Я не ангел

Блондинка из-под Тамбова, жена петербургского сатирика Михаила Мишина и московская актриса посетила город нашенский: Татьяна Догилева сыграла главную женскую роль в спектакле по дебютной пьесе молодого драматурга Михаила Полищука «Не отрекаются любя». В театре им. Горького был аншлаг. А после спектакля успешная актриса опровергла общепринятое мнение о капризности и избалованности звезд. На вопросы корреспондента «В» отвечала обстоятельно, делясь своими мыслями о жизни.

18 окт. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1252 от 18 окт. 2002

Блондинка из-под Тамбова, жена петербургского сатирика Михаила Мишина и московская актриса посетила город нашенский: Татьяна Догилева сыграла главную женскую роль в спектакле по дебютной пьесе молодого драматурга Михаила Полищука «Не отрекаются любя». В театре им. Горького был  аншлаг. А после спектакля успешная актриса опровергла общепринятое мнение о капризности и избалованности звезд. На вопросы корреспондента «В» отвечала обстоятельно, делясь своими мыслями о жизни.

- Татьяна, вы ушли от знаменитых Валерия Фокина и Романа Виктюка в антрепризу, где, по мнению многих актеров, сплошной чес. Надоел театр?

- Во-первых, я играю в спектаклях в театре Моссовета, но на договоре. И хотя моя трудовая книжка по-прежнему находится в театре им. Ермоловой, я не вижу смысла - ни творческого, ни финансового - оставаться в труппе. Во-вторых, я хлебнула свободы. Теперь идти под чье-то начало, даже очень талантливое, мне не хочется. Работать в труппе - значит играть не только то, что тебе нравится. Я выбрала независимость.

- В театральном мире сложилось мнение, что вы человек вспыльчивый и резкий…

- Из театра я ушла, ни с кем не поссорившись. И вообще стараюсь ни с кем не ругаться. Я всегда считала себя человеком контактным и лояльным. Но недавно я стала задумываться: почему-то порой складываются натянутые отношения с одним, другим. Наверное, я не такой ангел, как мне кажется.

- Вы предпочитаете держать свое мнение при себе или высказываться открыто?

- Лучше держать в себе. Правда ведь не всегда хороша. Но так было не всегда, раньше, если мне что-то или кто-то не нравился, я вставала и уходила, громко высказывала все, что думаю.

- Например…

- Пожалуйста. Как-то в Театре молодежи в Ленинграде Тимофей Спивак ставил спектакль, я была уже известной актрисой. Спектакль мне не понравился, я встала и ушла. Режиссеры, актеры были в шоке от моего поведения… Теперь мне стыдно. Сейчас я понимаю, что спектакль может развиться и стать прекрасным, а сказанных слов не вернешь.

- На сцене вы играли очень разноплановые роли. По кино зритель вас помнит не очень счастливой, а порой очень несчастной женщиной. Откуда это?

- С одной стороны, это вопрос к авторам. Но, конечно, режиссер выбирает не только по внешним данным, но и улавливает внутреннее ощущение. Но это не несчастность, а некая …готовность к беспощадности. За свою жизнь я пришла к выводу, что женщину вряд ли кто-то пожалеет – мужчина, обстоятельства… Никакой скидки на то, что у тебя мускулы слабее. В «Забытой мелодии для флейты» герой, которого сыграл Леня Филатов, предает любимую и любящую его женщину не однажды. Он слаб, мелок… Но большинство мужчин в реальной жизни относятся к своим женщинам ничуть не лучше.

- Вы пережили несчастную любовь?

- Да, в молодости. Но в это время так ждешь этого всего, что само трагическое переживание тоже в радость. Потому что ты имеешь то, о чем читала в книгах. Это путь познания самого себя, а значит - путь вперед. Конечно, были рыдания и страшные переживания. Но я не из тех, кто бросается в окно из-за несчастной любви. Я порыдаю и запомню это, чтобы использовать в роли…

- А сегодня ждете любви?

- Нет. Во-первых, эмоциональную нишу мне заполнила дочь. Таких потрясений и полноты чувств ни один мужчина не вызывал, хотя у меня были очень бурные романы. Во-вторых… Я уже знаю, чем кончается любовь к мужчине. Я даже побаиваюсь. Ведь влюбленность - болезнь. А я теперь за здоровый образ жизни. У меня есть дочь.

- Сколько ей лет? Известно, что она очень поздний ребенок…

- 8 лет. Это был сложный шаг. Она появилась поздно не потому, что мне здоровье не позволяло. Просто я была категорически против детей. Я считала, что актриса не должна иметь их - профессия не подразумевает. Актрисы слишком большие эгоистки.

- И все же решили рожать?

- У меня был период очень глубокой депрессии, когда началась перестройка. Театры стали разваливаться, мне перестали звонить и предлагать роли в кино, потому что по возрасту я переставала быть героиней. Все вообще рушилось, у меня ушла почва из-под ног, ведь я фанатично любила свою профессию и она являлась для меня смыслом жизни, который утратился. Я стала по-настоящему опасаться за свой разум. Потом я сказала себе, что это просто пошло - сойти с ума от того, что тебе не дали роль. И стала бороться с собой за свою собственную жизнь. Вдруг оказалось, что я беременна. Вместо того, чтобы попасть в сумасшедший дом, я родила Катю.

