Уткнувшись носом в берег

Треть выведенных из состава флота атомных подводных лодок уже утилизирована. Но в отстое их находится еще немало. С учетом тех многоцелевых подлодок, которые будут “списаны” до конца нынешнего года, в Дальневосточном регионе 52 таких корабля. Три лодки из них “прописаны” в Совгавани, остальные – на Камчатке и в Приморье, в бухте Павловского. Больше половины подводных лодок остаются с невыгруженным отработавшим ядерным топливом.

24 сент. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1237 от 24 сент. 2002

Треть выведенных из состава флота атомных подводных лодок уже утилизирована. Но в отстое их находится еще немало. С учетом тех многоцелевых подлодок, которые будут “списаны” до конца нынешнего года, в Дальневосточном регионе 52 таких корабля. Три лодки из них “прописаны” в Совгавани, остальные – на Камчатке и в Приморье, в бухте Павловского. Больше половины подводных лодок остаются с невыгруженным отработавшим ядерным топливом.

Техническое состояние корпусов подлодок, находящихся на плаву в среднем по 30 лет, неудовлетворительное, балластные системы, призванные поддерживать их плавучесть, вышли из строя. 11 лодок лежат на мелководье во избежание их затопления, есть субмарины, которым не дают утонуть судоподъемные понтоны. На заводе “Звезда” создан уникальный комплекс по утилизации АПЛ. Но каким образом их транспортировать туда, если они готовы затонуть прямо у берега? Великой проблемой становится даже путь от Павловска до Большого Камня, не говоря про Камчатку. Уже есть пример, когда заказ на утилизацию стратегической подлодки по контракту с американской стороной “Звезда” вынуждена была разместить на гораздо более маломощном судоремонтном заводе на Камчатке. Хотя у той же “Звезды” есть и опыт доставки субмарины в плавучем доке из Совгавани в Большой Камень. Прямо в этом доке, без постановки корабля в эллинг, из реактора лодки было выгружено облученное топливо. Сейчас таких плавучих доков, выполняющих двойную задачу, в регионе уже нет. Представители завода “Звезда” считают, что необходимо строительство как минимум двух плавучих доков. Это предложение они вынесли на суд участников международной конференции.