Порт, которому век

Еще город не был назван Владивостоком, еще не было пристани, к которой бы причалил транспорт “Манчжур”, еще шумели вековые деревья на склонах пустынных сопок, а в окрестностях тигриные тропы не пересекались с дорогами людей, но уже тогда, в июне 1859 года, пророческими оказались слова графа Николая Муравьева-Амурского: “Великолепный порт! Отсюда и владеть Востоком!”. Произнося эти слова на борту корвета “Америка”, обходившего южное побережье Уссурийского края России с изыскательскими целями, генерал-губернатор Восточной Сибири определил будущее Владивостока и его главных ворот - морского порта.

23 апр. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №124 от 23 апр. 1997

Еще город не был назван Владивостоком, еще не было пристани, к которой бы причалил транспорт “Манчжур”, еще шумели вековые деревья на склонах пустынных сопок, а в окрестностях тигриные тропы не пересекались с дорогами людей, но уже тогда, в июне 1859 года, пророческими оказались слова графа Николая Муравьева-Амурского: “Великолепный порт! Отсюда и владеть Востоком!”. Произнося эти слова на борту корвета “Америка”, обходившего южное побережье Уссурийского края России с изыскательскими целями, генерал-губернатор Восточной Сибири определил будущее Владивостока и его главных ворот - морского порта.

Спустя 5 месяцев им был подписан приказ об основании Владивостока - военного поста на Великом океане. Первая пристань расположилась на месте нынешнего морского вокзала местных прибрежных сообщений, к ней приходили корветы и транспорты сибирской флотилии, доставлявшие грузы для вновь основанного поста. Через 3 года Владивосток стал называться портом, но до официального начала строительства коммерческого порта было еще далеко...

Спорили военные моряки и гражданские железнодорожники, морское министерство и органы печати, общественные деятели и высочайшие особы России: стоит ли размещать военный и коммерческий порты в одной бухте? Жизнь, однако, распоряжалась по-своему, и в бухту Золотой Рог попеременно заходили как военные, так и торговые суда. Местные судовладельцы на своих пароходах выполняли пассажирские и грузовые перевозки из Николаевска-на-Амуре, Корсакова, портов Японии и Китая. К пристани швартовались суда иностранного флота из Англии, Германии, Норвегии. 10-тысячное к тому времени население Владивостока нуждалось во множестве хозяйственных и строительных материалов, доставка в город которых возможна была только морским путем.

С началом строительства восточного участка Уссурийской железной дороги в 1891 году вновь встает вопрос о строительстве коммерческого порта. Была создана высочайше учрежденная комиссия, которую возглавил генерал-лейтенант Н. Петров. После изучения дел на месте комиссия высказалась за существование в одной бухте военного и гражданского порта. Наконец 10 мая 1896 года император Николай II утверждает Положение о строительстве порта, в котором говорилось: “Коммерческий порт строить в бухте Золотой Рог... к югу, к мысу Эгершельд”.

10 октября (27 сентября по старому стилю) 1897 года были заложены первые двухтысячепудовые массивы в причалы будущего порта, что дает основание считать этот день днем его рождения. С тех пор его история неразрывно связана с историей России. Русско-японская, гражданская и Великая Отечественная войны накладывали фронтовой отпечаток на работу порта. В послевоенные годы он развивался по планам текущих пятилеток, неуклонно наращивая грузооборот, развиваясь как в плане строительства новых причалов, объектов и сооружений, так и социальном, организационном плане. Спустя столетие в порту насчитывается 17 причалов с общей протяженностью линии в 4,5 километра.

Долгое время порт был закрыт для захода иностранных судов, что объяснялось тогдашней военно-политической доктриной государства. С 1991 года порт вновь открыт, что позволило значительно расширить контакты с зарубежными перевозчиками грузов. Сегодня торговыми партнерами порта являются около двух десятков стран. Наибольшее количество экспортных грузов направляется в Китай, Южную Корею и Японию. В импортном потоке преобладают грузы из Южной Кореи, США и Японии. Порт перерабатывает и каботажные грузы, обеспечивая грузопоток на Чукотку, в Арктику, на Сахалин и Камчатку. В целом за год порт перерабатывает около 4 миллионов тонн грузов, среди которых наибольший удельный вес занимают металлы, контейнеры, лес, а также генеральные и навалочные грузы.

В порту имеется более 300 единиц перегрузочной техники: портальные краны грузоподъемностью от 5 до 32 тонн, авто- и электропогрузчики, автокраны и другие механизмы. Площадь портовых крытых складов - 54100 кв. м, открытых - 71700 кв. м.

Значительная часть грузов поступает в порт или убывает из него по железной дороге. Общая протяженность

ж/д путей на территории порта - 20 км. Удобное географическое положение способствует экономии средств на перевозку грузов. В среднем железнодорожный тариф дешевле на 1-1,5 доллара США на 1 тонну груза по сравнению с таковым до близлежащих портов.

Весь производственный процесс порта обеспечивает 5-тысячный коллектив. В 1992 году в результате приватизации государственного многофункционального предприятия было организовано открытое акционерное общество “Владивостокский морской торговый порт”.

Экономические реалии того времени продиктовали также необходимость совершенствования управления производством. Почти одновременно с акционированием порт постепенно, оставив в своих руках стратегическое руководство, стал преобразовывать свои бывшие структурные подразделения в самостоятельные предприятия путем передачи им в аренду основных производственных фондов, собственником которых и по сей день остается акционерное общество “ВМТП”. Так родилось несколько стивидорных компаний, самостоятельными стали портовые мастерские и гараж внутрипортового транспорта, а также многие подразделения порта.

