Большая путаница на коммунальной кухне

После первых содроганий всеобщей коммунальной реформы, которая подобно пылесосу опустошила семейный бюджет среднего класса, в Находке начался приступ местного реформаторства. Здесь решили перетасовать структуру городского хозяйства в сторону рационального укрупнения и якобы более четкого распределения функций поставщиков тепла, энергии и воды. Ветры преобразований родили пыльные бури в умах горожан, которые так и не поняли, какие преимущества несут им перестановки мест слагаемых.

6 авг. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1210 от 6 авг. 2002

После первых содроганий всеобщей коммунальной реформы, которая подобно пылесосу опустошила семейный бюджет среднего класса, в Находке начался приступ местного реформаторства. Здесь решили перетасовать структуру городского хозяйства в сторону рационального укрупнения и якобы более четкого распределения функций поставщиков тепла, энергии и воды. Ветры преобразований родили пыльные бури в умах горожан, которые так и не поняли, какие преимущества несут им перестановки мест слагаемых.

Конечно, оставаться без движения коммунальщикам никак нельзя. За последние пять лет нехватка средств на содержание городского ЖКХ стала весьма ощутимой. О каком-либо существенном развитии и говорить не приходится при нынешнем росте тарифов на услуги естественных монополий и цен на самые необходимые материалы. Ситуацию даже в официальных кругах называют критической. И если раньше лишь вскользь поговаривали о банкротстве коммуналки, уж больно нереальной казалась такая мысль, то сегодня уже не раз всерьез поднимали вопрос о введении внешнего управления на муниципальном предприятии «Водоканал». На очистных сооружениях отключали электроэнергию, дабы город мог понюхать, чем пахнут экономические реформы. Словом, добулькались...

Но что в самом деле подразумевается под реформированием самой важной жизнеобеспечивающей отрасли города? Прежде всего, считают в Находкинской мэрии, это оптимизация управленческой деятельности. На верхушке пирамиды объединяются два подразделения городской администрации - комитет жилищно-коммунального хозяйства и комитет по благоустройству и санитарной очистке. В самом деле, чего ей, очистке, почковаться в стороне?

На втором уровне пирамиды также создан муниципальный глобалист - предприятие «Жилкомхоз», которое объединило все прежде существовавшие предприятия, в том числе и на периферии – в Ливадии, Южно-Морском. Самостийность отстояло только сравнительно благополучное муниципальное унитарное предприятие «Западный».

Что касается поставщиков услуг, то муниципальный «Водоканал» по-прежнему самостоятельно собирает средства с потребителей, невзирая на перебои и так называемые графики – всех под одну гребенку. Зато вместо прежнего «Находка-электросеть» подати за энергию теперь собирает отделение «Дальэнергосбыта». Каждый частный потребитель теперь обязан заключить с этой организацией договор. Причем изначально было поставлено явно невыносимое условие – в месячный срок, до 10 августа, о чем было объявлено по телевидению. Если даже представить, что все 64 тысячи абонентов ринулись на Пограничную, 60 заключать договоры, выражая свою лояльность к энергетикам, то очередь протянется от самого начала вышеназванной улицы до площади Совершеннолетия. В очередь, сукины дети, в очередь! Но граждане пока не ринулись. А в отделе городской администрации по защите прав потребителей нашли в тексте договора несколько спорных моментов, которые еще предстоит, как говорится, привести в соответствие.

Особняком выступает предприятие «Примтеплоэнерго», которое также отдельно собирает плату за тепло и горячую воду. У него тоже реформаторство в крови. В почтовые ящики жильцов в июле разбросали счета, мол, платите, граждане, теперь мы диктуем новый порядок. Теперь, чтобы не напрягать кошелек единовременно, плата за тепло в зимнее время будет равномерно взиматься в течение 12 месяцев, для блага и удобства горожан. Потом извинились, пардон, дескать, не учли льготы и субсидии. И счета заслали снова.

Граждане застыли в недоумении: как бы эксперимент не оказался очередной уловкой по выкачиванию денег. Да и как, например, понимать семье из трех человек, которая горячую воду ощущает только как экзотику в день выборов и по большим праздникам, за что она только в мае должна платить по графе «горячая вода» 155 рублей 58 копеек? Сомнительная арифметика получается.

Вся эта путаница может рассматриваться как попытка скрыть реальные масштабы гигантского скачка цен на коммунальные услуги, хотя, конечно, вряд ли сами коммунальщики, энергетики, теплотехники и водопроводчики с этим согласятся. Каждый тянет одеяло на себя. Но самое очевидное – жильцу от этого удобнее не станет. Расслоение инфраструктуры несет неверие и сумятицу. Вероятно, чтобы все это упорядочить, предстоит затратить немало трудов. Кстати, в программах некоторых кандидатов в законодательное собрание Приморского края звучала вполне здравая мысль: организовать в основных районах города единые расчетно-кассовые центры, где можно было бы вносить плату за все и сразу. А главное, получить полную и четкую информацию о том, сколько, за какую услугу, на основании чьих решений он должен платить.

P.S. Когда материал готовился в номер, стало известно, что администрацией Находки объявлен конкурс муниципального заказа среди предприятий любых форм собственности на выполнение работ по эксплуатации и текущему содержанию жилого фонда города. Предполагается создать конкурентную среду в жилищно-коммунальном хозяйстве. И власти Находки в рамках проводимой реорганизации городского жилищно-коммунального хозяйства решили сделать первый шаг к демонополизации отрасли. Решение вполне логичное, но готовы ли к этому мы?

На конкурс выставляется жилой фонд общей площадью 566 тысяч квадратных метров - это четвертая часть того, что находится сейчас на обслуживании муниципальных предприятий.

На первом этапе победителям конкурса предлагается выполнение работ по уборке и содержанию подъездов, придомовых территорий и мест общего пользования. Обслуживание внутридомовых коммуникаций пока останется за муниципальными службами.

Средства от квартиросъемщиков в пределах установленных тарифов за эксплуатацию и текущее содержание жилфонда будут поступать в единый муниципальный расчетно-кассовый центр и затем перечисляться предприятию, выполняющему данный вид работ. Причем платежи населения будут идти предприятию централизованно за те жилые дома, которые оно непосредственно обслуживает. Словом, эксперименты продолжаются. На коммунальной кухне запахло жареным.