Геннадий Лазарев: Наши выпускники преуспеют в жизни

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса – вуз молодой, в сентябре он отмечает свое 35-летие. В последние десять лет ВГУЭС очень быстро набирает очки. Еще не так давно здесь было три тысячи студентов, сейчас уже - 20 тысяч. И судя по тому, что на юбилейные дни намечена сдача нового учебного корпуса, мало того - университет строит театрально-концертный комплекс! – здесь и впредь собираются не сворачиваться, а расширяться и развиваться.

12 сент. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1231 от 12 сент. 2002

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса – вуз молодой, в сентябре он отмечает свое 35-летие. В последние десять лет ВГУЭС очень быстро набирает очки. Еще не так давно здесь было три тысячи студентов, сейчас уже - 20 тысяч. И судя по тому, что на юбилейные дни намечена сдача нового учебного корпуса, мало того - университет строит театрально-концертный комплекс! – здесь и впредь собираются не сворачиваться, а расширяться и развиваться.

ВГУЭС выходит за рамки

- Но ведь уменьшение числа студентов – процесс объективный, заметно обезлюдели детсады и школы, поэтому и за высшим образованием будет приходить все меньше молодежи, - с сомнением допытываюсь у ректора университета Геннадия Лазарева. – Не боитесь, что и в старых аудиториях заниматься станет некому?

- Если мы будем надеяться только на то, что сейчас имеем, то к нам потом точно никто не пойдет. Новый учебный корпус – для младшекурсников, он построен по проекту, изначально сориентированному на новые технологии обучения. С первого дня занятий у ребят будет возможность сесть за компьютеры, для этого новое здание оснащается тысячью машин.

- И теперь их в вузе будет...

… ... три тысячи, если считать только современные, проработавшие не более пяти лет.

- Какая учеба нынче без информационных технологий, это понятно. Но театр...

- Нас недавно навестил первый заместитель министра образования России Виктор Болотов. Он тоже удивился, говорит, что нигде больше не видел, чтобы вузы театры строили. Но для нашей внутриуниверситетской политики это естественно – создавать условия не только для учебы (для учебы – в первую очередь!), но и для того, чтобы самые активные и памятные пять студенческих лет прошли в комфортной обстановке. Мы не оригинальны, к этому стремятся во всем мире. Может ли считаться университет полноценным без налаженного питания? Нет. В наших кафе и поесть можно сытно, кстати, и недорого, и пообщаться, и время хорошо провести. Есть условия для занятий спортом, молодежный центр помогает реализоваться творческим личностям. Театр - это новый шаг вперед.

ВГУЭС вообще выходит за рамки классического вуза, сегодня его можно назвать университетским комплексом. У нас есть своя гимназия, свои лицейские классы, мы сформировали образовательный округ, в который входят учреждения начального и среднего профессионального образования. В университетском комплексе подразделения, занимающиеся наукой, производством, поддерживающие инфраструктуру университета. У нас есть свой большой торговый комплекс, строительные, производственные и туристические организации, даже завод, который возрождаем. И все это увязано в единое целое, одно направление поддерживает другое, одно другому помогает.

Две ступени – не дань моде

- ВГУЭС выходит и за другие рамки – национальные. Что для вас в мировом опыте самое существенное?

- Важно не молиться на мировой опыт, не воспринимать престижные университеты как какой-то символ, а строить у себя рыночную систему образования. Страна идет по пути рыночной экономики, а система подготовки кадров у нас по-прежнему остается плановой. Разве это не парадокс? Сейчас формируется мировое образовательное пространство, мировой рынок образовательных услуг, и мы в любом случае не можем оставаться от этого в стороне. Уже никого не удивляет, когда наши студенты получают приглашения учиться в иностранных вузах. Зачастую, чтобы привлечь молодежь из-за рубежа, те сбрасывают цены, демпингуют. Нашему государству тоже не по силам стопроцентное финансирование вузов, к тому же предпрятия и население у нас небогатые, и за счет них высшей школе не выжить. Вот почему экспорт образовательных услуг – это путь, который мы тоже ни в коем случае не должны сбрасывать со счетов. Но пока к нам иностранцы едут лишь в качестве исключения, даже ближайшие соседи – китайцы, и те без особого энтузиазма. И это не потому, что мы не доросли до каких-то высот. Главная подножка в том, что наша система подготовки специалистов с высшим образованием отличается от общемировой.

В мире она имеет два уровня: первый – это подготовка бакалавров, второй – магистров. До последнего времени бакалавры получали диплом через четыре года. Недавно 30 стран подписали Болонскую конвенцию, согласно которой этот срок снижается до трех лет. Потом степень магистра можно будет получить по первой своей специальности, можно – по совершенно другой, а может быть, этого и вовсе не потребуется. А главное, обучение по первой и второй ступеням отличается принципиально, как, например, в общеобразовательной и музыкальной школах. Наши же вузы если и пытаются сделать такую градацию, то чисто механически: отучись четыре года – станешь бакалавром, еще год на студенческой скамье – и ты магистр. Если же серьезно говорить о вхождении в мировое образовательное пространство, то надо первым делом узаконить две степени и перестроить учебу бакалавров и магистров.

- Государству такая реформа будет по карману?

