«Фонит» все судно

Одно из самых тяжелых наследий “холодной войны” - выведенные из эксплуатации суда атомного технологического обслуживания (АТО) – плавучие технические базы и специальные танкеры, которые в пору расцвета атомного флота обеспечивали выгрузку и перевозку отработавшего ядерного топлива и жидких радиоактивных отходов. Проблема до последнего загонялась внутрь. Разговор на конференции показал, что необходимость утилизации этих судов, представляющих серьезную радиационную и экологическую опасность для региона, выходит сегодня на одно из первых мест.

24 сент. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1237 от 24 сент. 2002

Одно из самых тяжелых наследий “холодной войны” - выведенные из эксплуатации суда атомного технологического обслуживания (АТО) – плавучие технические базы и специальные танкеры, которые в пору расцвета атомного флота обеспечивали выгрузку и перевозку отработавшего ядерного топлива и жидких радиоактивных отходов. Проблема до последнего загонялась внутрь. Разговор на конференции показал, что необходимость утилизации этих судов, представляющих серьезную радиационную и экологическую опасность для региона, выходит сегодня на одно из первых мест.

Вспомните шум вокруг танкеров ТНТ-5 и ТНТ-27, заполненных ЖРО и загрязняющих побережье Японского моря. Именно тогда правительство Японии решило помочь нам с переработкой жидких радиоактивных отходов. На слуху также прошлогодние события, связанные с выгрузкой аварийного отработавшего топлива с плавмастерской ПМ-80 в акватории Дуная.

Речь как раз о тех самых судах атомного технологического обслуживания, которые во избежание радиационных ЧП необходимо утилизировать. Правда, говорят, что ТНТ-5 уже затоплен, но и без него семь отработавших свое плавучих баз и танкеров в Дальневосточном регионе подлежат разделке. Однако проведение таких работ связано с еще большими сложностями, чем утилизация неаварийных субмарин. Если в лодке источник облучения заключен в одном реакторном отсеке, то старые суденышки в целом представляют собой источник излучения (кроме разве что служебных и жилых помещений). Поэтому для персонала вся плавмастерская или весь танкер станет зоной строгого режима, а количество образующихся твердых радиоактивных отходов будет сопоставимо с весом самого судна. Большая сложность также в том, что в ТРО пойдут не только корпуса, но и арматура, трубопроводы, другое оборудование, имеющее большие габариты, полости и поэтому трудно поддающееся дезактивации. Если такие суда просто разрезать, то придется строить огромные пункты для хранения твердых радиоактивных отходов. Назрела необходимость внедрения специальных технологий по дезактивации такого оборудования. О существующих разработках на этот счет рассказал директор завода “Звезда” Юрий Шульган.

С великим трудом из тяжелодоступных “сусеков” начиненных радиацией судов извлекается дефектное (поврежденное) ядерное топливо. Эта опасная работа – первый шаг на пути к их утилизации. И такие первые шаги уже сделаны. В 2001 году проведены работы по выгрузке сборок облученного топлива на ПМ-80 в Приморье. Сейчас завершается разработка проекта утилизации и конвертации этой плавмастерской, начало реализации проекта запланировано на следующий год. В августе завершена выгрузка облученного топлива из аварийных хранилищ на ПМ-32 на Камчатке. Из конфиденциальных источников стало известно, что несколько участников этой операции будут представлены к самой высокой награде – Герой России.