Морская ферма
Компания «Посьетская» добыла 20 тонн речной ракушки карбикула, полностью выбрав квоту. Бригада прибрежного лова предприятия занимается этим промыслом на реках Карасик и Гладкая. В прошлом году квота была больше – 30 тонн, на этот год ее, к сожалению, солидно уменьшили.
Компания «Посьетская» добыла 20 тонн речной ракушки карбикула, полностью выбрав квоту. Бригада прибрежного лова предприятия занимается этим промыслом на реках Карасик и Гладкая. В прошлом году квота была больше – 30 тонн, на этот год ее, к сожалению, солидно уменьшили.
Для многих приморцев название этой ракушки почти ни о чем не говорит, главное объяснение чему – консерватизм наших пищевых пристрастий. А для хозяйства в Посьете это один из важных объектов промысла, особенно на фоне мизерных квот на морскую рыбу. Камбалы, например, разрешили добыть одну тонну, столько же наваги, две тонны - корюшки. Хорошо еще, что дополнительно была выделена квота на восемь тонн красноперки. Но вообще-то такие мизерные объемы для целого предприятия – это смешно.
- Рыбаки себе на зарплату заработать не могут, - сетует исполнительный директор «Посьетской» Елена Зайцева. – Квоты на рыбу с каждым годом все меньше и меньше. Когда-то селедки много ловили, теперь ее почти нет. На нетрадиционные виды промысла тоже не всегда можем рассчитывать. На анадару и спизулу, например, квоты платные, а у нас на них денег нет.
Кроме этого многое зависит от спроса, от того, налажена ли переработка морепродуктов. Сейчас, например, не стало проблем со сбытом мидии, которую работники компании выращивают на своих морских огородах. Эта технология гораздо проще, чем по разведению гребешка или, тем более, трепанга. В качестве коллекторов, на которые оседают личинки мидий, используются канаты, с которых остается снять подросшие ракушки. Главное, чтобы прожорливые птицы не сделали это раньше.
Основной покупатель мидии – консервный завод в райцентре «Славянка-2000», который готовит отличные консервы «Мидия подкопченная в масле». Немного берет Славянский судоремонтный завод для своего кафе. Идет мидия также на приготовление лекарственных препаратов.
«Посьетская» поставляет в продажу и такой деликатесный продукт, как устрица. Ее тоже собирают с установок. Еще в бытность экспериментально-морской базы, существовавшей с 70-х годов в заливе Посьета, здесь начинали разрабатывать технологию выращивания устрицы. Но если опыты по мидии и гребешку были доведены до конца, то устрицей перестали заниматься после 1983 года, когда перед базой была поставлена задача переходить на промышленную добычу рыбы и морепродуктов. Стало не до выращивания устрицы, которую наши покупатели к тому же не очень-то и признавали. Однако устрица неплохо чувствует себя в садках вместе с гребешками, оседает на установках рядом с мидией. «Посьетская» в небольших объемах варит устрицу, фасует ее и продает. Договаривались о поставках только что добытого моллюска в респектабельные рестораны, но они предпочитают мороженую продукцию, зачастую привезенную из-за тридевять земель. Не готовы пока «в доску расшибиться», лишь бы предложить клиентам свежий натуральный продукт.
Мастер-биолог Владимир Регулев, встретивший нас в бухте Миноносок, где находятся морские участки компании, преподал нам уроки «французского» (французы – известные почитатели устрицы).
- Кусочек моллюска, обильно политый свежим лимонным соком, глотайте, не пережевывая. Тогда его вкус вы ощутите прямо в пищеводе, - приложил к себе ладонь Владимир Никитович. – Можно подать к устрице белое вино.
Но устрица – это для «Посьетской» что-то вроде хобби, а вот выращивание приморского гребешка – та самая работа, на которой во многом еще держится небольшой коллектив. Насколько она трудоемкая, мы убедились собственными глазами. В день нашего приезда как раз шла отсадка гребешка-годовичка на доращивание из коллекторов в садки. Рабочие вытаскивали на понтон-площадку туго набитый сеголетками (моллюсками сего лета) мешочек – коллектор, отбрасывали хищниц-звезд, другие сорные виды, помещали годовичков в садки, где им теперь уже гораздо просторнее. Потом понтон-площадка подплывала к следующим коллекторам. Всего отсадить предстоит ни много ни мало – миллион сеголеток.
- Всего гребешка в этом году мы вырастили полтора миллиона, - рассказывает Елена Зайцева. – 500 тысяч молоди купило одно из приморских предприятий, имеющее свой морской огород. Миллион оставили себе на доращивание, поэтому сейчас отсаживаем гребешок в садки. К сожалению, садков не хватает. Все сетеснастное оборудование очень дорогое, как будем выкручиваться, уж и не знаю. Сейчас у нас на подходе 20 тонн товарного гребешка, набравшего вес за три лета (с мая позапрошлого года). Но ему еще предстоит пройти экологическую экспертизу, нам надо доказать, что ему хватило этого времени, чтобы дорасти до полноценной товарной продукции (считается, что гребешку для этого надо прожить не менее трех лет). Ведь это только сельский фермер распоряжается выращенной продукцией как ему вздумается, а для морских фермеров существует масса всяческих запретов.
У рыбодобывающей компании «Посьетская» - богатый опыт в марикультуре, она имеет рыболовные традиции, но живется ей очень тяжело. Если раньше зимой коптили рыбу, работал кальмарный цех, то вот уже несколько лет, как вынуждены перейти на сезонную работу, только в теплое время. Но все равно ведь базу надо содержать и в холодные месяцы, сторожить ее, чтобы не разворовали. А это тоже расходы.
Давно уже в компании нет ни одного рыболовного судна, из четырех мотоботов на ходу только один. В коллективе прекрасно понимают, что собственными силами, без вложения инвестиций на ноги уже не встать. В прошлом году речь шла об организации совместного с корейцами предприятия, но из этого ничего не вышло. Теперь сотрудничество предлагает краскинский предприниматель Джамбулат Текиев.
- В первую очередь нам нужно подготовить базу к зиме, восстановить водоснабжение, электричество, сделать другие ремонтные работы, - строит планы Елена Григорьевна. – И коптилку надо срочно восстанавливать, чтобы можно было хоть что-то зарабатывать зимой. Да и для промышленной марикультуры у нас хорошие перспективы. Будет возможность купить новое сетеснастное оборудование – это уже рывок вперед. А если еще и судно для прибрежной рыбалки появится, то мы непременно поднимемся.
Автор: Надежда БРАЖИНА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"