Нынешний закон - что дышло

На октябрьскую сессию приморские парламентарии готовы внести поправки в закон «О рыбохозяйственной деятельности в Приморском крае».

2 окт. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1242 от 2 окт. 2002

На октябрьскую сессию приморские парламентарии готовы внести поправки в закон «О рыбохозяйственной деятельности в Приморском крае».

Принятия этого закона краевые рыбаки ждали с нетерпением, как документа, способного в полной мере урегулировать и облегчить деятельность их предприятий. Особенно, если учесть, что федеральный закон «О рыбохозяйственной деятельности...», принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации был отклонен президентом. В столичных кабинетах посвященные советовали: принимайте свое, Москва разродится не скоро – слишком велик куш, чтобы «правильно» его разделить.

Рыба "по-приморски"

Осенью прошлого года приморский рыбный маховик начал свое движение: краевые депутаты вынесли закон на обсуждение и приняли его в первом чтении. Интрига зародилась чуть позже, в марте уже 2002 года, когда ко второму чтению администрация Приморского края предложила поправки, согласно которым промышленные квоты на добычу рыбы распределял губернатор. Прислушиваясь (или не очень) к пожеланиям краевого рыбохозяйственного совета. До отражения реальной жизни эти поправки были очень далеки и поначалу вызвали столь бурные дебаты со стороны депутатского корпуса, что документ был отправлен на доработку. Однако ровно через три недели без принципиальных изменений закон был принят сразу во втором и третьем чтениях. Очевидно, сказались близость истечения срока полномочий большинства депутатов второго созыва и их желание благоустроенного будущего. Так или иначе, 17 апреля 2002 года с редкостным единодушием и необыкновенной торопливостью Приморье обрело закон о рыбохозяйственной деятельности.

Сказать, что прописанный в нем принцип «разделяй и властвуй» устроил всех - значит обмануться. Но на апрельском заседании думы свое несогласие вслух высказал лишь председатель совета директоров ОАО «Преображенская база тралового флота» Олег Кожемяко. Свою позицию руководитель одного из ведущих рыбодобывающих предприятий объяснил так:

- Раз мы идем на такой серьезный шаг, значит, реально отдаем себе отчет, что приморский документ должен в полной мере отражать современные условия развития и хозяйствования рыбных предприятий. В законе же много несоответствий в порядке распределения квот, рыбопромысловых участков, расплывчат статус рыбохозяйственного совета, не учтены интересы градообразующих предприятий. Хозяйствующие субъекты должны развиваться вне зависимости от политических нюансов, и каждый должен знать, что в соответствии с законом, тем перечнем условий, которые ему поставило государство, он может спокойно вкладывать в производство, получать прибыль и быть уверенным, что его никто не «перераспределит» и не закроет.

Но самое главное: новый закон - не просто механизм разделения большого рыбного пирога, он должен стимулировать рыбные предприятия к расширению производственной базы, ее укреплению на приморском берегу.

Впрочем, долго слушать рыбака депутаты второго созыва не стали, заметив: мы закон примем, а вы придете в думу – тогда и переделывайте.

Рыба от "третьего созыва"

Стечение ли обстоятельств, но важность закона, прописывающего принципы и порядок ведения рыбохозяйственной деятельности в Приморье и определяющего полномочия органов государственной власти, а также вызвавшего большой общественный резонанс, подтвердил сам состав депутатов третьего созыва: новое законодательное собрание объединило в большинстве своем руководителей крупнейших приморских предприятий, серьезную группу из которых составили депутаты-рыбники. Они, собственно, и объединились для доработки вышеупомянутого документа.

Рабочей группой, в состав которой вошли депутаты Олег Кожемяко, Владимир Николаев, Александр Передня, Юрий Привалов и Владимир Супрунов, были разработаны поправки к краевому закону «О рыбохозяйственной деятельности в Приморском крае».

С первого взгляда революции не предвидится. Однако именно депутаты, опережая ПРХС, попытались четко решить скандально спорный для Приморья вопрос о распределении квот промышленного лова. Ими были предложены критерии распределения квот с учетом традиционности деятельности предприятия, наличия у него добывающего флота, береговых подразделений по переработке сырья, производственных мощностей организации, а также ее социально-экономической политики – социальной значимости предприятия для территории, на которой оно находится, и устойчивого роста налоговых отчислений в бюджеты всех уровней. Кроме того, в рамки семи суток поставлен процесс перераспределения не освоенных предприятиями промышленных квот. Такой узаконенный поводок способен при распределении промышленных квот удерживать на весах личные пристрастия и амбиции всех участников этого процесса.

