Рудный бизнес
Самый тяжелый период в своей истории пережил во второй половине 90-х годов Приморский горно-обогатительный комбинат. Теперь он на подъеме, хотя проблем здесь выше крыши. О том, как сегодня живет и работает уникальное предприятие, разговор с генеральным директором Владимиром Шагойко:
Самый тяжелый период в своей истории пережил во второй половине 90-х годов Приморский горно-обогатительный комбинат. Теперь он на подъеме, хотя проблем здесь выше крыши. О том, как сегодня живет и работает уникальное предприятие, разговор с генеральным директором Владимиром Шагойко:
- Попыток выйти из кризиса и запустить производство в тот период предпринималось множество. Однако взять кредит у банков и зарубежных партнеров по разным причинам не удалось. Тем не менее бывшему руководителю удалось-таки убедить министерства экономического развития, цветной металлургии в выделении комбинату товарного кредита в виде выпущенного нами концентрата и хранящегося в госрезерве. Был соответствующий указ президента России, нам удалось реализовать продукцию, и в ноябре 1997 года пошли деньги за нее. Кстати, с этого периода я нахожусь в нынешней должности, так что мне пришлось непосредственно заниматься реализацией этой программы. Нам не верили, многие работники уволились. Но тот, кто остался, в феврале 1998 года уже запускал комбинат в работу. Одновременно создали дочернюю горнорудную компанию «АИР». Численность, естественно, сократилась в 2,5 раза. Теперь-то трудовой коллектив понимает, что действия администрации в то время были самыми верными, и люди теперь верят руководству.
Справедливости ради скажем, что и последние годы были очень сложными. Даже минувшей зимой пришлось простоять месяц из-за очередного падения на мировом рынке цены на концентрат. Велись тяжелые переговоры с получателями нашей продукции. И они согласились покупать сырье не ниже нашей себестоимости, но выше тогдашних мировых расценок. Предприятие уже выплатило всю сумму долга за товарный кредит в 2 с лишним тысячи тонн: 900 тонн вернули государству концентратом, а 1154 тонны выкупили. Федеральный центр получил 93 миллиона рублей, что явилось многократной переплатой. Такие условия были у московских чиновников. Кроме того, реструктуризированы задолженности во все бюджеты и внебюджетные фонды. Перед местной казной долгов нет вовсе. Обе компании только в прошлом году суммарно выплатили налогов в 120 миллионов.
Восток сейчас работает на внутренний рынок и на экспорт. За рубеж по лицензии и другим разрешительным документам отправляем медный концентрат, содержащий драгоценные металлы. К сожалению, родное государство (в отличие от других стран) не заинтересовано в поддержании своих экспортеров. Пошлины таковы, что проще свернуть производство. Тот же Китай продвигает свою продукцию благодаря льготной таможенной политике и финансово поддерживает экспортеров в размере 14 процентов от объема (отправите товара на $ 100 миллионов - $ 14 миллионов получите дотации).
На последнем годовом собрании акционеров было отмечено, что оба предприятия завершили прошлый год с хорошей рентабельностью в 16 процентов.
Нынешним летом вновь осложнилось положение. Но по причине форс-мажорных обстоятельств у партнеров в Кабардино-Балкарии (наводнение и селевые потоки остановили перерабатывающий металлургический завод в Нальчике). Кроме основных покупателей вольфрамового концентрата на Северном Кавказе его приобретают у нас американская и японская компании. Медный концентрат берет зимой Среднеуральский завод, а летом его отправляют в Страну восходящего солнца, поскольку японцы дают на $60 больше за каждую тонну. Доля российских покупок крайне низка, хотя в последние годы и возрастает на 5-10 процентов. Это потому, что пока еще имеется огромный государственный резерв и периодически сырье выбрасывается на рынок. Из-за чего моментально падают цены.
На сегодняшний день на ГОКе (рудник и управление) и в «АИР» (обогатительная фабрика, транспортный, энергетический цеха, ВОХР, остальные службы) трудится около 700 человек. По финансовым и производственно-объемным показателям доминирует «АИР». План по добыче и переработке руды в период работы перевыполняется. Содержание руды в камне с 40 процентов сократилось до 1. И все равно работа выгодна. А главное – необходима государству, несмотря ни на что.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»