Для решения общих проблем вышеназванные предприятия объединились в ассоциацию с одноименным с портом названием - ассоциацию “Владивостокский морской торговый порт”. Сегодня в нее входят 46 предприятий, которые занимаются как основной и вспомогательной портовой деятельностью, так и неспецифичными видами деятельности, например агентированием иностранных судов, пошивом спецодежды, пенсионным страхованием. Новая структура предприятия максимально приближается к международным стандартам ведения портового бизнеса.

В собственности АО “ВМТП” находятся все здания и сооружения в порту, техника и автопарк, суда местных и пассажирских перевозок, ему принадлежат 2 морских вокзала, недавно построен комфортабельный отель “Гавань”, строится собственное жилье, имеется загородная база отдыха для детей и взрослых, порт содержит футбольную команду “Портовик”, которая является чемпионом Приморского края.

Устойчивое финансовое положение АО “ВМТП” позволяет не только содержать и поддерживать имеющееся хозяйство, но и выделять средства на развитие производства, а также финансировать проекты будущего. Так, например, только за последние 2 года были приобретены 2 мощных буксира стоимостью 5 миллионов долларов, несколько единиц новой техники, закуплено и установлено оборудование для локальной компьютерной сети, порт подключился к мировой компьютерной сети “Интернет”, реконструирован старейший, 9-й причал порта. Предвидя сложности в энергетическом обеспечении предприятий Приморского края, весной 1996 года порт закупил автономную дизель-электростанцию, закрывшую потребности портовских компаний в электроэнергии.

Для увеличения производственной мощности в порту предусматривается расширение площадей контейнерного терминала, реконструкция еще двух причалов с целью увеличения глубин у них и расширения складских помещений на их территории, прокладка дополнительной ж/д ветки, реконструкция существующей нефтебазы с целью приема судов танкерного флота.

Владивостокский порт - инициатор двух крупных проектов, в создании которых он выступил в качестве учредителя - это “Владивостокский индустриальный порт” и “Южный Приморский Терминал”. “Владинпорт” предусматривает строительство нового порта по соседству с ныне действующим, а “ЮПТ” - это припортовая накопительная грузовая станция на стыке железной дороги, автомобильных, авиа- и морских путей.

В 1995 году порт Владивосток был принят в члены Международной ассоциации портов и гаваней, что значительно повысило его рейтинг среди портов России. Порт Владивосток знают как побратима портов Такома (США), Ниигата, Фусики-Тояма (Япония), Далянь (Китай). С каждым портом-побратимом существует программа дружеских отношений, обменов визитами, в том числе и детскими делегациями, проведения фестивалей городов-побратимов. Все это выполняется на практике, всемерно способствуя укреплению дружбы портами Тихоокеанского побережья, а также зарождению новых грузопотоков.

Стабильность и надежность - две основополагающие характеристики торгового порта - привлекают в порт наиболее квалифицированных работников. В порту отсутствует текучесть кадров и нет свободного приема на работу, за исключением вновь создаваемых рабочих мест. Престижность работы в порту определяется достаточно высокой заработной платой, широким спектром социальных гарантий, уверенностью в завтрашнем дне. В порту активно работает совет ветеранов, объединяющий более тысячи бывших работников порта. Порт учредил специальные пенсии для участников Великой Отечественной войны и регулярно их выплачивает фронтовикам. Уходящим на пенсию выплачивается единовременное пособие в размере минимального размера оплаты труда за каждый отработанный в порту год. В преддверии столетия порта разработаны и утверждены именные знаки награждения: “Почетный работник порта”, “Ветеран порта” и почетная грамота. Вручение их предполагает и солидное вознаграждение.

Моральные стимулы, равно как и материальные, способствуют закреплению кадров, воспитывают в портовиках чувство сопричастности, уважения и патриотизма в отношении родного предприятия.

Общие направления развития акционерного общества определяет наблюдательный совет ОАО, избираемый общим собранием акционеров. Большинство голосов в нем принадлежит работникам порта, представителем государства с 20 проц. акций является начальник морской администрации порта Владивосток, в совете представлены также 2 иностранные инвестиционные компании. Управляет текущим производственным процессом консультативный совет акционерного общества, подотчетный наблюдательному совету ОАО “ВМТП”.

К 100-летию порта организуется широкая программа празднования. Торжественное собрание во Дворце культуры моряков, праздничный вечер на борту пассажирского лайнера, фейерверк, день открытых дверей в управлении порта для горожан и школьников подшефной школы № 6, издание книги “Восточные ворота России” об истории порта, съемка видеофильма, рекламная кампания в средствах массовой информации, проведение спартакиады портовиков, приглашение на праздник партнеров порта, делегаций коллег из морских портов России и городов-побратимов - вот неполный перечень праздничных мероприятий.

Порт является основой города - именно от берегов бухты Золотой Рог, на которой и расположен порт, началось строительство города на Тихом океане. Сегодня Владивосток разросся далеко в глубь полуострова Муравьева-Амурского, но по-прежнему центром города является порт как ворота не только в Приморье, но и в Россию.

Автор: Татьяна АРТЕМОВА, директор по связям с общественностью ОАО “ВМТП”