Конечно, этот вариант можно назвать и компромиссным на фоне поправок, внесенных на рассмотрение рабочей группы депутатами Олегом Кожемяко и Юрием Приваловым, которые в очень жесткие рамки ставят существование предприятий-однодневок вообще. Согласно их предложениям дифференцированный подход власти при распределении как промышленных квот, так и прибрежных рыбохозяйственных участков должен напрямую зависеть от отношения пользователя к водным ресурсам. Таким образом, преображенцы предложили сгруппировать приморских рыбников по трем категориям: традиционно (систематически) ведущих промысел и осуществляющих мероприятия по сохранению, охране и воспроизводству водных биоресурсов; периодически (сезонно) ведущих промысел, но при этом не осуществляющих мер по охране; ранее никогда не занимавшихся промыслом на территории края. Предложение ориентировано на стимулирование целостного развития предприятий: укрепление и расширение добывающих и перерабатывающих мощностей, создание внутренней системы охраны и восстановления водных биоресурсов, то есть целой системы добычи и переработки, надолго закрепленной на приморском берегу, работающей на бюджеты местных уровней, дающей рабочие места и социальные гарантии территориям. В зависимости от результатов своего труда предприятие получает и квоты, и договоры на пользование биологическими водными ресурсами. Так сказать, замкнутый цикл взаимодействия базовых предприятий с органами государственной власти.

Конечно, такое нововведение в законодательство способно сделать взаимоотношения всех участников рыбного вопроса предельно прозрачными и справедливо защитить стабильные приморские рыбодобывающие и перерабатывающие предприятия - БАМР, ПБТФ, ТУРНИФ - от компаний, получающих рыбку «по знакомству» (пример прошлого года - «Восточный траловый флот»).

В экономически сложных для рыбаков условиях все эти шаги направлены на объединение ведущих предприятий отрасли, которые ставят во главу всех интересов вопросы развития производства в условиях сохранения природных ресурсов и насыщения потребительского рынка качественной продукцией. Но до сих пор неизвестно, будут ли внесены какие-либо поправки в тот самый «сырой» апрельский закон.

Рыба "от губернатора"

К сентябрьской сессии поправки в закон «О рыбохозяйственной деятельности в Приморском крае», сформированные рабочей группой, получить заключения губернатора не успели и сегодня пребывают в состоянии ожидания. Параллельно с этим администрация края внесла на рассмотрение ПРХС, со своей стороны, проект «Положения о порядке распределения промышленных квот на вылов водных биологических ресурсов» со своими показателями распределения, сведенными в единый коэффициент. Примерно такой, по которому промышленные квоты уже делились в прошлом году.

В связи с этим возникают опасения: а не наложит ли губернатор вето на поправки, давая дорогу административному детищу?

«Рыбацкая среда» приглашает руководителей всех рыбодобывающих предприятий, и в частности пользователей прибрежных рыбопромысловых участков, принять участие в обсуждении закона «О рыбохозяйственной деятельности в Приморском крае», а также подготовленных депутатами краевого законодательного собрания поправок. Сегодня мы публикуем ряд мнений на этот счет и готовы продолжить открытый разговор на страницах нашего спецвыпуска: ваши замечания, предложения и дополнения мы направим в адрес рабочей группы.

Точка зрения
Николай КУТЕНКИХ, Надежда БРАЖИНА, "Владивосток"

Отсутствие государственного закона о рыбохозяйственной деятельности на территории России сказывается негативно на отрасли в целом, на взаимоотношениях между двумя ветвями власти и хозяйствующими субъектами, на жителях прибрежных районов. В этом уверен руководитель Находкинской базы активного морского рыболовства Анатолий Колесниченко.

Поскольку неуязвимых и детально выверенных документов не бывает, то после принятия федерального закона не исключено, что он вступит в противоречие с региональным. Приморский закон также неидеален. Рыбаки крупнейшего предприятия Находки в свое время подготовили свои замечания и рекомендации, отправили их в администрацию и законодательное собрание края.

***

В России всего три субъекта Федерации, которые имеют собственные законы о рыбохозяйственной деятельности. В этом коротком списке наравне с Сахалином и Калининградской областью стоит и Приморье. В нескольких краях и областях имеются проекты. Федеральный закон до сих пор не существует. Хотя никто не отрицает, что он нужен государству. Закон о рыболовстве и сохранении морских биоресурсов обсуждается на протяжении семи лет. Уже готовые материалы не проходили последних стадий согласования на уровне администрации президента или Федерального собрания. Последний раз на него наложил вето президент РФ в августе прошлого года, тогда набралось до 11 листов поправок. Хорош или плох закон - это уже другой вопрос. Пока его просто нет в природе. Вместо него используются всевозможные нормативы, акты, ГОСТы и т.д. Поэтому приморские рыбаки с апреля нынешнего года ориентируются на местный законодательный документ.

