Профессиональная болезнь первоклашки
30 процентов школьников приобретают близорукость за время учебы в школе. Покупка первого портфеля, первые кривоватые палочки в прописях, ранние побудки по утрам означают для большинства мам только одно: на долгие 11 лет их любимое чадо нужно всячески оздоровлять, потому что школа – это большой стресс.
30 процентов школьников приобретают близорукость за время учебы в школе. Покупка первого портфеля, первые кривоватые палочки в прописях, ранние побудки по утрам означают для большинства мам только одно: на долгие 11 лет их любимое чадо нужно всячески оздоровлять, потому что школа – это большой стресс.
Татьяна АЛЕКСАНДРОВА, врач-офтальмолог краевого клинического центра охраны материнства и детства, в принципе с этим согласна.
Береги глаза с пеленок
- Начинать заботиться о зрении ребенка нужно с момента его рождения. Каждый малыш должен быть осмотрен врачом-офтальмологом в первые полтора месяца жизни – с целью выявления врожденной патологии на ранней стадии. Следующий осмотр – в год (здесь выявляются сложные нарушения зрения, требующие ношения очков), затем – в три года и перед поступлением в школу.
Нередко бывает так, что ребенок попадает в первый раз на осмотр к окулисту только перед школой. И обнаруживаются дети, все это время прожившие в расплывчатом мире, не знающие, что другие люди видят не так, как они. А в семье их просто считали неуклюжими!
Я часто повторяю: больны не потому, что близоруки, а близоруки, потому что больны. Для сохранения хорошего зрения малыша родители должны позаботиться о его здоровье, беречь хрупкую нервную систему ребенка. А для этого необходимы, во-первых, рациональный режим дня, во-вторых, занятия физкультурой. Они должны быть обязательными и в дошкольном возрасте, и даже если ваш отпрыск освобожден от уроков физкультуры в школе, это не значит, что ему не нужна нагрузка: существует лечебная физкультура, врачи ЛФК, которые подберут программу занятий. Третье – полноценное, сбалансированное питание.
- Это значит, Татьяна Ивановна, что школьникам нужно есть побольше черники и морковки?
- Во всем должна быть мера: закармливать морковкой чадо не нужно (можете добиться развития пигментации), лучше давать морковный сок. Для глаз полезны все черные ягоды, рыбий жир, печень. В рацион должны входить и углеводы, и белки, и микроэлементы, а потому нужно есть мясо, рыбу, творог, молоко, сыр, овощи, фрукты, летом – максимальное количество зелени, в ней много микроэлементов.
- А витамины и биологически активные добавки?
- Каждый ребенок индивидуален, нужны или нет ему добавки и какие, зависит от многих факторов, и иногда прием поливитаминов может принести вред. Если малыш практически здоров, ничего, кроме полноценного питания, ему не нужно (в первом-втором классах вечером можно давать липовый или мятный чай – для спокойного сна). Если же у него есть серьезные заболевания, нужно проконсультироваться с врачом, который посоветует, что добавлять в рацион малыша: витамины, адаптогены или БАДы с той же черникой или морковью, кальцием, магнием.
- Всегда следует помнить, что первый класс – это эмоциональный стресс, - продолжает Татьяна Александрова. - Мало того, что увеличивается зрительная нагрузка на близком расстоянии – до трех-четырех часов против крайне малой в дошкольной жизни, вообще меняется режим дня, перестраивается нервная система… Если у малыша не очень крепкое здоровье, возможно возникновение нарушений зрения, которые могут привести к близорукости.
- И что делать?
- Во-первых, быть внимательнее к своему первокласснику, окружить его любовью и заботой. В семье должна быть спокойная обстановка. Беда в том, что даже в первый класс дети идут перегруженными – родители навьючивают на них музыкальную или художественную школу, занятия иностранным языком. Конечно, учение важно, но не за счет здоровья. А когда малыш окрепнет, адаптируется – можно подумать и о дополнительном образовании. Второе - давать глазам отдых! В первых классах обязательны физкультминутки на уроках, то же самое дома – непременный отдых, даже сон перед тем, как делать уроки. Каждые 20 минут необходимо устраивать перерыв и делать глазную гимнастику (посмотреть вдаль – на горизонт, например, вправо, влево, повращать глазами).
- Перегрузки могут спровоцировать развитие близорукости?
- Образованию всегда сопутствует близорукость. 30 процентов школяров, приходящих с нормальным зрением в первый класс, к выпускному балу имеют миопию. Сегодня эта цифра возросла, и в первую очередь это связано с ухудшением общего физического состояния детей.
Плавать без телевизора
- Школа – период активного роста. И в это время как никогда важным становится сочетание эмоциональной, умственной деятельности с физической культурой, - уверена Татьяна Ивановна. - Плавание, легкая атлетика, даже просто подвижные игры помогут малышу снимать напряжение, а подростку – подготовить мозги для дальнейшего получения информации.
Офтальмологи давно заметили: близорукость не прогрессирует у тех детей, которые занимаются спортом (даже при наличии наследственной предрасположенности). И наоборот, дети, которых палкой на улицу не выгонишь, которые не любят физкультуру, склонны к постепенному ухудшению зрения. Таким ребятам нужно обязательно играть в теннис, футбол, волейбол, не сидеть дома.
