От юнги до капитана
В 12 лет Слава Леснов поднялся по трапу на шхуну “Капитан Воронин”, принадлежащую “Дальзверотресту”. Шел 1940 год, и в экипажах многих судов работали мальчишки - юнги. Бойкий пацан не чурался никакой работы, был матросом, поваренком на подхвате у кока, грел воду для зверобоев, возвращавшихся в конце дня с богатыми трофеями моржового жира, мяса, шкур и клыков.
В 12 лет Слава Леснов поднялся по трапу на шхуну “Капитан Воронин”, принадлежащую “Дальзверотресту”. Шел 1940 год, и в экипажах многих судов работали мальчишки - юнги. Бойкий пацан не чурался никакой работы, был матросом, поваренком на подхвате у кока, грел воду для зверобоев, возвращавшихся в конце дня с богатыми трофеями моржового жира, мяса, шкур и клыков.
Детство Вячеслава прошло в городе Владивостоке на знаменитой Миллионке. Все свободное время он с мальчишками, такими же сорванцами, как и сам, проводил на море. Гурьбой бегали на Набережную, купались, загорали, ловили рыбу, и многие из них прямо из детства заступали на морскую вахту, чтобы помогать семьям.
Когда началась война, поредели экипажи судов. Часть моряков была мобилизована на военный флот, часть ушла на фронт. Трехсотый приказ наркома морского флота П. П. Ширшова открыл двери школ мореходного обучения. С 1943 года мальчишки, надев курсантскую форму, через два-три месяца, окончив ускоренную подготовку, вливались в штат Дальневосточного пароходства. Вячеслав Леснов после окончания мореходки получил назначение на пароход “Кубань” и на нем первым рейсом в должности кочегара оказался в порту Сан-Франциско. В Америке перешел на либертос “Баку”, полученный по ленд-лизу, и полтора года ходил на нем, в основном в Штаты, да еще успел один месяц отработать палубным учеником у легендарного капитана Анны Ивановны Щетининой на “Жане Жоресе”, а в 1945-м получил назначение на пароход “Ванцетти”. Так началась одиссея юнги, поднявшегося впоследствии в своей карьере на капитанский мостик. Но это будет потом, когда отгремят залпы победы, пройдет пять лет срочной службы на ТОФ, где, не теряя времени даром, Вячеслав окончит десятилетку, да еще там же художественную студию, и после учебы на курсах штурманов маломерных судов при ДВ пароходстве и окончания Дальрыбвтуза с дипломом капитана он отработает на море десятки лет. Вся же его морская вахта будет длиться почти полвека.
А пока идет война, Вячеслав исправно несет трудовую вахту. Он и матрос, и кочегар, и электрик, и, как все юнги, второй номер на эрликоне - двадцатимиллиметровой автоматической пушке. С мальчишеским задором радовался, когда удавалось во время учений выпустить очередь трассирующими, таинственно светящимися снарядами. В июле 45-го в Николаевске пароход “Ванцетти” принял на борт танки, солдат и спустился по Амуру в Татарский пролив. Здесь 9 августа получили известие о начале войны с Японией и пошли в Отомари. Под обстрелом японской артиллерии и авиационным налетом выгрузили танки, солдат и продолжили рейс на Итуруп. При входе в бухту Касатку, известную тем, что именно отсюда японцы в декабре 1941 года “стартовали” на Перл-Харбор, наблюдатели увидели, что в сторону “Ванцетти” были направлены расчехленные стволы орудий, спрятавшихся в нишах скал. Несколько часов, пока судно, имевшее на борту сорок танков и полторы тысячи солдат, двигалось к причалу, пушки неприятеля “вели” его и теплоход “Пионер” с десантом, легендарными “катюшами” и 45-миллиметровыми пушками на борту.
А утром над всеми фортами самураев развевались огромные белые флаги и спрятанные под чехлы орудийные стволы уже не представляли опасности.
Выгрузив вооружение и десантников, приняли на борт военнопленных. 3101 солдат и 100 офицеров заняли трюмы, твиндеки и угольный бункер, а в каюте лоцмана был помещен плененный генерал Танака. Это был последний рейс парохода “Ванцетти” из Великой Отечественной войны, едва не окончившийся бедой. Самураи подняли бунт, когда проходили пролив Лаперуза. Экипаж судна был вооружен. Всем морякам выдали автоматы ППШ, а у сотни солдат, сопровождавших пленных, было установлено восемь пулеметов Дегтярева, и у каждого было личное стрелковое оружие. Но что 140 человек против разъяренной толпы? Когда японцы, сломав переборки, полезли сплошной массой на палубу, капитан Рудой решил дать команду открыть огонь, и только вмешательство генерала Танаки, узнавшего о решении капитана, спасло жизни пленников.
- Еще одним рейсом доставили 3000 военнопленных в Ванино, - неторопливо, вспоминая подробности тех дней, - рассказывает Вячеслав Васильевич, - а потом пошли в корейский порт Сейсин за нашими солдатами, и в мае 1947 года я простился с Дальневосточным пароходством.
Мы разговариваем в квартире ветерана на Пограничной. На стенах портреты родных ему людей - матери, отца, братьев - морских капитанов - Михаила и Василия, любимой женщины. Но больше всего в дорогом его сердцу занятии живописью, с которым не расставался никогда, он отдавал предпочтение морю. Бурному и спокойному, безбрежному и окаймленному скалистыми и живописными берегами...
После службы в армии Вячеслав Васильевич ходил в моря на краболове “Коряк” вторым помощником у капитана Николая Платоновича Манжолина. В “Камчатрыбпроме” он встал на капитанский мостик и закончил морскую вахту в 1988 году по состоянию здоровья.
Ушли в историю героические подвиги моряков. В 1985 году юнга “огненных рейсов” Симон Калистратович Чистяков организовал в Находке совет юнг, в котором числились 58 человек. Они вели патриотическую работу среди молодежи и школьников, вспоминали свое детство, опаленное войной, и мечта теперешнего председателя совета юнг Вячеслава Васильевича Леснова установить стелу в память о детях, смело вставших на военную вахту в грозные годы войны как дань уважения и признательности их подвигу. Он и место выбрал для нее в одном из многолюдных уголков Находки.
Сейчас в списке совета юнг остались восемь человек, и стоит назвать их всех поименно: ВЛАДИМИР УЛЬЯНОВИЧ БЛИЗНЮК, ВАСИЛИЙ МИТРОФАНОВИЧ ВОЛИК, НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ КОНОНЕНКО, ПЕТР ПЕТРОВИЧ КОРОБКИН, ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ КЛИМОВ, ВЯЧЕСЛАВ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛЕСНОВ, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ МИХАЙЛОВ, ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ МОВИЛЬЯН; недавно разыскали еще двоих - ИВАНА АЛЕКСАНДРОВИЧА КЛЮТКОВА и ФЕДОРА СЕМЕНОВИЧА НАЙДЕНОВА. Все они, как отметил Валентин Пикуль, “вписали свою страницу в историю Великой Отечественной войны”.
Автор: Валентина ВИЛЬЧЕК, специально для «В»