Музыка света и дипломатии
Один из самых известных южнокорейских музыкантов Ким Док Су вместе со своей фольклорной группой «Самульлори» под эгидой проекта «Экспресс российско-корейской дружбы» провел в семи городах нашей страны, в том числе во Владивостоке, десять бесплатных концертов.
Один из самых известных южнокорейских музыкантов Ким Док Су вместе со своей фольклорной группой «Самульлори» под эгидой проекта «Экспресс российско-корейской дружбы» провел в семи городах нашей страны, в том числе во Владивостоке, десять бесплатных концертов.
На родине мистера Кима за внесистемность и творческую тягу ко всему модерновому называют Хулиганом. Хотя кто бы еще, кроме этого 50-летнего хулигана, двадцать пять лет назад вытащил традиционную корейскую музыку из забытья?! Именно Ким, генетически унаследовавший любовь к народным инструментам, вызвал на поединок западную поп-культуру. Своими мыслями о жизни, творчестве и России Ким Док Су при посредничестве переводчицы Хун Сук Юн делится с корреспондентом «В».
- Мистер Ким, у нас во Владивостоке, между прочим, в последнее время появилось много фольклорных ансамблей корейских барабанщиков. Можно ли сказать, что стиль «самульлори» стал такой же частью корейского экспорта, как тхэквондо, острая пища и электроника?
- Название древнему стилю, да и собственно группе дало наше поколение «семидесятников», когда Корея переживала переходный период и появилась опасность того, что американское влияние унифицирует традиционную культуру полуострова. Ортодоксальнее и традиционнее «Самульлори» в корейской музыке ничего нет, все звуки носят глубинный символический характер. Это связанные с жизнью кочевого народа образы ветра, света, дождя, облаков. Мои предки считали, что все это пришло к нам с берегов Байкала. Музыка хороша в том случае, когда приносит пользу. Считаю, что в Корее именно такая музыка и ей пора продвигаться по всему миру. Сейчас у нас в стране песни и танцы делят на «западные» и «восточные», я же придерживаюсь того мнения, что их нужно поделить на «северные» и «южные». А в центре, разумеется, будет стиль «самульлори».
- Вы это клоните к тому, что древняя музыка, словно политика, может объединить страны Корейского полуострова?
- На Юге процветает культура янки, на Севере – «постсоветская» традиция. Но самое интересное в том, что наша молодежь плохо знает традиционную культуру, в то время как в КНДР ситуация намного лучше. У «Самульлори» несколько раз были гастроли в Северной Корее, и там почувствовал, что в принципе и мы, и они играем ту же музыку. Демилитаризованная зона не разделит то, что течет в крови каждого корейца. Чтобы объединить две страны, нужны не деньги, а культура. Корейские журналисты еще не знают о том, что я вам скажу. Вместе с северными коллегами мы решили объединить страны возрождением древнего стиля «намсадам» и созданием общего коллектива, куда войдут по 15 музыкантов с обеих сторон – скоро поеду в Пхеньян на переговоры по этому поводу. Северяне будут играть на национальных инструментах и танцевать, а мы займемся ритмикой и стихосложением. Вообще меня всегда с радостью принимают в Пхеньяне.
- Мне кажется, что для многочасовых концертов, всех тех трюков, что вы исполняете, нужна отменная физическая подготовка.
- В отличие от балерин наши «тренировки» проходят всего-то во время установки сцены. Все остальное время, 24 часа в сутки, мы настраиваемся психологически – с помощью хорошего настроения и философских мыслей.
- У вас в ансамбле все девушки как на подбор. Набираете только самых красивых?
- Не стал бы этого отрицать. Наши девушки, конечно, привлекательнее японских и китайских, но намного уступают русским. Поэтому с этим вечная проблема (смеется)!
- Вы несколько раз бывали в России, что думаете о стране, культуре?
- Первый раз побывал у вас в далеком 1988 году, и выступление носило закрытый характер, так как роль зрителя играла советская элита. Сейчас же нам удалось выступить перед простым народом. Заметил, что лица россиян за эти годы стали как-то светлее, одухотвореннее.
В Южной Корее очень хорошо знают не только произведения Чайковского и мастеров русского балета, но и творчество Виктора Цоя. Если бы он был жив, уверен, поучаствовал бы в каком-нибудь совместном с корейцами проекте. На мой взгляд, его талант и все творчество – продукт некоторой этнической «обиды», поэтому в противовес социальной системе он и сочинял хорошую музыку.
Во всем мире балет «Лебединое озеро» считается классикой, а мне бы хотелось, чтобы таковой были названы и некоторые современные вещи. То есть я всеми руками за объединение классики и модерна. Последнее время мне удается в этом направлении продюсировать неплохие коллективы. Почему бы каким-нибудь музыкантам из Владивостока не объединиться с нами для совместного проекта? Посмотрите, какая жгучая смесь получится – «культурное столкновение» между Кореей и Россией!
* * *
Мультиинструменталист Ким Док Су родился в 1952 году, ансамбль Kim Duk-Soo’s SamulNori («Четырехголосье») основан в феврале 1978 года. В основе мелодики традиционная корейская перкуссия четырех «барабанов» - маленького гонга, чинга, чангго и бука. Костюмированные перфомансы обычно насыщены замысловатыми шаманскими ритуалами.
За все это время группа провела 21 мировое турне и отыграла 3000 концертов на различных этнических и джазовых фестивалях. Одно из последних выступлений состоялось во время церемонии открытия Кубка мира Корея/Япония-2002. К слову, Ким был соавтором официальной музыки футбольного чемпионата.
Автор: Александр СЫРЦОВ, «Владивосток»