- И сразу стало понятно, что это тот самый смысл?

- Абсолютно понятно. Мир перевернулся: до меня дошло, что никакая роль не стоит человеческой жизни. Все остальное – это непосильный физический и психический напряг. Она все время болела, и мне было страшно тяжело, на философствование не оставалось времени.

- Но ведь есть еще папа? Рядом с вами человек, который вас жалеет?

- Мишин - человек мягкий, заботящийся и старающийся взять какие-то определенные нагрузки на себя. Но при этом он не видит многих вещей, от которых я просто загибаюсь. У мужчин свое представление о жизни. Я кричу, визжу иногда, что мне легче восемь спектаклей отыграть, чем один день «работать» домохозяйкой. Но это бессмысленно. В мужчине генетически заложено воспринимать человека женского пола рядом как обслугу. Но если хочешь иметь спутника жизни, следует учитывать это.

- Наверное, очень сложно жить с человеком, который все время должен веселиться на сцене?

- Да, это ведь не секрет, что все писатели-весельчаки - жуткие зануды в жизни. И не только мой муж, я их всех знаю, его коллеги - люди крайне сложные и с выкрутасами.

- Над чем Михаил Мишин шутит сегодня? Смешные советские бытовые несуразности остались в прошлом…

- Сейчас он увлекся переводом пьес. Он блестяще владеет двумя языками - испанским и английским. Переводит Миша комедии, и не просто переводит, а адаптирует их юмор. Второй сезон во МХАТе идет хит «№ 13», это его перевод.

- Татьяна, очень много внимания пресса уделяет вашим отношениям с Олегом Меньшиковым. Говорят, что он для вас больше, чем партнер по съемочной площадке…

- Олег – выдающаяся личность, я очень горжусь, что одной из первых это заметила. Встретились мы на «Покровских воротах». На него-то и внимания не сильно обращали – мальчик и мальчик. А потом мы репетировали другой спектакль - «Спортивные сцены 83-го года», там у него была маленькая роль, которая ему не нравилась. Но я присмотрелась и, помню, сказала мужу, что это человек с большим будущим. Мы с Олегом очень тесно дружили: общались ежедневно, это было замечательное время, потому что у нас с ним абсолютное совпадение психофизики и отношения к миру. Мы вместе пошли в театр Ермоловой - я из Ленкома, он из театра Армии. Мы дружили всю молодость. А потом жизнь нас развела. Но я льщу себя надеждой… Во всяком случае он занимает в моей жизни большое и красивое место.

- По поводу вашей пластической операции не злословил только ленивый. Как вы реагируете на это?

- Женщина должна следить за своей внешностью. Я прошла все диеты (легко полнела в молодые годы, а Марк Захаров гонял за лишние килограммы). Был и яблочный уксус, и раздельное питание, и диета по группе крови. Словом, я подвержена веяниям моды. Как многие женщины. Я раздражаюсь, когда набираю лишние килограммы и вижу, что не влезаю в костюм. Начинаю худеть снова. Дошла и до хирурга и очень довольна результатом. Это облегчило мне жизнь и улучшило настроение. Я перестала с раздражением смотреть на себя в зеркало, особенно по утрам. Я не могла видеть свои морщины и предпочла отреставрировать их.

- А как же Анна Маньяни, которая считала морщины своим достоянием?

- Это достояние, когда ты готова перейти на роль бабушки. Но это не для меня. И потом Анна сказала это в Голливуде на картине, где она играла молодую девушку. Я видела этот фильм, и это ужасно. Великой актрисе Анне Маньяни не помогли ее морщины в роли Коломбины. Смотришь и думаешь, зачем она взяла эту роль. Непонятно, почему 8 мужчин любят эту женщину!

- У вас есть рецепт, который позволяет оставаться в равновесии?

- Чем старше становишься, тем больше понимаешь, что все ситуации или почти все так или иначе ты прожила. Примерно знаешь, чем они кончатся. В молодости я выходила на премьеры, и у меня подкашивались ноги, я стоять-то не могла - переступала, как молодая кобылка. А сейчас перед некоторыми премьерами я даже сплю.

- А как не впасть в противоположную крайность, не заскучать?

- Да элементарно. Взяла деньги, пошла по магазинам. Я это люблю и считаю, что для женщины это очень большое развлечение. Для меня знакомство с городом начинается с магазинов - своеобразное познание мира и окружающей среды.

- Как вы относитесь к многочисленным мемуарам актеров и актрис?

- Я главная читательница этих мемуаров. Потому что знаю, как на самом деле все происходило. И потом, я получаю невероятное удовольствие от сравнения.

- То есть любите посплетничать?

- Да. И это даже не сплетни, которые приняты в обычной жизни. В театральном  и киношном мире все родственники. Здесь настолько все все знают или узнают, что скрыть в принципе ничего нельзя. Я спокойно к этому отношусь, потому что знаю, что точно так же говорят про меня. Язык, может быть, у меня острый, я могу припечатать, но греха в этом не вижу. Они такие же, как я…

Автор: Ольга ЗОТОВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»