Поцелуй неандертальца
Океанолог по образованию, Владимир Черданцев за свою жизнь перебрал много профессий. Был водителем трамвая, геологом, слесарем, топографом.
Океанолог по образованию, Владимир Черданцев за свою жизнь перебрал много профессий. Был водителем трамвая, геологом, слесарем, топографом.
Но увлечению души - резьбе по дереву не изменял никогда. Первую свою поделку – кортик в ножнах Владимир смастерил, когда ему не было еще десяти лет. Он никогда и нигде этому не учился, как и его отец. Виртуозное чувствование дерева и владение стамеской, видимо, передалось ему с родительскими генами. Владимир не мог и предположить, что когда-нибудь это увлечение станет его единственной статьей доходов.
Но пришли перестроечные времена…
Всего час с небольшим требуется мастеру, чтобы кедровый чурбачок превратился в крутобокий половник или изящную десертную ложку. В ассортименте столовых предметов «деревянного» кудесника – разделочные доски, вилки для лапши, лопаточки, «томагавк» для отбивания мяса, скалки, солонки диковинной формы.
- Ложка, сделанная из кедрача или из дуба, будет служить не один десяток лет, - рассказывает Владимир. – Хотя на изготовление кухонной утвари идут и ясень, и липа, и лиственница. Деревянная ложка исстари всему голова. Она не только придает особый вкус щам да каше – пище нашей. Еще уму-разуму учит: как по лбу легонько стукнешь, так просветление в голове наступает, это еще предки знали.
Мастер лукаво посмеивается голубыми глазами. Народ любит останавливаться у его импровизированного прилавочка: если не товар купить, то поговорить или сфотографироваться на память. Уж очень он колоритен: и лицом, и душой. Да и цены у ложкаря вполне демократичные: ладную ложку можно за 20 рублей купить, разделочную доску – за 50 (такая же заграничная на все 300 тянет). Владимир тут же и работает. Стамеска, топорик, нож – вот и весь его нехитрый инструмент.
- Мастерской у меня нет, да она и не нужна, - говорит Владимир, виртуозно вытачивая игрушечный парусник. – Меня просто завалят заказами, тогда времени на творчество совсем не останется. А в голове столько задумок и так много хочется успеть. Это в далеком детстве, когда вытачивал простенькие пистолеты и арбалеты, особого изыска не требовалось. Сейчас другое дело – столько времени и сил нужно, чтобы придумать и вырезать причудливую шкатулку, маску, сувенир. Кстати, сейчас заканчиваю «Улыбку неандертальца». Мне нравится делать друзьям подарки собственными руками. Причем дерево я никогда не лакирую, иначе оно не сможет отдать свою добрую энергию и целебное тепло. Я всегда себе под ноги, когда работаю, вместо тапочек две дубовые дощечки подкладываю. Для здоровья и силы.
Дерево я покупаю у заготовителей, сам же в тайгу только по грибы – по ягоды хожу.
Но в полной мере оценить талант мастера можно, лишь побывав в его небольшой, но такой необычной квартире.
Вся мебель здесь в стиле Людовика XV, понятное дело, самодельная. Чего только стоят два резных кресла, украшенные головами льва и оленя. Но больше всего поражает воображение лестница, разделяющая квартиру на два «яруса».
А вообще Владимир Черданцев мечтает построить настоящий деревянный дворец, его уменьшенную копию, который бы стал домом друзей.
Автор: Мария ЯСЬКОВА, специально для «В»