднимается железнодорожное полотно. Намечается загнать сюда «вертушки» - грузовые вагоны со специальным устройством для отсыпки щебня.
Планируется реконструкция контейнерной площадки. В Хасане уже побывали специалисты дистанции гражданских сооружений из Уссурийска и провели необходимые расчеты. К имеющемуся подъемному крану будут устанавливаться еще два большей грузоподъемности.
Как ожидается, с Корейского полуострова через Хасан пойдет большой транзитный грузопоток с крупнотоннажными контейнерами. Для пропуска таких составов требуется модернизировать, конечно, не только станцию, но и всю железнодорожную ветку. Уже принято решение начать в следующем году капитальный ремонт железной дороги от станции Барановский на Транссибе до станции Хасан и в короткие сроки отремонтировать 100 километров пути, включая железнодорожные мосты. Полностью завершить реконструкцию этого направления планируется в течение 2002-2003 годов.
Ставится вопрос об открытии подзабытых уже станций: Лебединого, Барсового, Пожарского, возвращении в строй Рязановки, приговор которой был подписан в прошлом году. В свое время Хасан являлся опорной станцией. Потом и этот статус, и статус юридического лица был снят, и Хасан замкнули на Уссурийскую станцию. Не исключено, что теперь вернется прежняя структурная схема.
Пока просторный вокзал на станции встречает гулкой пустотой. Оживает он разве что по вторникам и пятницам – по этим дням курсирует пассажирский «передаточный» вагон между Хасаном и станцией Туманган, где едут и наши, и иностранные пассажиры. Бывает, что одного вагончика уже не хватает. А вот построенный с размахом вокзал, судя по всему, не станет камнем преткновения на пути международных проектов и справится с новыми задачами станции. Работы сейчас идут и здесь – ремонтируется крыша вокзала.
Как никто другой, ждут перемен жители самого поселка Хасан, обделенные всем на свете. Тут толком не показывает телевидение, а предусмотренные постановлением губернатора краевые инвестиции на покупку ретранслятора так полностью и не выделены. Питьевая вода без очистки качается из озера Хасан, и из крана, бывает, плюхаются пиявки. После банкротства районного предприятия ЖКХ в поселке практически с нуля создается своя коммунальная служба. С весны отрезаны от электроснабжения обе муниципальные котельные. А на дворе – начало отопительного сезона...
Хасан живет надеждой на то, что труженица-станция вновь заработает на полную мощь и даст второе дыхание поселку, примостившемуся на стыке сразу трех границ.
Автор: Надежда БРАЖИНА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»