Свое мнение о нем по просьбе «В» высказал заместитель руководителя департамента рыбного хозяйства приморской администрации Георгий Мартынов:

- Нынешний закон разрабатывали совместно депутаты законодательного собрания, специалисты департамента рыбного хозяйства администрации края, представители промысловых и перерабатывающих компаний. Причем участие было неформальным, но самым активным. В общем и целом он устраивает рыбаков. Однако жизнь не стоит на месте, происходят различные изменения, поэтому уже сейчас имеются предложения по внесению некоторых поправок. Их инициаторами стали несколько депутатов ЗС. Высказанные предложения в настоящее время рассматриваются на нескольких уровнях. Поправки касаются выделения рыбопромысловых участков и рыбных квот. Оно производится на основании положения о наделении квотами пользователей водных биологических ресурсов. Нынешний закон позволяет регулировать рыбохозяйственную деятельность предприятий и организаций в Приморье, в том числе и распределять квоты. В основу распределения положена государственная эффективность. То есть насколько предприятие способно заплатить налоги в бюджеты с каждой добытой тонны продукции. Из двух предприятий – разваленного и развивающегося – естественно, промышленные квоты получит дееспособное, дающее налоги, рабочие места, выпускающее конкурентоспособную продукцию. Естественно, эта структура должна иметь лицензию, суда и все остальное.

И никто сейчас не сможет обвинить власть в субъективизме. Любое решение по закону обязательно для исполнения.

***

Закону «О рыбохозяйственной деятельности в Приморском крае» в эти дни исполняется полгода. Председатель правления рыболовецкого колхоза «Восток-1», кандидат биологических наук, депутат законодательного собрания Приморья Александр Передня как никто другой знает и понимает проблематику вопроса. Поэтому на очередном заседании ЗС репортер «В» встретился с руководителем крупного предприятия и попросил его прокомментировать действие закона.

- Задача депутатского корпуса подготовить такой документ, в котором бы проговаривался механизм деятельности рыбопромышленных предприятий края. В нынешнем законе пришлось отдельными положениями решать задачи Гражданского и Таможенного кодексов, о континентальном шельфе и природопользовании. Это потому, что у рыбаков (в отличие от нефтяников, лесопользователей, горняков да и тех же селян) нет основополагающей базы. Поэтому требуется прописать механизм распределения водных биологических ресурсов. Не надо конкретных цифр: этому дали столько тонн, а этому столько килограммов. Закон предлагает саму систему, по которой исполнительная власть могла бы плодотворно работать. И обеспечить прозрачность действий административных органов.

Видимо, уже в следующем году закон о рыболовстве будет принят на федеральном уровне. Президент России после визита на Дальний Восток включил этот вопрос для первоочередных мероприятий правительства. Принятие федерального закона повлечет необходимость приведения в соответствие с ним и закона края.

***

Владимир Николаев, член совета директоров ТУРНИФа, депутат законодательного собрания Приморского края:

- Закон «О рыбохозяйственной деятельности в Приморском крае» не оговаривает, каким образом должны распределяться квоты промышленного лова, выделенные для края. Я считаю, что при этом должны учитываться несколько критериев. Во-первых, традиционность специализации предприятия именно на вылове рыбы и других водных ресурсов. Во-вторых, наличие рыбодобывающего флота и мощность этого флота, ведь нелогичным было бы наделить квотами предприятие, не имеющее своих судов. Нельзя не учитывать также, какое социально-экономическое значение имеет предприятие в своем населенном пункте, какие налоговые отчисления делает в бюджет, в том числе федеральный, какую зарплату платит оно своим работникам, занимается ли развитием перерабатывающей базы на берегу. И, конечно, необходимо, чтобы предприятие имело приморскую «прописку», а не было «пришлым».

Мои предложения поддержали другие депутаты. При комитете по продовольственной политике и продовольствию создана депутатская рабочая группа, которая занимается проработкой этого вопроса. Часть наших предложений поддержана и в целом комитетом. Но на заседании рабочей группы нам еще предстоит вернуться к этой теме, чтобы потом уже выйти с инициативой о внесении дополнений в закон на законодательное собрание.

Дело в том, что часть депутатов, а также администрация края считают: критерии распределения квот должны быть оговорены не в законе, а в краевом положении о рыбохозяйственной деятельности. Я готов с этим согласиться, но лишь частично – основные положения все-таки должны войти в закон. Что касается положения о рыбохозяйственной деятельности, то к подготовке и принятию этого документа тоже необходимо подойти очень серьезно. Есть старое положение, оно сейчас «реанимируется», в него требуется внести изменения и поправки, и от этого депутатам нельзя оставаться в стороне. Утверждать обновленное положение будет Приморский рыбохозяйственный совет.

Автор: Анна ТЕРЕХОВА, специально для "В"