Человек пригрел змею

Каждая поездка в заповедники Приморья оставляет в моей памяти незабываемые, порой самые неожиданные впечатления: то с тигром столкнешься, то женьшень попадется на пути.

2 авг. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1209 от 2 авг. 2002

 Каждая поездка в заповедники Приморья оставляет в моей памяти незабываемые, порой самые неожиданные впечатления: то с тигром столкнешься, то женьшень попадется на пути.

Но то, что довелось увидеть на этот раз в Уссурийском заповеднике, не вписывается ни в какие рамки разумного. Подобные фокусы были описаны разве что в сочинениях о жизни индийских йогов или сибирских шаманов-отшельников.

Представьте себе такую картину: древнее, прогнившее за долгие годы таежное зимовье, стоящее посреди безлюдной тайги. Пожилой человек преклонных лет, крепкого телосложения и со здоровым загаром на теле обедает в полумраке своего небогатого жилища, а в 30-40 сантиметрах от его тарелки на подоконнике спокойно лежит метровый щитомордник. Чуть в стороне - еще один такой же змей.

- У меня с ними полная гармония, - говорит бывший инспектор заповедника Федор Булгаков. – Порой мы даже спим вместе. Они в этом зимовье жили еще до моего переезда из города, и поэтому я не имею никакого права выгонять их отсюда. Вот этот, – хозяин указывает на здоровенного змея, – самый верный. Тот, что поменьше, появился недавно и сразу начал наводить свои порядки, ползает по своим товарищам и этим сильно раздражает их.

- Федор Федорович, они же ядовитые, почему вы их не боитесь? - стараясь держаться на дистанции от змей, поинтересовался я.

- В литературе сказано, что укусы щитомордников болезненны, но для человека – не смертельны. В то же время известный герпетолог Коротков в личной беседе как-то отметил, что ему доподлинно известно о 13 случаях летального исхода после укусов этих змей. Мое мнение на этот счет следующее: змея первой никогда не нападает. И при появлении незнакомого человека старается спрятаться.

Мне удалось насчитать девять щитомордников и небольших полозов на улице, еще парочку щитков в зимовье и одного двухметрового амурского полоза на крыше. Как выяснилось позже, змеи вполне дружелюбные существа. И, по мнению Булгакова, в такой компании жить намного спокойнее и приятнее, чем в обществе некоторых людей.

Кстати, Федор Федорович имеет два высших образования, прекрасно владеет иностранными языками. Сын у него преуспевающий бизнесмен. И вдруг бросает вполне обеспеченную жизнь во Владивостоке и уезжает в змеиное общество. Выходит, что-то в нашем мире не так, раз человек добровольно меняет его на такое гремучее братство.

Жить со змеями вовсе не героический поступок или дешевая реклама. Булгаков на личном примере доказал, что официальная наука еще мало знает о поведении этих древних существ, которых мы привыкли тупо убивать при первой же встрече или доить, как коров, ради капли лечебного яда.

Автор: Юрий СУДАКОВ, специально для «В», Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»,