Перец с дустом к мясу, или Покупатель имеет право!
Видимые плюсы нынешней торговли – изобилие на прилавках, возможность купить нужный товар на рыночке в двух шагах от дома (и подешевле, чем в магазине в центре) – в глазах покупателей перекрывают огромные минусы, о которых контролирующие инстанции говорят с горечью. О правах покупателей, о нерадивых продавцах и о многом другом говорили во время “Прямой линии” специалисты краевой госторгинспекции Наталья ДУБРОВА и Лика КУЗНЕЦОВА.
Видимые плюсы нынешней торговли – изобилие на прилавках, возможность купить нужный товар на рыночке в двух шагах от дома (и подешевле, чем в магазине в центре) – в глазах покупателей перекрывают огромные минусы, о которых контролирующие инстанции говорят с горечью. О правах покупателей, о нерадивых продавцах и о многом другом говорили во время “Прямой линии” специалисты краевой госторгинспекции Наталья ДУБРОВА и Лика КУЗНЕЦОВА.
- Алло, “Прямая линия”? Меня зовут Нина Петровна. Вот вы мне скажите, зачем вообще нужна ваша госторгинспекция? Чем вы занимаетесь?
Н. Д. - Мы осуществляем контроль за работой предприятий общественного питания и торговли, следим за выполнением правил торговли продавцами, за качеством товаров, за выполнением законов, регулирующих деятельность производителей и торговцев, иными словами – защищаем интересы и здоровье потребителя. Кроме того, во время проверки мы консультируем работников торговли. По итогам проверок составляем аналитические отчеты, которые уходят в Москву и на которые опираются при разработке нормативных документов.
- А какой прок от вашей деятельности? Вот вы проверили магазин, и что?
Л. К. - Мы составляем предписание об устранении найденных нарушений, налагаем штрафы (кстати, после принятия нового Административного кодекса они изрядно выросли и стали чувствительными для хозяев магазинов – до 40 тысяч рублей для юридических лиц и до 5 тысяч – для частников), затем проверяем выполнение предписания. Могу сказать, что приостанавливается реализация обнаруженной нами некачественной, с истекшим сроком годности продукции.
- Здравствуйте! Вот я в вашей газете прочитала, что если сыр или там печенье фасовали в магазине, то должны на специальном ярлычке указать день и время фасовки. А если такого ярлычка нет и я не уверена в свежести расфасованного сыра, я имею право потребовать, чтобы мне отрезали кусочек от головки?
Н. Д. – В законе написано: в случае предпродажного фасования и упаковки продавцом развесных товаров с коротким сроком годности их объем не должен превышать объема реализации в течение одного дня торговли. То есть товар скоропортящийся должен фасоваться на день продажи, и расфасованный вчера сыр сегодня продаваться не должен – под пленкой он моментально задыхается. И потому вы имеете право, если есть сомнения и нет маркировки на фасованном товаре, потребовать отрезать кусок от головки. И продавец обязан выполнить вашу просьбу.
- Ха! Обязан! Я вот вчера в киоске на Спортивной хотела купить 200 граммов карбоната, а продавец мне говорит: “Там всего 380 граммов, и резать я не буду; или берите весь кусок, или – гуд бай”. Так я и ушла.
Н. Д. – Продавец был абсолютно не прав. Вы зря ушли просто так. Нарушают ваши права – зовите администратора, хозяина магазина, в конце концов – пишите нам заявление или позвоните 26-86-66. Не покупатель для торговли, а торговля для него.
- Скажите, пожалуйста, имею я право потребовать у продавца сертификат соответствия на продукцию?
Л. К. – Конечно имеете. Сертификаты созданы для того, чтобы любой покупатель мог убедиться в безопасности товара. В сертификате соответствия должны быть указаны наименование товара, название органа, выдавшего документ, ГОСТы, на основании которых проводились испытания товара, изготовитель (продавец) продукции и другая информация… Вы только обращайте внимание на дату выдачи товара, размер партии, а то во многих местах продавцы хранят один сертификат на все случаи жизни. Как получили его с первой партией товара, так с тех пор всем и показывают. А обязаны иметь сертификат на каждую партию или серийное производство.
