В Кургане не спят

В первой всероссийской выставке акварелистов, открывшейся в г. Кургане, принял участие единственный художник из Приморья – Владимир Олейников. В предварительном отборочном конкурсе были заявлены пять его работ - триптих «Дерева Стеклянухи» и натюрморты - и все пять решением жюри вошли в экспозицию. В рамках выставки состоялся 10-дневный пленэр по Курганской области.

18 окт. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1252 от 18 окт. 2002

В первой всероссийской выставке акварелистов, открывшейся в г. Кургане, принял участие единственный художник из Приморья – Владимир Олейников. В предварительном отборочном конкурсе были заявлены пять его работ - триптих «Дерева Стеклянухи» и натюрморты - и все пять решением жюри вошли в экспозицию. В рамках выставки состоялся 10-дневный пленэр по Курганской области.

Этот событие можно было бы счесть фактом личной биографии художника Олейникова. Но рассказ Владимира о своей поездке заставляет провести некоторые аналогии. Увы, не в пользу Приморья.

Во-первых, инициатором и организатором выставки акварели, на самом деле 10-й, но первой в постперестроечный период (предыдущая проводилась 10 лет назад) выступил Курганский областной художественный музей. Были представлены не только работы известнейших акварелистов страны, но и открыт зал встреч, где можно было общаться с мастерами. Что касается нас, то есть Приморской картинной галереи, то не только инициатором подобного масштабного мероприятия, но даже совместной с соседями-хабаровчанами выставки не припомню. А ведь когда-то именно Владивосток был центром художественной жизни. Во всяком случае, зональные выставки, которые проводились в советское время, неизменно являлись событием и оставались в памяти художников и зрителей.

Во-вторых, в пленэрную поездку отправились не только художники, но и группа искусствоведов и оператор-фотограф (штатные сотрудники галереи). Они фиксировали все творческие моменты, чтобы потом сделать подробный анализ состояния современной акварели. У нас – с точностью наоборот. Искусствовед на пленэре – о таком вообще не слышали. Что касается выставок… В качестве иллюстрации приведу лишь один пример. Выставка скульптора Мансура Якубова и художницы Инны Антоновой, открывшаяся в филиале Приморской галереи на Партизанском проспекте в начале сентября, продлилась всего пять дней. Художники решили демонтировать экспозицию в знак протеста против действий директора галереи Натальи Щуцкой. Наталья Ивановна не нашла общего языка с исполняющей обязанности директора филиала Светланой Арсютой, которая курировала проект. И когда Светлана подала заявление об уходе, Наталья Ивановна попросту решила не пускать ее в здание. Художники и без куратора обойдутся.

В-третьих, после 20 декабря (столько продлится выставка) Курганский музей предлагает краевым и областным музеям России экспозицию акварели в качестве передвижной. Это стало бы без преувеличения огромным событием в художественной жизни края. Если бы было кому принять масштабную экспозицию. Ни Приморская галерея, ни Союз художников, вызывающий в последнее время лишь жалость своим убожеством, не потянут.

Что же Олейников? Он получил предложение устроить персоналку в Кургане. Отказался, потому как мероприятие это дорогостоящее. Вместо этого готовится к выставке, посвященной Пришвину, которую Приморская галерея запланировала на январь. И сокрушается по поводу того, что гордятся своей культурой, считают достоянием края тех, кто вносит свой вклад в нее, проводят масштабные и запоминающиеся мероприятия в других местах. Но не в Приморье…