Без шума и пыли
Не прошло и двух лет, как во Владивостоке на Морском кладбище был сдан в эксплуатацию первый на Дальнем Востоке крематорий. Его трубы задымили этой весной. Причина столь долгой задержки запуска кремационной печи не козни конкурентов, отсутствие финансирования или стихийные бедствия. Все гораздо проще.
Не прошло и двух лет, как во Владивостоке на Морском кладбище был сдан в эксплуатацию первый на Дальнем Востоке крематорий. Его трубы задымили этой весной. Причина столь долгой задержки запуска кремационной печи не козни конкурентов, отсутствие финансирования или стихийные бедствия. Все гораздо проще.
Во время строительства этого уникального для нашего региона объекта подрядчик немного отступил от проекта, в результате чего были допущены некоторые недоработки. Для их устранения пришлось менять многое, от перекрытия до неправильно установленного дизель-генератора. Ошибка подрядчика хозпользователю - специализированной городской похоронной службе "Некрополь" пришлось устранять своими силами. Но Евгений Осокин, руководитель этой похоронной службы - оптимист. Основные неполадки удалось устранить, и крематорий больше не стоит без дела.
За два месяца в печи кремировали всего лишь 10 человек. Говорят, что нет еще у наших людей понимания того, что кремация такое же успокоение души, что и погребение в землю. Не говоря уже о финансовой выгоде. Сама кремация обходится в две с половиной тысячи рублей. Урна, прах в которой герметично упакован, в зависимости от материала (дерево или фарфор) стоит от 200-300 рублей, венки - от 140. Таким образом, можно уложиться примерно в 3 тысячи рублей. А вот погребение в землю стоит не менее 6 тысяч. Вовсю рекламировать свое заведение и привлекать таким образом клиентов Евгений Осокин не считает приемлемым. Мол, не тот это бизнес, чтобы на каждом углу кричать.
Говорить о рентабельности крематория пока не приходится. Первые три года работы он будет находиться на дотации города. Последующие семь лет будет финансироваться наполовину. Прибыльным же может стать, если закроется кладбище. Если так и случится, крематорий справится с нагрузкой. За сутки во Владивостоке умирает примерно 20 человек, за это же время кремационная печь может "пропустить" 13 покойников.
Серьезной проблемой остается отсутствие колумбарной стены. Ее строительство нужно рассчитывать так, чтобы каждая ячейка обходилась пожелавшему поместить туда прах усопшего примерно в 400 рублей. Но строительство первой очереди стены на 300 ячеек по проекту должно начаться на косогоре. Его, как вы понимаете, необходимо укрепить, что требует дополнительных расходов. В результате стоимость одной ячейки подпрыгивает аж до 4 тысяч рублей. А потому ничего не остается, как переместиться на более устойчивую почву.
Кстати, прах после кремации необязательно помещать в колумбарную стену - его можно захоронить на кладбище или забрать домой. Но о последнем варианте, как и о самой кремации, сейчас мало кто подумывает.
Без пыли и шума крематорий должен решить одну из основных проблем Владивостока и остановить надвигающиеся на город кладбища. Однако за прошедшие два года мало что изменилось.
Автор: Ирина ИВАНЮШИНА, "Владивосток"