- “Прямая линия”? Как правильно должны отпускать хлеб? Разве можно его руками брать? Он должен быть в упаковке, да? И можно ли ставить хлебный прилавок рядом с колбасным?
Н. Д. – По правилам хлеб, если вы покупаете в стационарном магазине, может отпускаться без упаковки, а если с лотков или автомашин, - то только в полиэтиленовых пакетах. А если рядом с хлебной витриной стоит холодильник с колбасой, то это вполне допустимо. Реализовать рядом с хлебом нельзя скоропортящиеся товары - те, которые должны еще пройти тепловую обработку, - свежую рыбу, мясо, овощи, молоко…
- Алло! Я вот на рынке на Спортивной видела свинину по 35 рублей за килограмм. Как вы думаете, почему она такая дешевая? Ее можно покупать?
Н. Д. – Мы уже устали говорить: не берите мясо там, где нет лаборатории: рискуете купить неизвестно что, сейчас в городе много немаркированного, контрабандного мяса из Китая. Так нам даже попалась партия, содержащая формальдегид, очень вредное для здоровья вещество. Как правило, на такое мясо у продавцов нет никаких документов. И вообще – сейчас лето, нельзя покупать мясо на неприспособленных прилавках, вся продукция должна быть в холодильнике. Где вы видели эту свинину?
- На Спортивной, ближе к мосту, за овощными рядами.
Н. Д. – На неделе мы туда наведаемся, посмотрим…
- Здрасьте! Есть у нас в городе идеальные магазины, где нет никаких нарушений? Или везде одно и то же?
Н. Д. – Как правило, нарушений больше всего на рынках, а меньше всего – в больших магазинах, супермаркетах, дорожащих своей репутацией и своими клиентами (я имею в виду и продуктовые, и непродуктовые магазины). Там хозяева учат персонал, там есть товароведы, ведущие приемку товара по качеству, там заключаются договоры по гарантийному обслуживанию товара. У торговли ведь какая главная беда: непрофессионализм. Когда после наших проверок продавцы пишут объяснительные, знаете, какие основные слова стоят в графе “образование”? Педагогическое, медицинское, техническое… Считается, что торговать могут все и учиться тут нечему.
Л. К. – И никто не задумывается над тем, почему тот же бывший ДВИСТ тратит пять лет на подготовку квалифицированного торгового работника. Сегодня товар в магазин приходит – никто его приемкой по качеству не занимается. Посчитали, расписались – и все. А потом за голову хватаются, когда выясняется, что приняли некачественный. А между прочим, его можно было вернуть поставщику на стадии приемки и не брать на себя всю ответственность. Хорошие товароведы, следящие за качеством, сегодня работают в основном в больших магазинах.
- Но там же все дороже.
Н. Д. – Ну что поделаешь. Жизнь и здоровье дороже.
- Я человек небогатый и всю бытовую химию и косметику покупаю на рынках – в контейнерах. А подруга мне говорит, что там никак не соблюдаются условия хранения, и поэтому товар некачественный…
Л. К. – Сами посудите. Зимой в контейнере холодно. Летом – жарко и душно. Какие там условия хранения? Рынки – это просто кошмар госторгинспекции. В мелкорозничной сети вообще нельзя торговать парфюмерно-косметическими товарами. Когда мы проверяем рынки, то бракуем огромное количество товара в таких ларьках. Растекшаяся губная помада. Перемороженные шампуни с осадком. Мыло расслоившееся… Покупатель должен думать и сам себя не подставлять. Конечно, в магазине на пять-десять рублей дороже. Но неужели ваши волосы стоят так дешево?
- Да, есть о чем задуматься.
- Алло! У нас кто-нибудь проверяет качество овощной продукции?
Н. Д. – Да, и мы, и СЭС, и карантинная служба.
- И что?
Н. Д. – Недавно наша инспекция проверяла оптовый овощной рынок в Уссурийске, взяли там четыре наименования товара на анализ. Итог таков: в дынях нитраты превышали допустимые нормы в 1,7 раза, а в перце сладком – ДДТ почти в 7 раз. Через этот рынок в день проходит 200 тонн овощной продукции – и практически вся она немаркированная, то есть не прошедшая никакой сертификации. Здесь поле еще не паханное.