- Оно окажется даже в выигрыше, поскольку подготовка бакалавров намного дешевле.

Сколько преподавателей нужно студенту

- Приходилось слышать, что ВГУЭС живет богаче, чем другие вузы. У вас плата за обучение выше?

- Нисколько! Доходы имеем не больше, чем другие, а вот распорядиться ими стараемся по-иному. Жизнь и самого себя не обманешь. Если на брюки необходимо (условно) два метра ткани, то из полутора ничего, кроме шорт, не получится. Точно так же наш бюджет: как его ни перекраивай, в итоге все равно имеешь одну и ту же сумму. Резервы, как заработать еще, практически исчерпаны, а жить хочется лучше. Где искать выход? Он один – надо пересмотреть расходы. Несколько лет мы у себя серьезно занимаемся внутриуниверситетской системой управления и почти на каждом шагу убеждаемся, насколько расточительна общепринятая практика. Мы при нашей бедности сорим деньгами так, как не могут позволить себе богатые!

Одним из существенных результатов в совершенствовании управления учебным процессом стал каталог образовательных программ. Все дисциплины, которые у нас преподаются, были систематизированы и оптимизированы. Итог красноречивый: составленный документ позволил нам сократить число читаемых курсов с двух с половиной тысяч до тысячи! И это – в рамках образовательных стандартов. Не потому, конечно, что мы их просто вычеркнули из расписания, нет. Но ведь иногда преподавателю приходилось читать лекции аудитории в пять-семь человек, одни и те же темы группы слушали в разное время. Зачем, если их можно объединить в один поток? Вроде бы красиво звучит, когда вуз начинает хвалиться, какое огромное количество у него кафедр, специальностей, дисциплин. Если перевести эти гигантские цифры на язык экономики, то это - самый верный путь к разорению.

В высшей школе есть такой показатель – штатный коэффициент (соотношение числа студентов и преподавателей). В российских вузах он составляет один к десяти (десять студентов на одного преподавателя), в американских – один к тридцати, а в корейских и японских – один к пятидесяти. Последние пришли к такому соотношению не за счет снижения качества, а за счет применения современных технологий обучения и управления учебным процессом. Представьте, насколько более затратна у нас система подготовки специалистов. При этом мы хотим выучить человека за 500 долларов годовой платы, а в той же Америке средней считается цена 10 тысяч долларов в год. Внутриуниверситетская реформа позволила нам перейти на штатный коэффициент один к шестнадцати.

Это, в свою очередь, дало возможность существенно увеличить зарплату преподавателям. Ведь когда они получают крохи, то у них, как правило, нет желания расти, повышать свой профессиональный уровень. Мы одни из первых стали доплачивать кандидатам, докторам наук, дополнительную сумму к зарплате имеют все, кто в работе использует английский язык.

- Не только для студентов, но и для преподавателей в вузе созданы условия для изучения английского. Они этим активно пользуются?

- Иначе останется закрытым путь для международных стажировок, ограничиваются возможности профессионального роста. Поездки за рубеж – это не просто экскурсия, они заставляют по-новому взглянуть и на жизнь в целом, и на свою работу. Своих денег на организацию таких поездок у нас нет, зато у преподавателей со знанием английского появляется возможность завоевать гранты. Таким образом 40-50 человек в год отправляются за рубеж. Но обучить преподавателя английскому – тоже денег стоит. Поэтому наш подход прост: учился за счет вуза, но программу не усвоил, будь добр, верни деньги. Бывает, что и такое условие приходится ставить.

- Оказывается, есть не только ленивые студенты, но и нерадивые преподаватели?

- Оправдание всегда находится: времени не хватило, настроение было не то. Но судить надо по результату. Точно так же оцениваем и в целом работу каждого члена нашего коллектива. Не надо рассказывать, сколько времени у тебя ушло на одно, на другое, ты реально покажи итог.

- Геннадий Иннокентьевич, вы как ректор с легким сердцем отпускаете своих выпускников в большую жизнь? Вы уверены, что большинство из них преуспеют в жизни?

- По большому счету, да. Мой оптимизм подтверждает конкретный анализ. По данным службы занятости мы видим: среди безработных наших выпускников практически нет. И это, несмотря на черный пиар, когда вдруг мелькнет объявление: «с дипломом ВГУЭС не обращаться». Мы обычно звоним по указанному телефону, и выясняется, что такой фирмы просто не существует. Сейчас, в сентябре, такие объявления не появятся, они могут всплыть в пору, когда выпускники школ начинают изучать рынок образовательных услуг, выбирают, куда поступать. Мы знаем заказчиков и убеждены, что такие методы они пускают в ход, когда в честной конкурентной борьбе просто проигрывают.

Наша цель - подготовить выпускника не только к конкретному месту работы, но и дать ему общую интеллектуальную базу. Жизнь есть жизнь, и если он не сможет трудоустроиться по специальности, указанной в дипломе, то он все равно будет востребован, пусть в других областях. Мы стараемся предусмотреть такие жизненные перипетии, «закалить» студента, чтобы он не спасовал перед трудностями, мог уверенно сориентироваться в рынке.

Автор: Интервью провела Надежда БРАЖИНА, «Владивосток»