Взрослые уроки для пацанов
Недавно команда Уссурийского суворовского училища представляла дальневосточников на общероссийских соревнованиях среди подобных учебных заведений по военно-прикладным видам спорта. С собой она привезла первое место по знанию уставов, второе по стрельбе, третье по плаванию. Кое в чем уссурийцы явно провалились, но впервые заняли пятое место среди 16 команд. А 2 сентября у суворовцев, как и во всех среднеобразовательных школах, начался учебный год.
Недавно команда Уссурийского суворовского училища представляла дальневосточников на общероссийских соревнованиях среди подобных учебных заведений по военно-прикладным видам спорта. С собой она привезла первое место по знанию уставов, второе по стрельбе, третье по плаванию. Кое в чем уссурийцы явно провалились, но впервые заняли пятое место среди 16 команд. А 2 сентября у суворовцев, как и во всех среднеобразовательных школах, начался учебный год.
Впрочем, любое сравнение суворовского училища с обычной школой без натяжек не обойдется. Пожалуй, лишь возраст и школьная программа их объединяют, в остальном это совершенно разные образовательные учреждения. Вместо линейки здесь плац и ровные пятнистые колонны воспитанников. Суворовское училище - это мощное “шестисотголосое” “Здравия желаем…” командирам и столь же мощное троекратное “ура” в ответ на поздравления и торжественное прохождение маршем мимо трибун, где застыли их командиры и гражданские преподаватели.
Это, конечно же, дисциплина и та особая армейская атмосфера, в которую окунаешься сразу же после пересечения КПП. Строго спланированная территория училища с двухэтажными казармами, в которых второй этаж отведен под учебные классы, и с непривычно чистыми тротуарами и газонами. Здесь живут и учатся более шестисот пацанов от 14 до 17 лет, у которых не расписание уроков, а строгий распорядок дня с подъемами и отбоем и служба с общеармейскими нарядами. Еще офицеры, преподаватели, взвод контрактников.
- Ну что вы, у нас не армия, - улыбается прапорщик, помощник воспитателя-офицера (по сути командира роты) Тамара Саакян, - обычный военный детский сад.
223 мальчишки впервые в этом году надели форму суворовца. Это максимум, и даже больше, чем руководство может принять, хотя желающих поступить было куда больше.
- С ежегодным набором у нас проблем нет, - рассказывает начальник училища, генерал-майор Александр Миненко. – Проблема с качеством. Вы, может, удивитесь, но общеобразовательные оценки, экзамены для нас не главное, не они определяют окончательное решение комиссии. Профотбор, который мы проводим на основе тестов, - вот где проходит основной отсев поступающих. Понимаете, общеобразовательные знания, уверен, мы здесь мальчишкам дадим. Причем такого уровня, который позволит им поступать в самые престижные гражданские вузы. А вот если ребенок психологически не готов к службе в армии, то здесь мы практически ничего не можем поделать. Если у него есть какая-то червоточинка, которую здесь он может зажать в себе, то во взрослой жизни, в экстремальной ситуации, которых у военных сегодня в избытке, она обязательно проявится, и тогда беды не оберешься.
Кстати, Александр Тимофеевич – вполне боевой офицер. Службу начинал безусым лейтенантом, командиром взвода, а закончил командиром дивизии в Западной группе войск, конкретнее – в Германии. Впрочем, не закончил, ведь здесь, в суворовском училище, у него должность едва ли не ответственнее, а служба вряд ли легче. И за всем им сказанным стоят не книжные знания, а собственный опыт.
Но удивили даже не критерии отбора, а то, откуда ребята приезжают поступать. Конечно, основной костяк суворовцев составляют приморцы и хабаровчане, но, к примеру, в этом году в училище поступили читинцы (из 18 человек лишь 12), сибиряки и даже из Вологды. И при этом в России насчитывается восемь суворовских училищ, семь приравненных к ним кадетских и одно нахимовское. На этот счет здесь не удивляются и любят шутить: мол, уже давно Москва для москвичей, а мы, то есть уссурийцы, для всей России.
…...До обеда мы ходили по территории училища. С удовольствием смотрели на крепких, загорелых второкурсников, с которыми офицеры проводили физподготовку – не путать с вялотекущими в обычных школах уроками физкультуры. Заходили в спальные помещения с ровными одноярусными и аккуратно заправленными койками, где несли службу дневальные. Нас пускали в классы, где шли обычные для школы уроки и где учитель, а это в своем большинстве женщины, по-настоящему царь и бог. Посмеялись в столовой, где наряд суворовцев очень весело и как-то с энтузиазмом мыл посуду после завтрака, чистил-драил помещение. А уходили с одной мыслью: вот этим мальчишкам просто повезло. Они рано начинают взрослую жизнь, и у них просто нет времени на подростковые болезни века.
...…А на переменах местный “чепок”, по-гражданскому буфет, или чайная, наполняется гомонящей ватагой пацанов в униформе. Покупают сладкое. И правильно, пацаны они и есть пацаны.
Автор: Иван МИХАЙЛОВ, Вячеслав Воякин (фото), «Владивосток»