Просмотр телепередач необходимо ограничивать. Поток информации, несущийся с экрана, способен захлестнуть и взрослого человека, а для ребенка это просто громадное эмоциональное напряжение, которое он еще не умеет снимать. Это приводит сначала к функциональным нарушениям нервной системы, на фоне которых часто развивается школьная близорукость (по сути дела, это разновидность профессионального заболевания). Вообще к телевизору малыша можно подпускать не раньше, чем ему исполнится три года!
- А к компьютеру?
- Не раньше семи лет. Следует помнить вот что: компьютерные игры не являются отдыхом, поэтому если ребенок занимался уроками, сразу же пересаживаться к “умной машине” не следует: пусть сначала погуляет. В первом-втором классе играть в компьютерные игры следует разрешать только в субботу-воскресенье или на каникулах, работать с развивающими программами – 25 минут, потом – перерыв, гимнастика для глаз, отдых.
В целом – не более полутора часов компьютера в день, причем это касается только последних моделей, с плоскими и защищенными экранами. Чем старше компьютер, тем меньше времени должен проводить за ним ребенок.
- Раньше считалось, что чем раньше ребенок научится читать сам, тем лучше…
- Ребенка можно научить читать и в три, и в четыре года, но разрешать ему самостоятельно прочитывать книги или большие тексты до семи лет нельзя! Детский глаз еще несовершенен, поэтому длительное чтение может привести к растягиванию его наружной оболочки, а это – предрасположенность к близорукости. До школы читайте малышу сами!
А в школьном возрасте научите его читать правильно: сидя за столом, книга на подставке и желательно – подальше от глаз. И каждые 25 минут делать перерыв, глазную гимнастику.
Нельзя забывать и о том, - напоминает Татьяна Александрова, - что дети страдают не только миопией. В списке глазных болезней и врожденные патологии, и косоглазие, и дальтонизм… много неприятностей доставляют и воспалительные заболевания глаз - конъюнктивиты, кератиты (сегодня врачи отмечают рост их числа). Они бывают самой разной этиологии: инфекционные, аллергические… Увлечение некачественной косметикой и заболевания желудочно-кишечного тракта могут вызывать воспаление век, слизистой глаза.
Особое внимание нужно уделять профилактике глазного травматизма. Нельзя оставлять малышей без присмотра, позволять им играть с колющими, режущими предметами, с теми же луками. Любимая детская шалость – песок в глаза - может быть причиной травмы. Если это произошло, нужно тут же промыть глаза кипяченой водой от наружного угла, закапать сульфацил натрия 20-процентный. Осталось покраснение или чувство дискомфорта – идите к окулисту или в круглосуточно работающий при больнице рыбаков глазной травмпункт. Главное – не запускайте, не доводите до воспаления.
Косоглазие – дефект отнюдь не косметический, а сложная патология органов зрения, при которой ребенок видит не обоими глазами сразу, а попеременно или только одним. Косоглазие излечимо, существуют целые многоступенчатые программы его лечения, и главное в этом случае - настойчивость, терпение и аккуратное исполнение требований врача.
Обо всех дефектах зрения родители должны рассказать педагогу. Благодаря этим сведениям он подберет для ученика оптимальное место в классе, ребенка-дальтоника научит ориентироваться в цветах.
Кто сегодня горит?
Президент Путин недавно предложил сделать уроки физической культуры ежедневными. Это западный стандарт – активное движение для дальнейших мозговых атак. Но зачем ждать указов? Приличный кусок октября прекрасно подходит для подвижных игр на воздухе.
Словом, вот самая правильная фраза мамы школьника: “Сделал уроки? Нечего сидеть дома, собирай друзей и идите играть!”
Во что? Ну, например, в горелки! Когда-то это была одна из излюбленных игр детей, да и не только детей. Посчитайтесь. Кто первый вышел – тому гореть. Играющие становятся попарно, держась за руки, одна пара за другой, а впереди всех - горящий. Оборачиваться назад ему нельзя.
Стоящие в последней паре по счету “раз, два, три” разнимают руки, бегут вперед и стараются вновь соединиться, обежав горящего один слева, другой справа. Горящий преследует бегущих, и если ему удастся кого-то поймать, то он становится с пойманным в первую пару, а тому, кто остался один, гореть. Если же горевшему не удалось поймать никого, то та же пара становится впереди других пар, а он горит вновь.
Ловишки (игра, родившаяся во Владимире) чем-то похожи на пятнашки. Один из играющих - водящий, ему ловить. Остальные разбегаются. Кого ловильщик изловит, тот присоединяется к нему и ловит остальных вместе с ним. Изловив третьего, они ловят четвертого, пятого и т. д., пока не переловят всех. После того игра начинается снова.
Уголки. Начертите на земле четырехугольник или станьте по углам комнаты. Главное в игре: играют пять человек; четыре становятся по углам, а пятый (иногда его зовут мышкой) посредине. Он водит. По его слову (например: “Из угла в угол железным прутом вон!”) стоящие по углам меняются местами, перебегая из угла в угол. А водящий в это время старается занять какой-нибудь на несколько мгновений освободившийся угол. Тот, кто в конце концов остался без угла, сам теперь водит.
Третий лишний. Посчитайтесь. Первый, кто вышел, – водящий. Вышедший следом – свободный игрок. Остальные игроки встают в круг по двое (один за другим), водящий бежит за свободным игроком по внешнему кругу, не пересекая его, игрок может встать перед одной из пар, и тогда убегать придется тому, кто оказывается третьим и стоит спиной к границе круга. В свою очередь, он может встать перед другой парой и так далее. Если водящий догонит свободного игрока и осалит его, игрок становится водящим, а водящий – свободным игроком.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), Владивосток