- Я хочу купить осенние сапоги. Скажите, как у нас в городе обстоят дела с качеством обуви?
Л. К. – Из рук вон плохо дела обстоят. Покупать обувь на рынках нельзя – там ни примерить толком, ни вернуть потом товар, если он окажется бракованным, не получится. В магазинах и даже в шикарных бутиках попадается обувь без маркировки, китайского производства, выдаваемая за немецкую или отечественную.
- Добрый день. У меня такой вопрос: какая должна быть температура в магазине? У нас возле дома в магазинчике такая духота, ужас, а йогурты хранятся просто на витрине, не в холодильнике. Разве это правильно?
Н. Д. – Есть предусмотренные ГОСТом условия хранения товаров. Они должны соблюдаться для каждого товара в отдельности. Общих требований к температуре в магазине нет. В холодильнике должны храниться колбаса, сыр, мясо, рыба, пресервы, молоко и молочная продукция, масло. Что касается йогуртов, то обязательно в холодильнике должны храниться питьевые йогурты – например, те, что производит наш Владивостокский молокозавод. А вот “Фруттис”, например, содержит консерванты и потому может храниться при температуре до плюс 25 градусов. “Эрмигурт” - до плюс 20. Но по большому счету сегодня, в такую жару, все йогурты – с консервантами и без - следует хранить в холодильнике.
- Здравствуйте, я Александр. Вы проверяете мебельные магазины?
Л. К. – Мы проверяем большие торговые комплексы по торговле мебелью и стройтоварами. Нарушений там много. Главная беда – отсутствие приемки товара по качеству. Из проинспектированных 1400 образцов мебели (за полгода) 960 снято с реализации из-за различных нарушений нормативных документов. Например, мы сняли с продажи наборы корпусной мебели, стеклянные полки которых имели толщину пять миллиметров вместо положенных при такой длине шести миллиметров. То есть вы ставите на эти полочки посуду, а потом собираете осколки, потому что стекло не выдерживает нагрузки. Практически все эти стенки были отечественного производства. Также мы приостановили реализацию российских кухонных гарнитуров, в которых задние стенки выступали за края, мягкой мебели с наличием морщин на обивке, возникающих после снятия нагрузок и не исчезающих после легкого разглаживания рукой. К импортной мебели претензий по качеству почти нет, здесь другие нарушения – нет маркировки, и никто не поручится, что это именно итальянская, а не китайская мебель.
Н. Д. - Кстати, в одном из магазинов мы обнаружили светильники и кафель из Китая, а на ценниках значилось: производство Испании. Часто имеют место факты обсчета.
- Это при покупке мебели-то?
- Да, во время оформления доставки контрольной покупки – полки для обуви - нас обсчитали на 30 рублей, взяв больше за подъем на этаж и за саму доставку.
- Это безобразие! Я на день рождения купила сыр дорогущий и сырокопченую колбасу, а они оказались порчеными. Такие деньги псу под хвост!
Л. К. – Видите ли, важно еще и соблюдать режим хранения товаров не только в магазине, но и во время транспортировки. Сейчас мы очень много снимаем с реализации твердых сыров, которые перевозятся из Москвы как попало, в раскаленных вагонах. Головки к нам приезжают уже деформированные, с плесенью. А что касается сырокопченой колбасы, то в крае ее не делают, выпускают только варено-копченую. А московские производители тоже хитрят и дату производства на колбасе не ставят, прекрасно понимая, что пока она к нам доедет (да еще без всякого режима хранения), срок годности выйдет. Чтобы впредь не нарваться на порченый товар, требуйте у продавца качественное удостоверение, где проставлены дата выработки и конечный срок реализации. Продавец обязан это сделать, равно как срезать металлическую клипсу и удалить весь шпагат. Вы не должны оплачивать их вес (а он, бывает, доходит до 20 процентов от веса колбасы). Честно вам скажу – немного сейчас в городе качественной сырокопченой колбасы. Увы.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»